Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тютяева М. И., Калинина Т. В., Ширшова И. В., Приписнова Н. А., Огородник С. И. Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 212-214. — URL https://moluch.ru/archive/189/47958/ (дата обращения: 16.06.2019).



Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рассматриваются направления работы с детьми. Описываются итоги мониторинга на конец учебного года по изучению воспитанниками русского народного творчества.

Ключевые слова: воспитатель, профессиональная деятельность, художественно-эстетическое воспитание, народная игрушка, дошкольное образование.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через русское народное творчество детям легче получить первоначальное эстетическое воспитание.

Проблема художественно-эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях перехода на ФГОС ДО она приобретает особое значение.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления творческой и успешной личности.

Педагог Н. А. Ветлугина отметила: «Получить в детстве начало эстетического воспитания — значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и оценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству» [1., 98 с.].

Исследователи народного искусства Комарова Т. С., Василенко В. Н., Ветлугина Н. А., Сакулина Н. П., Флерина Е. А. и др. отмечают значение декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития личности ребёнка. Е. А. Флерина одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики [2., 101 с.].

Работа в данном направлении велась в рамках инновационной площадки на базе МБДОУ «Детский сад № 11» г. Арзамаса Нижегородской области. Совместная деятельность по организации и научно-методическому сопровождению инновационной работы в образовательном учреждении велась по направлению «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей», под руководством кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».

Основная работа состояла во взаимодействии с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме, взаимодействии детского сада с социумом, выступлениях на педагогических советах, транслировании опыта в интернет-сообществах.

Основная работа состояла в изучении народной игрушки, так как национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Из всего разнообразия русских народных игрушек были выбраны каргопольская, филимоновская глиняные игрушки, так как они разносторонне воздействуют на развитие чувств, ума и характера ребенка. Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с простой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания. А также изучение полхов-майдановской и семеновской росписи [3., 2 с.].

Практика показывает, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители должны быть самыми заинтересованными и активными участниками воспитательного процесса. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, происходит развитие эмоционально-чувственной сферы.

Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями будет способствовать развитию творческих способностей детей, способствовать гармоничному разностороннему развитию ребенка.

За основу в своей работе была использована парциальная программа художественно — эстетического развития детей «Цветные ладошки» Лыкова И. А., которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы детского сада.

Было разработано методическое сопровождение (перспективный план, определены направления работы с детьми и родителями), проведен анализ развивающей предметно-практической среды, разработана педагогическая диагностика в соответствии с Основной образовательной программой.

В оценке достижений детей использовались малоформатные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Результаты первичной диагностики выявили недостаток развития личностных качеств у детей, они не ориентируются в произведениях народных мастеров (дефицит знаний и представлений о народных игрушках), в изобразительной деятельности отсутствует творческая активность, самостоятельность [3., 2 с.].

Работа с детьми проходила по следующим направлениям: вызвать эмоциональную отзывчивость, расширить представления о декоративно — прикладном искусстве русского народа, пробуждать творческую активность, самостоятельность в продуктивной деятельности.

Начиная работу с детьми по выбранному направлению, была пополнена среда образцами изделий разных видов народной игрушки, сделанными своими руками, оформлен мини — музей игрушек (для того чтобы заинтересовать детей, произвести на них впечатление), дана возможность детям поиграть с глиняными игрушками, воспитатели оформили яркие красочные плакат с изображением народных игрушек, элементами росписи.

Работа проходила через все виды детской деятельности (игровую, продуктивную, двигательную, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально-художественную, познавательную, трудовую, коммуникативную) и поэтапного приобщения к народному промыслу путем погружения в различные формы.

Планируя темы всех мероприятий, старались продумать их содержание таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с историей народной игрушки, выразить свое отношение, проявить личностные качества. Весь материал детям воспитатели преподносили в игровой форме.

Для самостоятельной деятельности детям предлагались плоскостные силуэты, которые способствовали развитию умений самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму [3., 3 с.].

