Традиции русского народа в воспитании нравственно-этических норм поведения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 27.02.2015

Статья просмотрена: 2649 раз

Библиографическое описание:

Диденко, И. А. Традиции русского народа в воспитании нравственно-этических норм поведения / И. А. Диденко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7476/ (дата обращения: 17.12.2024).

В нашем современном мире с быстро текущим и изменяющимся временем, где нужно попасть «в струю», как многие считают, человеку необходимы следующие качества: креативность, напористость, мобильность, удача, если хотите. Сами по себе эти качества очень даже встраиваются в требования, предъявляемые нашим развивающимся обществом. Но часто в жизни человек сталкивается с ситуациями, где приходиться поступиться этическими принципами морали и эта позиция легко оправдывается тем, что жизнь сейчас такая.

Виной всему выступал недостаток внимания и пробелы в воспитанной работе с подрастающим поколением, с самыми маленькими человечками — дошкольниками. Ведь все мы знаем, что нравственно-этическая база закладывается в этом трогательном возрасте. Этой проблеме уделило внимание министерство образования в новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями [п.1 ст. 2], где определяет образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания. И, как следствие, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, который и направлен на решение одной из задач: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».В человеке должны взращиваться и развиваться такие этические понятия как добро, сострадание, любовь, смысл жизни в сотворении добра. С ними он и должен идти по жизни. В этом ведь и состоит понятие — человечность.

Я решила выбрать следующее средство для решения этой задачи — обратиться к опыту наших предков. И оказалось, что оптимизм и жизнелюбие ценилось с давних времён. Оно считалось основой для положительного поведения людей. В менталитете русского народа заложено милосердие, сотворение добра другим, что нельзя быть счастливым, если рядом беда. Традиции русской народной культуры — вот источник, который поможет мне решить нравственно-этические задачи с детьми. Конечно, можно сказать, что на протяжении многих лет в программах, предназначенных дошкольникам, было выделено место и потешкам, и песенкам, и играм, и хороводам, и художественным промыслам русского народа. Но, по моему мнению, это происходило потому, что задачи формулировались слишком общие, например: «Воспитывать любовь к своему городу, Родине». В своей же работе я направила взгляд на развития этических норм поведения воспитанников при ознакомлении дошкольников с родной культурой. Воспитательное воздействие на ребёнка оказывается непрерывно и мы должны учитывать присущие детскому возрасту психофизические особенности: положительное эмоциональное состояние, потребность в любви и ласке, стремление к активной деятельности. В народе личность рассматривалась как целостность телесной, душевной и духовной составляющих. Поэтому активные проявления ребёнка, адекватные данному возрасту, приветствовались и поддерживались. Взрослые не просто младенца поглаживали, разводили и складывали ручки, поднимали ножки, делали потягивание после сна, а сопровождали приговорами — пестушками: «Ой, мой маленький, ненаглядненький, мой хорошенький, мой пригоженький!» и другие. Свою любовь, внимание к малышу также проявляют воспитатели, когда впервые приходит ребёнок в детский сад. Расположить к себе внимание детей мне помогают русские песенки, потешки, прибаутки: «Дыбочек, дыбок…», «Ехал мальчик маленький…», «По дороге мы едем…» и другие. Наш русский богатый язык даёт возможность применить ласкательно-уменьшительные суффиксы и заполнить пустоты односложными повторами, что позволяет передать через художественное слово всю полноту доброго отношения к ребёнку. В свою очередь стимулирует эмоционально-положительное развитие детей.

В русском народе закладывались основы положительного поведения через сказки, где высмеивались пороки. Таким образом формировалась у детей основа самосознания «Я -хороший». При слушании сказки ребёнок отождествляет себя с главным героем, в котором народ концентрировал лучшие качества человека. Также наличие у героя положительных качеств, предполагает всегда и счастливый сказочный конец. Эта закономерность немаловажна для воспитательного процесса детей. Идея сказок внушает ребёнку успех в преодолении разных трудностей при условии положительных качеств, например, находчивость и смекалка («Каша из топора», «Терёшечка», «Жихарка»); приветливость и трудолюбие («Морозко», «Крошечка — Хаврошечка», «Баба-Яга»); честность, безупречное послушание старшим, бескорыстность («Царевна — лягушка», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван-царевич и серый волк»). Постепенно дети наполняют свою душу разнообразными способами положительного, социально одобряемого поведения, стремятся быть хорошими. В работе с детьми я не только помогаю увидеть и раскрыть эти черты главных героев, но и приводить их в пример в повседневной жизни дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Через игру ребёнок познаёт самого себя, окружающий мир. Она является залогом бодрости, радости. Не зря ведущий вид детской деятельности в детском саду — игра. В игре дети проявляют все присущие им потребности: физического действия, душевного общения. Даётся возможность для развития воображения, работы ума и сердца, воспитываются умения преодолевать неудачи, неуспех, постоять за справедливость. В русских народных традициях, как и сейчас в дошкольных образовательных организациях, всегда учитывались возрастные возможности детей. С малых лет ребёнок стремиться повторять понравившиеся действия («Пальчик», «Сорока-ворона», «Зайка серенький…»). При этом происходит не только физическое, но и эмоциональное развитие ребёнка. В более старшем дошкольном возрасте нельзя не сказать о формировании культуры общения между детьми во время игры. Добрые, излучающие свет и внимание к собеседнику глаза, мягкая улыбка человеком воспринимается как позитивный фон, создаёт благоприятную атмосферу для общения. И когда обучаешь детей игре, акцентируешь внимание на эти формы невербального контакта, то постепенно замечаешь, что при повторной игре дети самостоятельно настраиваются на положительный лад взаимоотношений в таких играх, как «Коршун, что ты делаешь?», «Фанты», «Краски», «Гуси-гуси» и другие. Умение действовать сообща, ответственность перед коллективом — разве это не те качества, которые мы должны заложить в каждого дошкольника? Они нам воздадутся сторицей. Ненавязчивость воспитательного процесса через игры нельзя недооценить. Словесные игры комплексно решают целый ряд воспитательных задач: умению подчинять эмоции рассудку, воспитывать волю, необходимость помнить запреты, стимулировали гибкость ума. Игры приучают детей правильно действовать как в ситуации успеха, так и неуспеха. В народных играх пресекались бахвальства, зло, хвастовство, слёзы, что неоднократно мне доводилось наблюдать при организации этого вида деятельности с детьми. Очень много внимания уделялось играм-хороводам, ведь не один праздник не обходился без них. А какое воспитательное воздействие они оказывали: словесные пожелания здоровья в форме «здравствования», обращение «добрый человек», по имени с ласкательными суффиксами, поклоны. Все эти действа объединяло ощущение добросердечных отношений, приветливости. Посредством простой привычки — водить хороводы «Звонарь», «Утка-Гусь», «Пирог», «Масленица» и другие, дети приучаются проявлять положительные эмоции.

