Автор: Макеева Ирина Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (20) сентябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Макеева И. А. Использование потенциала музейной деятельности в социализации детей-сирот (из опыта работы музейного комплекса Вологодского детского дома имени В.А. Гаврилина) // Молодой ученый. — 2010. — №9. — С. 263-265. — URL https://moluch.ru/archive/20/1494/ (дата обращения: 11.12.2017).

Процесс социализации подрастающего поколения предполагает не только  усвоение социального опыта, но и выработку адекватного поведения, способствующего успешной адаптации в обществе.

Одной из наиболее актуальных проблем воспитанников детского дома является овладение комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику адаптироваться  в различных сферах жизни личности – гражданской, профессиональной, семейной, духовной. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.д.), опыта семейной жизни  приводит к тому, что образ роли создается на основе достаточно ограниченной информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ»  социальной роли, который реализуется в дальнейшем и приводит к  трудностям в адаптации  и  не позволяет успешно социализироваться – освоить профессию,  создать семью, противостоять асоциальным явлениям.

Главная задача детского дома заключается в воспитании человека, способного в дальнейшем стать гражданином, семьянином, профессионалом. Для формирования гражданской роли ребенку необходимо увидеть образцы, модели поведения, которые должны закрепиться в его сознании. Деятельность музейного комплекса детского дома как раз и направлена на моделирование различных сфер жизнедеятельности человека, создание единого социализирующего пространства.

Данная система деятельности комплексного краеведческого музея сложилась в условиях  поиска новых направлений, возможностей образовательного учреждения в обеспечении процесса воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях недостаточной эффективности существующих механизмов подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в условиях становления системы постинтернатной адаптации выпускников. В рамках, разработанной  концепции, определены следующие методологические подходы, рассматривающие музей как центр воспитательной работы, средство воспитания общественной активности, патриотизма,  развития творчества,  воспитания нравственности и сохранения традиций.

Исходным положением является понимание того, что музей рассматривается не только  как институт социальной памяти -  «хранилище древно­стей», коллекция предметов старины, а становится динамичным, интегративным пространством, участвующим  в реализации важной задачи – социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком  и обществом, между личным опытом и культурно- историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая  целостность восприятия реального мира.

Музей   рассматривается как среда общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания ( воспитанник – воспитанник, воспитанник – педагог, группа –педагог, воспитанник - среда и др.) задающая определенную направленность ,  положительные ценностные ориентации,  оказывающая помощь детям и подросткам  в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

  Инновационная деятельность, проводимая детским домом, показала, что  музей может выступать в роли исследователя, консультанта и, можно сказать, тренера в особом тренинге социаль­ной активности детей и подростков, направленном на  выработку граждан­ской, жизненной позиции. При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведо­мые ему функции: социального ориентирования, адап­тации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и  создавая  благоприятную среду социализации личности.

В международном и федеральном законодательстве (Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Типовое положение об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.) определены стратегические цели воспитания и развития личности, прописаны требования к деятельности образовательных учреждений, в том числе и учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важнейшими из них, в частности, являются реализация конституционных прав всех  детей  без исключения на образование, развитие, доступ к информации, которая способствует его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию; отдых, досуг и культурную жизнь и т.д.; создание условий для успешной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

Реализация данных требований международного и федерального законодательства возможна только при условии  приоритетности личностного развития детей, при условии системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности  у воспитанников детского дома, при условии создания единого воспитывающего пространства.

                   Структуру музейного пространства детского дома  составляют музеи: «Боевая слава», «История школы»,  « В.А. Гаврилин»,  «Этнография и  декоративно- прикладное искусство», «Православная культура».

Музей «Боевая слава»  знакомит  учащихся с  историей Сивашской дивизии, с вологжанами -  ветеранами, героями  Великой Отечественной войны,  тружениками  тыла,  с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует  осознание своей  сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим  своей жизнью на благо будущих поколений.

Музей «История школы» знакомит воспитанников  с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками  детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию  активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской  ответственности,  профессиональному самоопределению воспитанников; способствует сохранению преемственности поколений.

Музей  «В.А. Гаврилин»  знакомит с историей жизни и творчеством выпускника Ковыринского детского дома ( правопреемником которого, является  детский дом), композитора Валерия Александровича Гаврилина; способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей   реализации (на примере жизни и творчества В.А. Гаврилина.).

Музей «Этнография и декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с  миром народной культуры, народными обычаями и традициями, ремеслами и народными промыслами Вологодской области, учит уважать человека труда,  помогает выбрать  ремесло по душе и  освоить его на уровне мастера народных промыслов в  предприятии «Овен».

Музей «Православная культура» знакомит воспитанников с основами православной культуры, историей духовной жизни Вологодской земли, способствует созданию   условий для духовно-нравственного воспитания школьников, формирования  системы ценностных ориентиров, основанных на фундаментальных общечеловеческих ценностях.

В музеях представлено богатое собрание экспонатов, среди которых есть просто уникальные вещи – школьная парта со скамьей, чернильница, перьевые ручки, аттестаты   начала ХХ века, личные вещи В.А.Гаврилина, пионерская и комсомольская атрибутика, предметы крестьянского быта и др., что позволяет детям визуализировать свои представления об истории.

Концептуальной  основой  музейной деятельности  является субъект-субъектный подход, в рамках которого ребенок рассматривается как самостоятельный, активный субъект деятельности, взаимодействия и освоения культурно-исторических ценностей и идей. Деятельность музеев построена таким образом, что дети не просто зрители, наблюдающие со стороны -  они  активные участники происходящего.  Воспитанники знакомятся с историей страны, детского дома, традициями,   с деятельностью и жизнью ветеранов педагогического труда, судьбами выпускников, что  позволяет им выстроить собственную картину мира, своей жизни, своего будущего в контексте жизни детского дома.

Важным направлением деятельности в рамках всех действующих музеев являются встречи с выпускниками детского дома разных поколений, что позволяет нынешним воспитанникам смоделировать свое будущее, ощутить свою причастность к прошлому, почувствовать себя младшими в этой большой семье детского дома. Выпускники рассказывают о своей жизни, профессии, семье, тех трудностях, проблемах, которые им пришлось преодолеть и о своих достижениях. Это позволяет будущим выпускникам более реально оценить перспективы предстоящей  самостоятельной жизни, более осознанно подойти к выбору профессии.

Общение с выпускниками   способствует обогащению знаний детей, расширению их жизненного опыта, формированию благоприятного эмоционального климата, укреплению межпоколенных связей.

Опыт работы музеев показывает, что взаимодействие с педагогами, выпускниками, социальными партнерами способствует превращению детского дома в открытую воспитательную систему, создает более благоприятные условия для вхождения детей в социум, способствует формированию  активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской  ответственности,  профессиональному самоопределению воспитанников, сохранению преемственности поколений.

Методологической базой разработки и реализации  программы деятельности музейного комплекса детского дома являются принципы гуманизма, развития   творческого  потенциала детей, сотрудничества, целесообразности, создания информационного поля. В структуре музейной деятельности выделены следующие направления - фондовая, экспозиционная работа, научно-исследовательская деятельность,  комплектование, экскурсионная практика.

Участие воспитанников в краеведческой деятельности:  в поиске и  обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных  мероприятий на базе музея,  уроков с использованием фондов музея, встречах с людьми -  чрезвычайно благоприятно для включения механизма развития творческих сил, реализации  нравственного потенциала,  выявле­ния  дополнительных ресурсов личности.

Формы реализации программ музейной деятельности  разнообразны, дифференцированы, комплексны, включают исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические - мастер-классы (мастерские) деятельность, которых направлена на приобщение детей к традиционным ремеслам – кружевоплетению, ткачеству,  изготовлению фольклорных кукол, изделий из бересты и др.

Лекции, беседы, встречи  проводятся в студии музея, в экспозиции или в конференц-зале, который оснащен мультимедийным оборудованием. Музеи активно развивают интерактивные формы деятельности – фольклорный театр, театрализованные экскурсии, организуют календарные праздники. Процесс работы на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает  умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг  общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.

Деятельность музеев позволяет педагогическому коллективу детского дома решать  задачи воспитания чувства гражданского долга, уважительного отношения к истории и культуре своего народа, к труду педагогов, осмысления происходящих в обществе перемен и понимания преемственности системы социально-нравственных ценностей, формирования эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Использование потенциала школьного музея, создает дополнительные возможности для воспитания и социализации  через создание целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной адресной социально-педагогической поддержки, социально-педагогической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): детского дома, воспитанников детского дома, попечения родителей, детского дома имени, комплекса детского дома, социализации воспитанников, профессиональному самоопределению воспитанников, музейного комплекса детского, социализации воспитанников детского, проблем воспитанников детского, ресурсов воспитанников детского, музейной деятельности, Вологодского детского дома, гендерной социализации воспитанников, задача детского дома, Канского детского дома, жизни детского дома, выпускниками детского дома, детского дома решать , выпускниками  детского дома.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос