Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.09.2017

Статья просмотрена: 6132 раза

Библиографическое описание:

Тарасенко, Ю. О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ / Ю. О. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45690/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ.

Материалы адресованы студентам, магистрантам, педагогическим работникам дополнительного художественного образования, заинтересованным в повышении практической, практикоориентированной направленности обучения, а также стремящимся разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация

В повседневной жизни мы привыкли очень часто использовать слова, обозначающие эмоционально-ценностное отношение к окружающему и к самому себе: «красивый», «хороший», «мне нравится». Мы об этом не задумываемся, но данные категории показывают способности к эстетическому восприятию действительности.

О важности эстетического воспитания пишет Л. А. Ивахнова: «Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся входят в систему ключевых понятий модернизации содержания общего среднего образования [1, c. 188].

Действительно, роль творческой деятельности к приобщению к красоте и пониманию гармонии сложно переоценить. Посредством создания, восприятия, и интерпретации произведений искусства, человек становится ценителем прекрасного, обогащается духовно. Стоит оговориться, что пассивного погружения в среду недостаточно для полноценного художественного развития ребёнка. Хотя и отрицать её роль тоже не представляется возможным. Важно как окружить ребёнка предметами искусства, так и помочь в развитии его художественных способностей.

Для педагогов в художественных школах важно организовать учебный процесс так, чтобы на уроках царила атмосфера творчества, приподнятости, воодушевления, а ребёнок в процессе обучения становился активным и стремился к саморазвитию.

Но важно понимать, что человек в разном возрасте способен по-разному понять предметы искусства. Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваиваются, как средства художественной выразительности, то в возрасте 10–15 лет, в котором чаще всего занимаются дети в школах дополнительного художественного образования, идёт уже освоение различных видов художественных языков. Кроме того, нельзя приравнивать образы, созданные детьми, к образам, которые были сделаны взрослыми, так как ребёнок пока не способен сделать глубокий анализ и обобщение того, чем он занимается.

Но чем выше будет общее развитие способностей и уровень приобретённых навыков, тем выше будет и выразительность образа. Поэтому, без сомнения, способности детей необходимо развивать, этому уделяется большое внимание на уроках декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в художественных школах.

Декоративно-прикладное искусство, в данном случае, способно обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, повысить уровень понимания подлинного искусства, красоты окружающей действительности.

Термин декоративно-прикладное искусство произошёл от лат. dеcоrо — украшать. Данный вид искусства, кроме художественного смысла, непосредственно связан с бытом и окружающим миром людей, поскольку то, что имеет какое-либо отношение к бытовому, утилитарному предмету со временем стало называться прикладным. Всем нам известно, насколько разнообразен быт человека. Сюда входят домашние, рабочие, общественные и культурные занятия, поэтому не вызывает удивления и огромное разнообразие бытовых предметов, входящих в сферу декоративно-прикладного искусства.

Рассмотрим, как посредством ДПИ возможно организовать развитие художественных способностей у учащихся.

Психолог О. М. Дьяченко считает, что «развитие художественных способностей школьников зависит от овладения ими средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов» [2, с. 48].

Сущность же декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно существует в единстве и гармонии творчества и окружающей действительности. Традиционно к материалам ДПИ относятся дерево, камень, ткань, стекло, металл. Методами данного вида искусства могут выступать отделка изделий росписью, резьбой, художественное литьё из металла, гипса, гончарное ремесло, работа с бумагой. Поэтому дети не только осваивают навыки работы с различными материалами, но и приобщаются к культуре различных народов, глубже понимают народное творчество. Ведь ДПИ имеет глубокие исторические корни и бережно сохраняет традиции, свидетельствующие о духовном величии и созидательных возможностях народа.

Педагогу, занимающемуся художественно-эстетическим воспитанием необходимо включать в работу задания, помогающие развитию эмоционально-чувственной среды. Кроме того, необходимо формировать навык восприятия разных видов искусства путём посещения различных выставок, музеев и т. д. Эти действия помогают сформировать художественный вкус, умение оценивать различные произведения с эстетической точки зрения.

Поскольку в декоративно-прикладном искусстве наиболее ярко проявляется живая душа народа, то работа над формированием художественных способностей учащихся не может быть успешно выполнена без глубокого познания народной культуры. Познание народного творчества позволяет раскрыть национальные особенности представлений об окружающем мире. В систему занятий необходимо включать уроки, знакомящие с местными художественными промыслами, историю национального костюма, предметов быта, особенности обычаев.

В отечественной педагогике национальное воспитание имеет глубокие корни, педагоги всегда стремились привить любовь к родине, воспитать у детей чувство гордости за место, где они родились и выросли. Одним из педагогов, говорившим о необходимости прививать поэтапно любовь к народному творчеству, был П. П. Блонский. Сначала это должно быть «пропитывание ребенка продуктами национального творчества, затем всё прогрессирующее собственное национальное творчество» [3, с. 50].

Кроме того, не стоит забывать и о богатстве общечеловеческой культуры. Так, С. И. Гессен подвергал критике позицию «педагогических националистов», склонных, «возвеличивая и усиленно подчеркивая достоинства национального воспитания, замалчивать и умалять необходимость и значение воспитания общечеловеческого» [4, с. 11]. Необходимо показывать детям богатство и достижения всей мировой культуры. У детей должна быть возможность знать истоки не только национальной культуры, но и культуры других стран.

Если у учеников поддерживать высокий интерес к национальным истокам, традициям, культуре, то многократно возрастёт желание что-то создавать своими руками. Педагогу необходимо со своей стороны организовать знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с фактурными свойствами материалов, способами их обработки.

Огромный плюс данного вида творчества состоит в том, что практически в каждом доме сохранились различные сплетенные, вязаные, вышитые, вырезанные, глиняные изделия. Эти доставшиеся по наследству от предков изделия и есть подлинники декоративно-прикладного искусства, знакомство с которыми способствует формированию чувств национальной принадлежности и освоению национальной культуры.

Декоративно-прикладное искусство, являясь частью отечественной и мировой культуры, впитало в себя мудрость и талант многих поколений. Именно этот вид искусства позволит организовать широкий простор для творчества и развития учащихся. Сформировав интерес к традициям декоративно-прикладного искусства, можно развить у учащихся историческое самосознание, обогатить их знания сведениями из различных областей знаний, а также развить навык по художественной обработке материалов.

На занятиях с детьми мы изучаем различные виды ДПИ. На данный момент у детей огромным спросом пользуются различные техники и приёмы работы с бумагой.

Несмотря на древнюю историю развития бумаги, в Европе первые абстрактные объёмно-пространственные построения из бумажной плоскости возникают лишь в XX веке в среде русских конструктивистов, когда стали появляться первые работы в технике бумажной пластики [5, с. 7].

Она была популярна как среди зарубежных, так и российских художников. Чуть менее сто лет спустя бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В бумагопластике используются преимущественно готовые лекала для вырезки деталей создаваемой композиции (например, растений, животных, предметов интерьера и т. п.). Бумага обретает новый смысл, она становится активным элементом в объемно-пространственных построениях.

Об одной из использованных техник бумагопластики, под названием «Объёмная многоуровневая аппликация», хочется рассказать подробнее. Работа в данной технике была выполнена учащимися Детской художественной школы г. Калачинска.

На этапе подготовки необходимо подобрать литературу по бумагопластике, иллюстрированные книги на выбранную тематику. В нашем случае тем было две: «Сказочный лес» и «Иллюстрация к сказке», из которых для дальнейшей разработки каждый из детей мог выбрать одну.

Для работы в технике аппликации необходимо иметь следующие инструменты. Во-первых, это хорошо заточенные ножницы. Для того чтобы делать отверстия, используется шило. Помимо ножниц полезным инструментом будет канцелярский нож. Во-вторых, для приклеивания деталей на основание понадобится клей. Подойдёт любой: клей-карандаш, клей на жидкой основе или ПВА. В-третьих, для измерения понадобится линейка, полезно иметь под рукой линейку с готовыми шаблонами для обвода.

После выбора темы ученики приступают к зарисовкам и эскизам. (рис. 1а). На этапе изготовления эскиза важно уделить внимание подбору цвета и плотности бумаги. В качестве основы лучше всего выбирать прочную бумагу или картон. Для многоуровневой аппликации большое значение следует уделить такому свойству бумаги, как эластичность, чтобы избежать образования трещин на сгибах.

Выбрав самый удачный эскиз, ребята приступают к следующему этапу — «раскадровке» (рис. 1б). «Раскадровка» — процесс разбиения рисунка на 7–10 уровней и отрисовывания их на бумаге. За счёт многоуровневости происходит превращение плоского изображения в объёмное.

Затем, начиная с заднего плана, ребята приклеивают детали изображения. Заканчивают аппликацию изготовлением деталей для переднего плана (рис. 1в).

P1060249

а)

б)

в)

Рис. 1. Процесс выполнения многоуровневой аппликации: эскиз (а), «раскадровка» (б) и приклеивание элементов аппликации (в)

В рамках занятий дети научились видеть образы в сочетаниях различных фактур, линий, материалов, а занятие превратилось в интересный и захватывающий творческий процесс. Поскольку ДПИ основывается на на глубоких художественных традициях, оно способно воспитать чуткое отношение к прекрасному, в нём удачно сочетаются новые оригинальные решения с народным творчеством, отражая национальные традиции и устои. Примеры готовых работ приведены на рисунке 2 (а и б).

а)

б)

Рис. 2. Примеры готовых работ, выполненных в технике многоуровневой аппликации

Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

Литература:

  1. Ивахнова Л. А., Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению «Художественное образование. Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. Серия: Общество, история, современность. — Омск, 2011. — № 3(98). — с. 188–192.
  2. Дьяченко, О.М., Воображение дошкольника. — М.: Знание, — 1996. — 211 с.
  3. Плеханов А. В., Национальные лики педагогических универсалий: проблемы теории и истории русской педагогики: сборник научных статей. — Владимирский гос. педагог. университет, 2005–331 с.
  4. Девин П. О., О национальном русском воспитании. // Русская школа. 1916. № 2–3. с. 11.
  5. Шатунова О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 148 с.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, многоуровневая аппликация, народное творчество, вид искусства, ребенок, дополнительное художественное образование, мировая культура, национальная культура, национальное воспитание, творческая деятельность.


Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по...

Ключевые слова: этнопедагогика, декоративно-прикладное искусство, духовность, нравственность, культура, традиция, эстетическое и национальное воспитание, художественные ценности.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования...

Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения младших школьников.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа...

В результате функционирования Великого Шелкового пути впервые в истории появилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей.

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

«Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это отрасль искусства, которая художественно и эстетично оформляет предметную среду, созданную человеком и отображает ее предметный-декоративный мир» [1] Наиболее полно раскрыть творческий потенциал...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное...

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по...

Ключевые слова: этнопедагогика, декоративно-прикладное искусство, духовность, нравственность, культура, традиция, эстетическое и национальное воспитание, художественные ценности.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования...

Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения младших школьников.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа...

В результате функционирования Великого Шелкового пути впервые в истории появилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей.

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

«Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это отрасль искусства, которая художественно и эстетично оформляет предметную среду, созданную человеком и отображает ее предметный-декоративный мир» [1] Наиболее полно раскрыть творческий потенциал...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное...

Задать вопрос