Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 13.11.2016

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Шелковникова С. Л. Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 539-540. — URL https://moluch.ru/archive/127/35103/ (дата обращения: 20.09.2018).



Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность — это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, кпрофессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Учитывая своеобразие педагогической и воспитательной работы с детьми с нарушениями в развитии, акцент в группировке методов обучения и воспитания мы делали с учетом специфики воздействия разных видов творчества, и опирались на классификацию, предложенную Ю. К. Бабанским, который выделяет три основные группы методов:

‒ методы организации учебно-воспитательной деятельности;

‒ методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

‒ методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

Проектируя и организуя систему работы, основывались на учете следующих принципов:

‒ принцип учета структуры дефекта;

‒ деятельностный принцип;

‒ принцип создания ситуации успеха;

‒ принцип доступности материала;

‒ принцип эмоциональной насыщенности;

‒ принцип взаимосвязи разных видов деятельности;

‒ принцип реализации потребности в социальной принадлежности;

‒ принцип создания ситуаций, способствующих формированию

‒ социальных навыков и умений.

Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти; — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; — навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; — развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Исходя из опыта работы, мы определили, что большое значение в развитии творческих способностей детей с ОВЗ имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности детей и подростков преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности

Мы выделяем пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность детей на практических занятиях:

  1. Объяснение воспитателя. Этап теоретического осмысления работы.
  2. Показ. Этап инструктажа. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий. Сочетаю наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
  3. Выполнение работы — это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. На этом этапе особое внимание уделяю тем детям, которые плохо справляются с заданием. Практикую создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого задания. Учебный материал преподношу небольшими дозами, его усложнение осуществляю постепенно.
  4. Контроль. На этом этапе работы детей проверяются и оцениваются.

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога, воспитателя.Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Коррекционно-образовательной работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1 / В. И. Андреев — Казанский университет, 2006. — 175 с.
  2. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989. — 333 с.
  3. Белоусов В. И. Новаторство: от идеи до внедрения. — М.: «Советская Россия», 1985.- 126 с.
  4. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности — СПб: издательство Буковского, 1994.- 60 с.
  5. Волков И. П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. — М.: «Педагогика», 1987. — 101–140 с.
  6. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, СПб., 2003. — 157 с.
  7. Горюнова Л. С. Развитие ребенка как его жизненное творчество. // Искусство в школе. 1993. — № 1.- 97 с.
  8. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. // Школа — 1997. — № 2.- 49–53 с.
  9. Жигорева М. В. Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение — М.: Национальный книжный центр, 2016. -208 с.
  10. Кузнецов В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. — М.: «Академия», 2007. — 170 с.
  11. «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983. — 479 с.
  12. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 1996. — 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, развитие, ребенок, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности, способность, творческая личность, умение, учебно-познавательная деятельность.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Возможности работы педагога-психолога по развитию...

способность, творческая деятельность, развитие, ребенок, успешность развития, проблема развития, учебная деятельность, современная психолого-педагогическая наука, младший школьный возраст...

Познавательные способности детей дошкольного возраста как...

Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское творчество.

Развитие творческой личности ученика в рамках...

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов.

Методологические основы понятия творческой активности...

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности [10].

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их выполнение.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении [4].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Возможности работы педагога-психолога по развитию...

способность, творческая деятельность, развитие, ребенок, успешность развития, проблема развития, учебная деятельность, современная психолого-педагогическая наука, младший школьный возраст...

Познавательные способности детей дошкольного возраста как...

Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое детское творчество.

Развитие творческой личности ученика в рамках...

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов.

Методологические основы понятия творческой активности...

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности [10].

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их выполнение.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении [4].

Задать вопрос