Без взаимодействия с семьёй, работа по развитию художественно — творческих способностей у детей была бы не полноценной и незаконченной. На подготовительном этапе было проведено родительское собрание с анкетированием родителей по следующим вопросам:

  1. Считаете ли вы, что у детей нужно развивать творческие способности?
  2. Будет ли детям интересно знакомиться с народными игрушками?
  3. Готовы ли Вы принять участие в работе по развитию художественно-творческих способностей у детей через знакомство с народной игрушкой?

Вместе с родителями была определена тема индивидуального участия в инновационной площадке, родители ознакомились с интересными фактами, связанными с народными игрушками, оценили дидактические игры, разработанные воспитателями и т. д.

Воспитатели подготовили наглядные консультации для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников», «Значение народной игрушки в воспитании детей», «Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста», «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях», «Как развивать творческие способности у детей». Сотрудники детского сада провели с родителями мастер-класс по росписи народных игрушек, разработали информационные буклеты, организовали выставку совместного творчества детей и родителей.

В ходе работы возникли следующие трудности: к сожалению, не все родители идут на контакт, но благодаря активным формам взаимодействия они проявляют, интерес и идут на сотрудничество. Педагоги имеют достаточный творческий потенциал, но требуется дополнительное желание и активное саморегулирование в интеллектуальном процессе, т. е. есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.

Критерии диагностики

Показатели

Качества личности (эмоциональная отзывчивость)

Представления онародной игрушке

Практические навыки визобразительной деятельности

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Полностью сформированы показатели

20

77 %

17

65 %

8

31 %

В основном сформированы показатели, но имеются небольшие проблемы

9

35 %

6

23 %

9

35 %

13

50 %

Показатели сформированы частично

17

65 %

25

96 %

20

77 %

5

19 %

Показатели не сформированы

1

4 %

6

23 %

По итогам мониторинга на конец учебного года наблюдается рост интереса детей к русскому народному творчеству. Работая по данной теме в системе, дети стали проявлять эмоциональную отзывчивость, творческую активность.

Стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять разные виды народных игрушек среди других, различать не только форму, но и цветовые композиции.

Дети освоили простейшие практические навыки, научились рисовать элементы росписи народных игрушек и украшать ее силуэт, владеют основными принципами лепки из одного куска глины.

Таким образом, все, использованные нами формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок.

Работа по художественно — эстетическому воспитанию и развитию детей еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

Литература:

  1. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Акад. пед. наук; под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 2000. — 208 с.
  2. Флерина Е. А. Эстетическое оформление детского сада: из статьи «Художественное воспитание дошкольника» / Е. Флерина // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 2. — С. 100–104.
  3. Ширшова И. В. Из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно-прикладного искусства (каргопольская игрушка)» / http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-shirshova/statja-iz-opyta-raboty-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-detei-v-doshkolnom-uchrezhdeni-i-seme-sredstvami-dekorativno-prikladnogo-iskustva-kargopolskaja-igrushka.html.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, народная игрушка, ребенок, родитель, декоративно-прикладное искусство, русское народное творчество, народное искусство, инновационная площадка, дошкольный возраст, творческая активность.


Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Использование народных художественных промыслов России...

Посредством образцов народного искусства, педагог формирует в дошкольнике способность не только действовать по образцу, но и творчески применять опыт. Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей...

Приобщение к народным традициям детей старшего...

Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа оформила...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...

- знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием; - показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

- знакомство с историей народных промыслов декоративноприкладного искусства

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами...

народное декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, ребенок, дошкольный возраст, творческий потенциал детей, прикладное искусство, старший дошкольный возраст...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Использование народных художественных промыслов России...

Посредством образцов народного искусства, педагог формирует в дошкольнике способность не только действовать по образцу, но и творчески применять опыт. Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей...

Приобщение к народным традициям детей старшего...

Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа оформила...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...

- знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием; - показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

- знакомство с историей народных промыслов декоративноприкладного искусства

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами...

народное декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, ребенок, дошкольный возраст, творческий потенциал детей, прикладное искусство, старший дошкольный возраст...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Задать вопрос