Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 16.12.2014

Статья просмотрена: 4743 раза

Библиографическое описание:

Паршутина, С. В. Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6937/ (дата обращения: 24.04.2024).

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их становлении и развитии. С этой целью на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» города Тулы создан отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая работа с детьми данной категории становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, где педагог для ребёнка и семьи становится другом, партнёром, помощником и защитником. Специфика работы заключается в характере, содержании обучения и воспитания, требует профессионализма, знаний особенностей развития ребёнка с особыми потребностями, определённых знаний использования современных образовательно-воспитательных технологий.

Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на социализацию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, своевременное обеспечение каждому воспитаннику в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей.

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Выполняя наряду с другими компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей — это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

Педагоги, работающие с детьми в отделе по работе с детьми с ОВЗ МБОУ ДОД «Дом детского творчества», стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности. Сотрудничество носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединённой единой идеей «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка». Педагоги стараются стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно — развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Достигнуты положительные результаты в области совершенствования уровня выявления и реализации творческого потенциала воспитанников. В этом большая заслуга педагогов, которые стараются морально поддержать ребёнка, помочь ему определить свои интересы, цели, возможности, найти пути преодоления различных препятствий, желание достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ребёнок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Есть положительные отзывы родителей, дети которых занимались с творческими и увлечёнными педагогами. Дети чувствуют себя комфортно в общении, даже проявляют некоторую одарённость (пишут стихи, песни, рассказы, хорошо рисуют, поют, участвуют в конкурсах различного уровня). Индивидуальные и дифференцированные занятия проводятся с учётом контингента детей. Педагогический коллектив постоянно работает в творческом режиме. В настоящее время в учреждении разработана программа развития «ДДТ — дом радости и здоровья» социально-педагогического направления, которая включает в себя приоритетные задачи работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и успешно реализуется на практике, созданы условия для творческого развития, оборудованы учебные кабинеты, приобретено новое игровое, спортивное и реабилитационное оборудование. Большое внимание уделяется использованию в работе оздоровительных технологий, которые включают ряд коррекционных упражнений с использованием разнообразных тренажёров для развития мелкой моторики рук, сенсорного восприятия. Для детей работают объединения по интересам, где каждый ребёнок может выбрать себе занятие по душе. Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной деятельности обучающихся, повышение их социальной активности в жизни коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, прослеживается тенденция к здоровому образу жизни, развитию толерантности.

С целью повышения профессионального мастерства для педагогов проводятся психолого-педагогические чтения по проблемам взаимодействия с воспитанниками, улучшению психологического климата в коллективе. Осуществляется диагностика и анкетирование по изучению типологических особенностей, интересов и потребностей педагогов. На базе нашего учреждения создан ресурсный центр для педагогов по социализации личности детей с ОВЗ. Цель деятельности данного центра - изучить, обобщить и транслировать эффективный опыт педагогов города по социализации детей с ОВЗ. Результаты работы центра публикуются на сайте учреждения МБОУДОД «ДДТ» (ddt71.ru).

Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями. Для родителей ежемесячно проводятся занятия в рамках «Школы для родителей» с использованием новых компьютерных технологий. Эти занятия включают в себя лекции, беседы, тренинги, круглые столы по вопросам воспитания детей с наглядным сопровождением (видеофильмы, презентации, интервью и т. п.). С родителями регулярно проводятся консультации по психолого-педагогическим проблемам. В учреждении чётко наблюдается расширение сферы общения. Это работа клуба общения для родителей и детей, литературно-музыкальные гостиные, творческие вечера «От всей души», фестивали многодетных семей, выставки художественного творчества. Здесь демонстрируют свои таланты не только дети, но и их родители.

Работа с воспитанниками включает в себя диагностику познавательных процессов детей, изучение их уровня интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала, интересов, способностей и склонностей. На основе полученных данных проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, направленные на исправление выраженных недостатков и устранение выявленных проблем. Основным направлением в работе с детьми является развитие эмоционального мира воспитанников, так как именно эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. В ходе обследований было выявлено, что многие дети с ограниченными возможностями здоровья постоянно испытывают трудности при адаптации к окружающей среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

Развитие творческого потенциала воспитанников — важный этап деятельности. Для решения этой задачи используются различные формы диагностики, развивающие занятия. Важным элементом педагогической работы является использование целостного подхода к развитию и коррекции ребёнка, которая требует системного воздействия.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания. Одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ социально-педагогическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. Диагностика интересов и потребностей детей и родителей показала, что сегодня существует социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для детей с ОВЗ и их родителей. В связи с этим, творческой группой педагогического коллектива был разработан проект концепции развития отдела по работе с детьми с ОВЗ, которая была переработана в программу развития. Задача учреждения — сохранить атмосферу понимания, комфорта, привлечь в неё новых участников. Тогда у детей с ОВЗ правильно, методично будет формироваться элементарное представление о жизни, труде, быте людей, умения и навыки, научиться общаться в неформальной трудовой обстановке, приобретут навыки самоутверждения в среде сверстников, сложится уверенность в себе. Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на общее эмоциональное состояние ребёнка с особыми потребностями, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат совместного труда оценивается максимально положительно.

Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:

-          обучение детей в объединениях по интересам на базе учреждения и на дому;

-          психолого-педагогическое и методическое сопровождение;

-          построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию личности воспитанников;

-          индивидуально-личностный подход;

-          выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;

-          оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей;

-          оздоровление и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии;

-          организацию содержательного досуга.

Гармоничное сочетание разнообразных направлений деятельности в практической работе способствует социализации личности детей с особыми потребностями, проявлению положительных волевых качеств, стремлению к своему самосовершенствованию и самореализации в обществе. В условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно легко реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.

 

Литература:

 

1.         Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-368 с.

2.         Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.-110 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, развитие, воспитание детей, дополнительное образование, педагогический коллектив, родитель, педагогическая работа, психическое развитие, творческий потенциал воспитанников.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия, факультет, образование, народная педагогика, общее образование...

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность — это «деятельность человека...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Новизна и практическая значимость данного проекта заключается в поиске и реализации технологий и методик психолого-педагогического сопровождения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания. Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

дополнительное образование, ограниченная возможность здоровья, педагог, ребенок, родитель, программа, педагогический коллектив, воспитанник, учреждение, образовательная программа.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста...

творческий потенциал, ребенок, дошкольный возраст, развитие, дошкольное образование, собственный замысел, дополнительное образование, различный материал, педагогический коллектив...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия...

Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления творческой и успешной личности.

Основная работа состояла во взаимодействии с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, педагог, форма работы, воспитание толерантности, дополнительное образование, детское творчество, педагогический коллектив, совместное творчество.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия, факультет, образование, народная педагогика, общее образование...

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность — это «деятельность человека...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Новизна и практическая значимость данного проекта заключается в поиске и реализации технологий и методик психолого-педагогического сопровождения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания. Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

дополнительное образование, ограниченная возможность здоровья, педагог, ребенок, родитель, программа, педагогический коллектив, воспитанник, учреждение, образовательная программа.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста...

творческий потенциал, ребенок, дошкольный возраст, развитие, дошкольное образование, собственный замысел, дополнительное образование, различный материал, педагогический коллектив...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия...

Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления творческой и успешной личности.

Основная работа состояла во взаимодействии с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, педагог, форма работы, воспитание толерантности, дополнительное образование, детское творчество, педагогический коллектив, совместное творчество.