Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Кошелева Л. Ю., Гаврюк О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14288/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассматривается такая важнейшая проблема дошкольной педагогики как поиск эффективных форм и средств эстетического воспитания. Ее актуальность в настоящее время подтверждается необходимостью для каждого воспитателя реализации требований ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как одну из главных задач общее и эстетическое развитие личности. В качестве важного средства эффективного эстетического воспитания авторы статьи рассматривают ознакомление дошкольников с народным искусством, а именно с традиционным хакасским искусством — национальной вышивкой.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дошкольного образования в 2014 году усилило внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, признанное одним из основных направлений в формировании личности ребенка. Эстетическое отношение к окружающему миру является важнейшим средством нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важное условие духовной жизни человека заключается в способности воспринимать и переживать красоту мира, испытывать глубокие эстетические чувства.

Проблемы эстетического воспитания в разные годы исследовались такими известными учеными как Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Т. С. Комарова, Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев, Е. М. Торшилова и д. р.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [8]. Оно тесно связано с художественным воспитанием, направленном на приобщение детей к искусству — «ключику», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Н. А. Ветлугина утверждала, что развивать эстетические способности нужно и можно у всех детей. Она подчеркнула такие важные для эстетического воспитания дошкольников условия как художественность предъявляемых произведений искусства и развитие эстетической деятельности в различных областях окружающей ребенка жизни (труде, природе, общественных отношениях, искусстве) [7].

Ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр являются неотъемлемой частью эстетического воспитания.

Особым средством эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство как явление живое, изменяющееся и развивающееся в соответствия с общими закономерностями традиционной культуры и тенденциями развития всего русского искусства. Лепка, резьба, вышивание и другие виды декоративно-прикладного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ и навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления советской системы образования такими педагогами, как А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина. Особенности образного языка народного искусства позволяют развивать эстетическую восприимчивость ребенка к явлениям и предметам окружающего мира. Народные художественные ремесла отвечают естественной потребности детей в ярких цветах, красочных мотивах.

Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднимается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство, которое заключено и в хохломской, жостовской росписи, мастерстве вологодских кружевниц, в игрушечном мастерстве Дымково, Городца, Загорска. Именно в этих простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт, заложено начало искусства. Народное изобразительное искусство сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.

Первые годы жизни ребенка важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо уже связывают со своим народом, страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера и мышления. Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей прелести его замыслов и интересов.

Большой потенциал для эстетического развития личности ребенка содержит ознакомление с таким видом народного искусства, как традиционная хакасская вышивка. Особенность этого традиционного искусства состоит в том, что способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, вырезаемые из бумаги (в прежнее время из бересты), которые хранились на этот случай. Их накладывали на материал и обводили кусочком мыла. Существовало два вида трафаретов: один непрерывный крой узора, когда мастерица складывает вдвое лист бумаги и режет непрерывный узор. Такие выкройки более распространены. Они создаются в зависимости от места будущей вышивки на той или иной части одежды и имеют соответствующие размеры и форму.

Второй тип трафарета, представляет собой отдельные разрозненные элементы узора: трилистники, многолепестковые розетты, лепестки и т. д. Они являются основными составляющими орнамента, так как с их помощью создаются разнообразные орнаментальные композиции.

В традиционном хакасском орнаменте как элементе духовной культуры отражено множество характеристик: религиозные представления народа, особенности социальной психологии и быта, и нравственно-эстетические идеалы. Древние народы Сибири не разграничивали природу не только с культурой, но и с человеком. Образы, созданные древними художниками, воспринимались как изображение и отражение природы и связывались с представлениями о «всеобщей вечной и порождающей самое себя жизни» [4]. Древние народы одухотворяли неживую природу, предметы, созданные человеком. Особую жизненную силу этим предметам мог придавать и орнамент, ряд мотивов которого, воспринимался как материализация духовных представлений, связанных с верованиями и культами.

Основными источниками вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на сверкающие звезды, на цветущие в степи ирисы, на бутоны таежных цветов — жарков. Именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки. В течение многих столетий хакасские вышивальщицы выработали свои принципы цветового решения, которые придают вышивке ярко выраженное национальное своеобразие. Цвет наряду с орнаментом играет значительную роль в декоративной выразительности хакасских вышитых изделий. Цвет оживляет орнамент. Благодаря цвету, значительно обогащается ритм: четче акцентируются отдельные мотивы.

В хакасской вышивке первое, что бросается в глаза, — изысканно нарядное звучание, строящееся на контрастном сопоставлении черного или белого фона и чистых ярких тонов блестящих шелковых ниток, которыми вышиты изделия.

Впечатление «живописности» вышитых узоров — результат того, что в вышивках есть элемент глубины, которую создает черный фон, удерживающий все узоры в одной плоскости. Он активен, глубина его не разрушает поверхности вышивки, а придает ей большее пластическое богатство. Фон как бы ярче выявляет каждый мотив, каждый элемент орнамента. Ни один цвет красочной гаммы из узоров не вступает в соперничество с цветом фона, так как фон поддерживает самые смелые сочетания цветов и приглушает их порой излишнюю яркость.

В расцветке употребляется ограниченное количество цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый, лиловый. Разнообразные сочетания этих цветов создают богатый декоративный эффект. Хакасские вышивальщицы не применяли различные градации одного итого же цвета. В расцветке узоров большинства вышивок преобладают ясные, сочные цвета ниток. Более ранние изделия почти монохромны; они вышиты нитками одного или двух-трех цветов. Эти особенности, сложившиеся на протяжении веков, делают творения народных мастериц подлинными шедеврами прикладного искусства [9].

Вслед за Ветлугиной мы может утверждать, что два условия определяют эффективность того или иного средства эстетического воспитания: высоко художественность предъявляемых произведений искусства и творческая активность самого ребенка. Высокий уровень художественности произведений народного искусства подтверждается его многолетним существованием в истории культуры, оценками профессиональных искусствоведов и любовью самого народа. Включение детей в творческий процесс изображения хакасских узоров может осуществляться через такой увлекательный вид изобразительной деятельности, доступной для ребенка-дошкольника как вырезание простейших элементов хакасских узоров из цветной бумаги, служащими основой для вышивки, а также и сама вышивка узоров тамбурным швом.

Таким образом, перечисленные особенности хакасского орнамента раскрывают огромные воспитательные возможности его изучения и этот вид народного искусства может стать эффективным средством эстетического воспитания.

Литература:

  1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие]– Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 380.
  2. Ветлугина Н. А.. Эстетическое воспитание в детском саду. М, «Просвещение», 1985 г.
  3. Кидиекова И. К. Вышивка в народном искусстве хакасов. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В. А. Кузьмин. — Красноярск: ООО «Поликор», 2008. — Т. 1: А — Н. — 432 с. — с. 130
  4. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. — М., 2005. — 305 с.
  5. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М.: Дет. Лит., 1985. — 207 с.
  6. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1992.
  7. http://www.art-education.ru/electronic-journal/nauchnaya-shkola-n-vetluginoy.
  8. http://helpiks.org/2–98176.html.
  9. https://sites.google.com/site/cultkhakasia/6-narodnoe-iskusstvo-hakasov/hakasskaa-vysivka

Ключевые слова

эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос