Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора
Автор: Маттис Ольга Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.09.2015
Статья просмотрена: 2979 раз
Библиографическое описание:
Маттис, О. И. Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора / О. И. Маттис. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8709/ (дата обращения: 22.12.2024).
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценностей. С момента рождения человек попадает в определённую культурную среду со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности, с раннего детства приобщать ребёнка к истокам культуры русского народа.
Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является:
- Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.);
- Развитие интереса к праздникам и русским традициям;
- Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ;
Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками, напевками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает первые представления о культуре русского народа.
Вслушиваясь в слова потешек «Петушок-петушок», «Водичка-водичка», «Кисонька-мурысонька», «Ладушки-ладушки» и другие, песенок «Солнышко-колоколнышко», «Как у наших у ворот», закличек «Ветер, ветрецо не дуй нам в лицо, а дуй нам в спину, чтоб идти было в силу» или «Ветер, ветер прилети, серую тучку разгони», пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует малышей, но позволяет с помощью потешек организовывать их поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Пошёл котик на торжок», «Оладушки» разными способами: сопровождение чтения текста действием игрушки, использование пальчикового театра, шапочек, масок различных персонажей, позволяет быстрому запоминанию потешки, песенки, загадки, помогают не только показать ребёнку красоту и неповторимость окружающего мира, но и привить любовь к русской речи, слову.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжёлого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки «Петушок — петушок», «Кошка в лукошке…», «Кисонька-ласонька» и т. п. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, у детей прививается представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, это творение народа и воздействует на душу ребёнка, это духовное богатство народной культуры. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы русского языка. Первые сказки «Курочка — Ряба», «Репка», «Теремок» и другие вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески, малыш проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни, они открывают просторы для фантазирования, ребёнок познаёт сердцем свой народ.
Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были частью труда и быта русского народа, мы даём возможность детям познакомиться и с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Невозможно представить русские праздники без хороводов, в сюжетах которых отражены народный быт, красота родной природы.
Первые хороводные игры «Пузырь», «Карусели», «Мы едем, едем, едем в далёкие края», «Мыши водят хоровод», «Курочка-рябушечка», а также подвижных игр «Курочка-хохлатка», способствует не только быстрому заучиванию текста, выполнению определённых действий, но и создают атмосферу психологического комфорта и благополучия.
Настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами выбирают платочек, бусы, сарафан, корзиночку, используя изготовленные маски, они оказываются в мире сказок, способны пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, ощутить себя частью русского народа.
В детском саду имеется музей Русской избы, где собрано много экспонатов русского быта: люлька, самовар, полотенца и т. д. Игровой характер занятий «Угостим куклу чаем», «Испекли оладушки», пение колыбельных песенок «Баюшки-баю», «Баю-бай, ты собаченька, не лай!», «Спать не хочет бурый мишка» в русской избе стимулируют проявлению положительных эмоций ребёнка: дети получают первые уроки нравственности, доброты и милосердия.
Ни один праздник на Руси не проходит без музыки. Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и песен. Знакомство малышей с народными инструментам, такими как, деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки, позволяют не только рассматривать их, но и брать в руки, пробуя звучание. Они могут играть несложные мелодии «Во саду ли, в огороде», «Ладушки-ладушки» и другие.
Образные, короткие, легко запоминающиеся стихи помогают детям выразить своё отношение к животным, воспитывают в детях чувство любви, заботы. Например, играя с игрушкой — коровой, приговаривают «Уж как я ль свою коровушку люблю» или «Заболел наш петушок — он под дождиком промок — и теперь не может нам кукарекать по утрам». Они с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации, картинки, высказывают свои мысли, отношение к услышанному произведению, поступкам персонажей.
Прививая детям, любовь к природе с самого раннего возраста, мы не забываем о значении художественной литературы, устного народного творчества.
Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим, дополненные лучшими образцами устного народного творчества, воспитывает в детях любовь и доброе отношение к природе и всему окружающему миру.
Постоянные обращения к русскому фольклору делают речь наших воспитанников богаче и образнее, чаще в повседневной жизни стали слышаться слова из песенок и потешек, пословиц и поговорок. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развивают речь, воображение, произвольность действий, умение действовать синхронно, развивают чувство ритма и слух.
Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организуем тесное сотрудничество с родителями. Родители являются первыми помощниками. Активно принимали участие в создании музея Русской избы, предложили множество предметов русского быта, обшили кукол в стиле русского народного творчества.
Положительную оценку имеет создание семейного клуба «Содружество», где родители получают знания, приобретают умения и навыки по разным актуальным педагогическим темам, сами являются участниками образовательного процесса.
Успешно разыграли сказку «Волк и семеро козлят» вместе с детьми, участвовали в конкурсе колыбельных песен для раннего возраста «Ходит дрёма близ окон», оформили интересный материал «Потешки, загадки, заклички для малышей»
Совместная деятельность родителей, детей и педагогов способствует развитию интереса к истокам русского наследия, воспитывает любовь к родному краю, позволяет формировать представление о культурных ценностях и традициях русского народа.
Литература:
1. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П. «Играем с малышами». М-2003;
2. Картушина М. Ю. «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет». М-2008;
3. Матюхина Ю. А. «Развивающие игры для маленьких почемучек». М-2007;
4. Мокина Г. Б. «Игры для детей от года до трёх». Спб.Речь 2008.