Музейно-ресурсный центр как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Дата публикации: 08.05.2016

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Кубарькова Н. Н. Музейно-ресурсный центр как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/35/894/ (дата обращения: 22.08.2018).



Музей — лицо человеческой эпохи.

Мединский В. Р., министр культуры РФ

Современное дошкольное образование ставит перед собой цель-воспитание всестороннее гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуется стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков». Оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение выстраивает тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. В свете современных концепций развития общества, партнерских и конкурентных межведомственных взаимодействий данные взаимоотношения получили название «Образовательный кластер», «Культурно-образовательный кластер», «Экономический кластер». Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования посредством культурно-образовательного кластера. Сегодня это образовательная система по организации досуговой и образовательной деятельности детей через различные формы культурологической деятельности.

Предоставляем опыт работы культурно-образовательного кластера созданного на базе нашей группы, который реализуется по направлению — познавательное развитие.

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера задан периодом на один год. Элемент — образовательная и досуговая деятельность, партнеры в образовательном кластере — сотрудники МРЦ, педагоги группы, воспитанники и их родители.

Партнера из вне, с которым будем более тесно сотрудничать в течение года по культурологической деятельности, именно в рамках нашей группы (дети, педагоги, родители и представители учреждений культуры) мы определили на родительском собрании нашей группы, и остановили свой выбор на Музейно ресурсном центре. Так как, Музейный ресурсный центр г. Ноябрьска объединяет четыре разнoпрoфильных музея — Музей изобразительных искусств, Детский музей, Музей городской истории, Музей воинской славы и Городской центр ремесел, то это создает оптимальные условия для расширения кругозора дошкольников.

Музей изобразительных искусств создает условия для поддержки и стимулирования творческого потенциала местных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства; презентует музейные коллекции живописи, графики, популяризует детское художественное творчество.

Детский музей является автором интерактивных образовательных проектов, где важнейшей составляющей является принцип интерактивности. Лишь некоторые экспонаты находятся в витринах — все остальное — интерактивные модели, дающие простор для игры и творчества. Подчинение разнообразной деятельности интересам «маленького народа» делает Детский музей уникальным развлекательным, образовательным пространством, где можно посвятить свой досуг множеству интересных и при этом очень полезных, развивающих мероприятий (занятий, мастерских, праздников, акций и т. д.) тематика которых очень разнообразна.

Музей городской истории реализует комплексные проекты по этнографии, краеведению; «документирует» этапы освоения нефтегазовых залежей Крайнего Севера.

Музей воинской славы ведет активную культурную, просветительскую и информационную деятельность среди жителей города. Проводимые мероприятия направлены на патриотическое воспитание граждан России; укрепление связей разных поколений города; культурно-историческое, семейное и гражданское воспитание молодежи.

Городской центр ремесел особое внимание уделяет возрождению, развитию и сохранению традиционных народных ремесел, художественных промыслов и всех видов прикладного творчества как части культурного наследия народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. На базе ГЦР проводятся выставки, конкурсы, мастер-классы по обучению народным художественным промыслам и ремеслам, основам декоративно-прикладного искусства, организуются конкурсы и фестивали, оказывают методические консультации.

Организационная циклограмма действия культурно-образовательного кластера.

Сроки

Мероприятие

1

сентябрь

Определение форм взаимодействия ДОУ и музея

2

1 раз в квартал

Организация экскурсий (на базе МРЦ);

3

1 раз в квартал

Проведение тематических занятий сотрудниками музеев (на базе МРЦ, ДОУ);

4

по плану ДОУ

Совместное проведение различных мероприятий (на базе МРЦ, ДОУ);

5

1 раз в месяц

Посещение выставок (на базе МРЦ);-

6

по плану МРЦ

Участие семей в выставках совместного творчества, организуемых музеями (на базе МРЦ)

После каждого взаимодействия с Музейно-ресурсным центром мы проводим обобщающее мероприятие: выставки рисунков, поделок, домашние сочинения по теме мероприятий.

Большой интерес вызывает у родителей и детей практические мастер-классы по изготовлению, каких-либо сувениров, домашней атрибутики, подарков (семейный оберег, подарки к праздникам и др.)

Резонанс по всему детскому саду получило мероприятие, которые мы провели нашей группой: посещение выставки «Мир глазами мамонтенка». Перед посещением выставки мы организовали вечер «Семейного научно-популярного кино», где посмотрели фильм «Мамонты — возвращение гигантов» и отрывок из мультфильма «Ледниковый период». Дети приняли участие в акции «С Любой вокруг света». Ребята рисовали портреты доисторического животного и их работы вошли в экспозицию выставки МРЦ. В группе так же организовали выставку рисунков по этим фильмам, а затем, после посещения Музейно ресурсного центра — выставку поделок и семейных сочинений «Что было бы, если мамонтенок Люба ожил?!»

Четко спланированное и грамотно организованное функционирование культурно-образовательного кластера создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения с взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире, а, следовательно, поднимает предоставления образовательной услуги ДОУ на более высокий уровень, что является итоговым продуктом образовательного кластера в целом.

Литература:

  1. Морозова Н. А., Мельникова О. В. Музейная педагогика. М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. с.416
  2. Пантелеева Л. В. Музей и дети. М.; Изд. Дом «карапуз», 2005 г.
  3. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. Мини-музей в детском саду. М.; Линка-пресс, 2008 г.
  4. http://www.museum.ru/m1854
  5. http://www.kultura-nsk.ru/index.php/2012–08–27–07–32–02/uchrezhdeniya-kultury/muk-muzejnyj-resursnyj-tsentr
Основные термины (генерируются автоматически): культурно-образовательный кластер, музей, Детский музей, образовательный кластер, воинская слава, городская история, декоративно-прикладное искусство, детский сад, дошкольное образование, культурологическая деятельность.

Похожие статьи

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Одним из таких условий является развитие музейной культуры у дошкольников, которое опирается на культурологический подход в

музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи.

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурнообразовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных...

Система работы с детьми и родителями по организации...

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы... детский сад, ребенок, родитель, создание мини-музея, создание экспонатов, экспонат, музейная среда, музей, дошкольное учреждение, детская деятельность.

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное...

Роль музея в образовательном процессе школы

Культурно - образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества, так как музей- это, прежде всего, место изучения и сохранения культурно...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Цель деятельности музея: использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого...

Музей как инновационное образовательное пространство школы

Похожие статьи. Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Школьный музей: история и перспективы развития.

музей, образовательная деятельность, посетитель, образовательная деятельность музея, современный музей, экспозиция, место...

Кластерное развитие дошкольного образования

кластерный подход, дошкольное образование, образовательный процесс, кластер, старший дошкольник, образовательное учреждение, образовательная система, инновационная деятельность, кластерное развитие...

Школьный музей – социальный ресурс района | Статья в журнале...

культурно-образовательный кластер, музей, Детский музей, образовательный кластер, воинская слава, городская. Сетевой ресурсный центр: стратегия...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Одним из таких условий является развитие музейной культуры у дошкольников, которое опирается на культурологический подход в

музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи.

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурнообразовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных...

Система работы с детьми и родителями по организации...

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы... детский сад, ребенок, родитель, создание мини-музея, создание экспонатов, экспонат, музейная среда, музей, дошкольное учреждение, детская деятельность.

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное...

Роль музея в образовательном процессе школы

Культурно - образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества, так как музей- это, прежде всего, место изучения и сохранения культурно...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Цель деятельности музея: использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого...

Музей как инновационное образовательное пространство школы

Похожие статьи. Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Школьный музей: история и перспективы развития.

музей, образовательная деятельность, посетитель, образовательная деятельность музея, современный музей, экспозиция, место...

Кластерное развитие дошкольного образования

кластерный подход, дошкольное образование, образовательный процесс, кластер, старший дошкольник, образовательное учреждение, образовательная система, инновационная деятельность, кластерное развитие...

Школьный музей – социальный ресурс района | Статья в журнале...

культурно-образовательный кластер, музей, Детский музей, образовательный кластер, воинская слава, городская. Сетевой ресурсный центр: стратегия...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос