Специфика организации физического воспитания дошкольников посредством использования народной игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 11.05.2023

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, С. В. Специфика организации физического воспитания дошкольников посредством использования народной игры / С. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 575-579. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102517/ (дата обращения: 16.12.2024).



Как справедливо отмечает заслуженный педагог Н. А. Шелохнева: «Физическое воспитание в дошкольном учреждении строится на определенных принципах, которые условно можно объединить в три группы:

  1. общие принципы образования дошкольников в области физической культуры;
  2. принципы организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении,
  3. принципы построения занятий физическими упражнениями c дошкольниками» [15, с 3–4].

Физическое воспитание в дошкольном учреждении строится на основе создания положительных эмоциональных состояний от обшения со сверстниками, физических упражнений (победы над своим неумением, чувство «мышечной радости», понимания того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья).

Соответственно, физическое воспитание в дошкольном учреждении должно строится на некоторых принципах. Принцип вариативности физического образования и воспитания предполагает использование различных программ физического совершенствования дошкольников в зависимости от состояния их физического и психического здоровья, задач образовательного процесса, двигательных предпочтений воспитанников, особенностей развивающей среды дошкольного учреждения, желания родителей и так далее. Принцип региональной специфики физического образования и воспитания предполагает воспитание дошкольников с учетом географических условий и культурных традиций того региона, в котором проживает ребенок. Принцип оздоровительной направленности означает, что воспитатели дошкольного учреждения несут ответственность за здоровье и жизнь каждого воспитанника. Воспитатели должны обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создавать оптимальные условия для занятий и игр с детьми. По мнению С. М. Зайцевой: «принцип социализации ребенка означает, что ребенок как член общества вне социума существовать не сможет, основная потребность ребенка — жить вместе с окружающими людьми» [5, с 27]. Именно поэтому, процесс физического воспитания в дошкольном учреждении нужно строить так, чтобы ребенок был постоянно вовлечен в групповую двигательную активность, совместное решение двигательных задач, чтобы двигательное поведение дошкольника в процессе занятий было составной частью системы двигательной деятельности всей групы. По мнению Л. Н. Серебренниковой, принцип подготовки к обучению в школе учитывает, что при поступлении в школьное учреждение — один из наиболее важных моментов в жизни ребенка сопровождается изменением динамического стереотипа, который сложился за дошкольный период. Безболезненность и успешность адаптации учащихся к учебной нагрузке связаны с готовностью организма ребенка к началу систематического обучения [10, с 161]. Поэтому, чем более готов организм дошкольника преодолеть возникшие трудности, связанные с поступлением в школьное учреждение, тем легче протекает у него процесс адаптации. Среди многих факторов, которые влияют на успешность обучения в школе, основное место занимают физическое и психическое здоровье ребенка, развитие двигательных способностей, физическая работоспособность.

Успешно справиться с учебными нагрузками способны лишь здоровые, хорошо психически и физически развитые дети. Таким образом, осуществление принципа подготовки к школе осуществляется посредством укрепления здоровья, способствующее безболезненному переходу ребенка к систематическому обучению; обеспечение должного уровня развития физических качеств и сформированных двигательных навыков, что поможет ребенку успешно овладевать школьной программой по физической культуре; развитие при помощи физических упражнений качеств, которые обеспечивают успешность учебной деятельности вообще и по отдельным предметам, которые не имеют отношения к физической культуре, в частности; формирование у детей умения эффективно использовать время для отдыха и организовывать свою досуговую деятельность, используя при этом, физические упражнения [8, с 49–50].

Отечественный педагог А. В Гаськов в статье «Этнокультурная значимость народных тувинских игр» говорит: «Народные игры являются неотъемлемой частью физического и духовного воспитания дошкольников, поскольку радость движения в игре сочетается с духовным обогащением ребенка. На протяжении долгого периода времени в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их труд, быт, представлении о чести, мужестве, смелости, желании обладать силой, ловкостью, быстротой, выносливостью, проявлять выдержку, смекалку, волю, находчивость и стремление к победе» [4, с 103].