Уклад жизни русского народа не позволял постоянно забавлять ребёнка. Занять его чем-то, стимулировать активность, воображение привело к созданию взрослыми игрушек: бирюлек, шаров-погремушек, кубарей, кукол из тряпок и соломы, глиняных свистулек. Малыши с удовольствием ими играли, а становясь постарше, стремились их изготовить самостоятельно. В современном мире мы это уже воспринимаем, как народное художественное творчество, вытекающее из народных промыслов. В работе педагогов дошкольных образовательных организаций в направлении знакомства с народными игрушками неоценимую помощь оказывают учреждения дополнительного образования. В нашем городе есть Дом ремёсел, который я не обошла своим вниманием. Наглядность, доступность являются одними из принципов дошкольного образования и, именно, это место поможет мне приобщить моих старших дошкольников к народному творчеству, — подумала я. Организовав экскурсию с детьми в Дом ремесел, убедилась в правильности своего решения. Сколько радостных эмоций получили мои воспитанники! А главное многое смогли увидеть своими глазами, ощутить руками. В Доме ремёсел дети узнали через свой опыт, что каждое изделие неповторимо. Ведь оно изготовляется ручным способом, и мастер делает всё сам от начала и до конца. По завершению работ на эту особенность обратилось внимание детей, не получилось двух одинаковых игрушек, в чём-то каждая индивидуальна. Воспитанники, под руководством мастера, лепили из глины старинную игрушку-свистульку — «птичку». На Руси, как и теперь, природа являлась главным поставщиком материала — глины, дерева, лозы, льна и шерсти (это касается европейской части нашей страны). В зависимости от условий жизни наличия природного материала, спроса на изделие овладевали мастерством целые поселения. Глина имеется и в нашем регионе, поэтому этот вид народного творчества хорошо было распространенно в нашей местности. Расписали свои игрушки дети уже во время организованной образовательной деятельности. Познакомились дети и с лозоплетением (в нашей местности использовались ивовые прутья). Это достаточно сложный процесс для возраста наших детей, но они с большим любопытством смотрели и слушали пояснения мастера во время изготовления изделия. Кукол из ткани изготовляли с незапамятных времён. Кукла это нечто свёрнутое и действительно в технологии изготовления использовались скрутки, обёртывание тканью. Куклу любили и почитали все: взрослые и дети, играли ею дети всех сословий. И наши дети преобразились, когда мы перешли к экспонатам тряпичных кукол. Удивление у дошкольников вызвала информация, что раньше куклы были безлики. На Руси для детей с младенчества куклы выступали в роли оберегов. По мере взросления рядом с детьми и изменялись куклы. Тряпичная кукла выражала простейший образ женщины: с косою — девушку, в платке — женщину, в более тёмных нарядах — пожилую женщину. Очень понравилась нашим девочкам кукла-перевёртыш. Конечно, без мастер-класса здесь тоже не обошлось. В результате данных экскурсий дети получили знания об особенностях каждого вида народного творчества, а главное стали ближе к пониманию традиций своего народа, обрели свой, хоть и маленький, опыт. А самое главное для меня — у них появилось желание повторить свои навыки в изготовлении игрушек. И не для того, чтобы оставить себе, а для подарков друзьям и близким. Не закладывается ли здесь одна из основ понимания смысла жизни в деятельном добре к людям?

Воззрения русского народа определяли в себе гуманистические идеи. В себе они несли оптимально сбалансированные соотношения внешнего воздействия через правила социального поведения, норм общества и внутренних психических возможностей, возрастных особенностей, индивидуальности детей. Воспитательные средства народной культуры отражают по своей сути социально-личностный ориентир. И можно сказать, что в современном мире приобщая детей к народным традициям русской культуры, мы формируем постепенно возрастные нормы поведения. Происходит самовоспитание ребёнка, так как, осторожно исследуя границы дозволенного, он решает свои эмоциональные проблемы. Ведя последовательно работу в познании нравственно-этических норм, опираясь на опыт предков, могу сделать заключение о том, что дети не только теоретически различают понятия добро и зло, любовь и ненависть, правда и ложь, но и в жизни стремятся проявлять положительные качества души.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон РФ от 02.07.2013г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.

3.                  Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. — М.: ЦГЛ. 2005. — 128с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, русский народ, игра, народное творчество, современный мир, внимание детей, детский сад, дошкольное образование, Русь, сотворение добра.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Педагогические основы формирования высоких человеческих чувств у учащихся

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Аспекты нравственного и патриотического воспитания молодежи

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Педагогические основы формирования высоких человеческих чувств у учащихся

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Аспекты нравственного и патриотического воспитания молодежи

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности