Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
Автор: Нилова Ольга Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 06.05.2014
Статья просмотрена: 449 раз
Библиографическое описание:
Нилова, О. В. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ / О. В. Нилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5558/ (дата обращения: 16.12.2024).
Здоровье — состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования — сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок.
Наши усилия сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирования его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных задач становится здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Поэтому перед собой я поставила задачи здоровьесбережения:
- сохранить здоровье детей,
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Целью моей работы является: разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Ведущими задачами физкультурно-оздоровительной работы являются:
1. Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма.
- повышение активности и общей работоспособности.
2. Образовательные задачи:
- формирование у детей двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
3. Воспитательные задачи:
- разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое);
- формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В ходе своей работы я определила для себя такие направления:
1. Лечебно-профилактическое (фито; витаминотерапия).
2. Обеспечения психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, создание условий для самореализации).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знание о здоровье, умение сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).
В процессе своей работы использую:
1. Отдельные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
2. Различные оздоровительные режимы (на время каникул, в летний период).
3. Комплексы закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком; «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе).
4. Дыхательную гимнастику.
5. Физкультурные занятия всех типов; кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) и включаю в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице:
- эстафеты и конкурсы;
- с использованием персонажей;
- с участием родителей;
- с подвижными народными играми
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение народным играм.
Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов, оздоровлению детей. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка — в этом и заключается педагогическая ценность игр.
Народная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная её особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Народные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние народные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и д. р. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником народных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
В своей работе я широко использую народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию придумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.
На праздниках и развлечениях также использую народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры — «Петя-петушок»; хороводные — «Заинька», «Коза»; игры-забавы — «Бабка-ёжка»; игры — состязания — перетягивания каната, борьба и т. д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, и другие сотрудники детского сада. В повседневной жизни, особенно на прогулке, мои воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».
Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет мне донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к её традициям.
Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявит воображение и фантазию, придумать что-то свое.
Моя задача состоит в том, чтобы используя народные игры в физическом развитии и оздоровление детей развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле. Способствовать развитию деятельности крупных и мелких мышц, лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
Спортивные игры и упражнения:
- плавание;
- катание на велосипеде;
- баскетбол;
- футбол;
- бадминтон;
- городки;
- ритмическая гимнастика.
В тестовом контакте я взаимодействую с родителями. На информационных стендах для родителей постоянно обновляется информация, освещающая вопросы оздоровления без лекарств. Предлагаю родителям комплексы упражнений для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики; пальчиковые игры. Привлекаю родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятий дошкольного учреждения.
Я считаю, что дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для дошкольного развития человека, а гармоничное развитие не возможно без физического воспитания, и моя основная цель воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка, путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело — все это дает положительный эффект в моей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Одним из показателей результативности я рассматриваю подготовку детей к обучению в школе. Беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков.