Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 02.10.2015

Статья просмотрена: 748 раз

Библиографическое описание:

Демина Г. Д. Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8760/ (дата обращения: 22.08.2018).

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Поэтому, выход из этой ситуации есть — в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.

Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям — отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.

Введение в практику дошкольного образования интегрированной непосредственно-образовательной деятельности предполагается использование разнообразных видов деятельности, которые могут интегрировать между собой, что является решением единой педагогической задачи обучения. Развитие ребенка осуществляется в двух или более направлениях по формированию народных традиций, по художественно-эстетическому воспитанию воспитателями, узкими специалистами, работающими с одной группой детей на основе интеграции.

Приобщение к народным традициям в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла является эффективным научным инновационным методом работы с дошкольниками. Также — это есть важный шаг в становлении личности ребенка.

Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями.

Белгородчина — уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей чувство любви и гордости к «малой» Родине. Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение. Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа оформила мини — музей «Горницу», где теперь у нас живут предметы старины и народного быта. Детям очень нравится проводить досуг в «Горнице», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению к национальным традициям, русским бытом, ведется работа студии «Сударушка», совместные с родителями посиделки: «Кто в теремочке живет?», «Дом, открой свою тайну», «Загадки бабушкиного сундука», «Расписная прялочка» и другие.

 

С целью изучения национальных традиций, мною разработана и апробирована система работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре и музыкальному фольклору. Все это позволяет вызвать живой интерес у детей к народным традициям, расширяет и обогащает знания детей о русском быте, воспитывает интерес детей к музыкальной деятельности средствами интегрированного сочетания разных видов искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, народно-прикладное творчество.

 

Важное место в работе, отводится семье. Я считаю, что семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, — начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнать свою родословную, почитать старшее поколение. Доброжелательная, теплая домашняя обстановка — обязательное условие организации праздников и развлечений.

 

В результате проведенной работы, были замечены положительные тенденции в воспитании национальных традиций, развитии музыкальных способностей детей. Они с радостью посещали непосредственно-образовательную деятельность, кружок, проявляли творческую активность, эмоционально и выразительно исполняли русские народные песни, танцевали задорные танцы, легко и с азартом играли на музыкальных инструментах, стали дружнее, добрее, выдержаннее. Дошкольники выступали на большой сцене, занимая призовые места, участвуя на праздниках с гордостью за свой родной край.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших дошкольников вырастут настоящие защитники Отечества и продолжатели национальных традиций.

 

Литература:

 

1.      Князева, Л.Д., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с.

2.      Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, -226с.

3.      Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. — Белгород. 1998, -96с.

4.      Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. — Белгород. 1998, -96с.

5.      Комарова, Т.С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Москва: Аркти,2003, -143с.

Основные термины (генерируются автоматически): традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка. Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Русские народные традиции как средство воспитания...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора важно учитывать единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов...

Педагогические условия приобщения детей старшего...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Сущность народной культуры выражает традиция.

И самая любимая детьми форма народного фольклора, используемая нами в работе — русские народные сказки.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.

Фольклорные праздники как средство приобщения...

Цель: выявление педагогических возможностей фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре. Задачи: - раскрытьпедагогический потенциал фольклорных праздников в ДО.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

«Три богатыря» народной культуры: - Устное народное творчество.

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка. Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Русские народные традиции как средство воспитания...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора важно учитывать единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов...

Педагогические условия приобщения детей старшего...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Сущность народной культуры выражает традиция.

И самая любимая детьми форма народного фольклора, используемая нами в работе — русские народные сказки.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.

Фольклорные праздники как средство приобщения...

Цель: выявление педагогических возможностей фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре. Задачи: - раскрытьпедагогический потенциал фольклорных праздников в ДО.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

«Три богатыря» народной культуры: - Устное народное творчество.

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задать вопрос