По мнению Л. Н. Серебренникова народная игра, как одна из форм физического воспитания, имеет свою классификацию, поскольку применение народных игр требует их специального отбора для решения различных педагогических задач. Для этого автором статьи «Русская народная подвижная игра-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста» были созданы рабочие группировки народных игр, которые имеют сходство по определенным признакам:

– по видовому отражению национальной культуры (здесь идет речь об отражении отношения к окружающей природе, отражается быт русского народа, вечная борьба темных сил со светлыми и так далее);

– по интенсивности используемых в игре движений (игра бывает малой, средней и высокой интенсивности);

– по типу двигательного действия, которое преимущественно входит в игру (с прыжками в длину или высоту, с бегом, с метанием в неподвижную или подвижную цель, с бросками и так далее);

– по сложности построения игры и по ее содержанию (переходящие, простые или командные) [10, с 163].

Существует еще одна классификация народных игр оп нескольким основаниям:

– по способу проведения (без водящего, с водящим, без предметов, сюжетные или ролевые);

– по физическим качествам, которые преимущественно проявляются в игровой деятельности (игры, которые способствуют воспитанию выносливости, силовых характеристик, быстроты, ловкости и гибкости);

– по отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной или заключительной части занятия) [3, с 19–20]

Исследователи русских народных игр (М. А Доронина, С. М. Зайцева А. В. Гаськов и другие) отмечают, что во все времена народные игры выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность ребенку погрузиться на время в радостную атмосферу.

Однако, на мой взгляд, основная функция народных игр заключается все же в воспитании. Игры способствуют развитию воображения, мышления, воспитывают активность, сообразительность, сноровку, умение постоять за себя и инициативу. Дети учатся преодолевать неудачи и переживать проигрыши. Посредством русских народных игр мудрость предыдущих поколений, которая накапливалась не одно десятилетие, передается из поколения в поколение.

Считаю, что русские народные игры, несомненно, должны включаться в занятия физического воспитания детей дошкольного возраста. Такие игры, как правило, общедоступны и очень просты. В народных играх каждый из участников может найти себе активную роль по своим способностям и силам. По мнению К. К. Утробиной, по содержанию все народные игры выразительны, лаконичны и доступны для ребенка. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития, совершенствуют все психические процессы [12, с 12].

Для занятий с детьми важное значение имеет выбор игры. Игры для занятия, как правило, выбираются прежде всего в зависимости от их двигательного содержания: игра с сопротивлением, игра с преодолением препятствий, игра с бегом или прыжками, с передачей или метанием и так далее. Игры стоит подбирать таким образом, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, не стоит проводить игру с прыжками, если на занятии дети учились правильно прыгать. Во-первых, при обучении прыжкам воспитатель стремится, чтобы воспитанники овладели техникой прыжка, и часто избирает для этого метод изучения материала по частям, а прыжки в игровом процессе, выполняемые как элементы игры, не будут выполняться так точно, как этого хотелось бы воспитателю, и, следовательно, не будут способствовать закреплению пройденного на занятии материала. Во-вторых, сочетание прыжков как одного из основных видов упражнений на занятиях и прыжков в игровом процессе создает предпосылки для ограниченного и одностороннего воздействия на организм ребенка [2, с 6].

Преждевременное применение народной игры может повлечь за собой образование неправильного навыка в двигательной активности. Необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически сложных основных движений возможно и должно быть только после того, как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. В таких условиях игра является отличным средством выработки у детей прочных навыков в выполнении определенного рода движений.

Н. В. Чашкина в своей работе «народная игра как средство художественно-эстетического воспитания и обучения детей в ДОУ» говорит о том, что игры со сложными правилами, которые требуют большой сосредоточенности и внимания, а также вновь разучиваемые игры, не стоит проводить на тех занятиях, на которых осваиваются или разучиваются технически сложные упражнения. В таких условиях стоит выбирать народные игры, которые хорошо знакомы детям. При выборе народной игры для занятия воспитателю необходимо предусматривать следующее:

– педагогическую задачу, решение которой возлагается на игру,

– место игры на занятии;

– основное двигательное содержание игры;

– эмоциональную и физическую нагрузку,

– состав детей по полу, возрасту и физической подготовленности,

– место проведения игры и необходимый инвентарь;

– методы организации детей для игры [13, с 215].

Поэтому, основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь воспитанников детского дошкольного учреждения всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как средство влияния на воспитанников, пробуждает воображение, интерес, добиваясь активного выполнения игровых действий. Красильников В. П сказал. «В ходе игры воспитатель привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за правильностью распределения физической нагрузки. Одним словом, задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть» [7, с 81].

В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают отрицательные и положительные черты характера ребенка, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. При разучивании и проведении народных игр большое внимание обращается на воспитательную работу с детьми. Игры должны дисциплинировать детей, помогать созданию сплоченного и дружного коллектива, в котором взаимная помощь и поддержка, подчинение личных интересов интересам группы или коллектива стали бы привычными и постоянными для детей. Этому способствует строгое соблюдение правил игры, точное выполнение участниками обязанностей, постоянное наблюдение воспитателя и его своевременные поправки, замечания и рекомендации. Обращается также внимание на бережное отношение детей к оборудованию и инвентарю.

Ознакомление детей с различными вариантами народной игры проводится постепенно, к детальному изучению, как правило, переходят только после усвоения воспитанниками основного материала. Таким образом, при проведении всех игр соблюдается принцип постепенного усложнения.

По мнению Е. Г Сорокиной: «Важным моментом в организации игр является выделение водящих, распределение по группам, назначение, в том случае если они нужны, судей и распределение обязанностей среди участников игрового процесса» [9, с 58].

Изучая литературу, пришла к выводу о том, что водящих можно выделять несколькими способами. Однако лучше, если его или их будет назначать воспитатель. Водящими должны быть наиболее быстрые, инициативные и энергичные дети. Если игра хорошо знакома, в целях воспитательного воздействия, привлечения к коллективным действиям воспитатель назначает водящими, судьями и своими помощниками тех детей, которые не отличаются большой активностью, держатся обособленно, или тех, кто обычно нарушает дисциплину. Судьями и помощниками также можно назначать детей, которые имеют проблемы со здоровьем.

Е. А. Тимофеева говорит о том, что деление на грушны или команды лучше всего производить по расчету. Такое распределение проводится легко, быстро и относительно правильно. Все остальные способы (по выбору капитанов, по назначению и так далее) менее удачны, поскольку могут образовываться более слабые или сильные группы или команды. Кроме того, такое распределение отнимает много времени и часто вызывает недовольство со стороны детей. Хороший способ деления на команды — построение в колонну по 3–4–5 человек. Каждая колонна будет командой. Капитаны команд могут быть выбраны игроками или назначаться воспитателем [11, с. 23].

Именно поэтому, при проведении игры очень велика роль воспитателя. От него зависит не только подготовка игры, но и весь ее ход, и что немаловажно, результат игровой деятельности. Воспитатель должен активно участвовать в играх, поскольку он руководит игрой, наблюдает, а если нужно, то и сам играет вместе с детьми.

А. В. Корнеев в своей статье «Герои русских народных волшебных сказок и феномен игры» говорит о том, что игры, которые способствуют совершенствованию определенных двигательных навыков, проводятся после того, как воспитанники уже овладели этими движениями. Преждевременное использование народных игр может повлечь за собой образование неправильного навыка. Игры нужно подбирать таким образом, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений [6, с 42].

Стоит отметить слова Т. Е. Шебловой: «Регулировать нагрузку можно, используя следующие приемы: изменение количества и продолжительности повторений игры; уменьшение ил увеличение игрового поля; изменение веса и размера инвентаря, усложнение или упрощение правил игры; увеличение или уменьшение количества действий; введение или устранение перерывов и так далее» [14, с 120]

Соответственно, в командных условиях для команд должны быть равными одинаковыми. Важно правильно и организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить отрицательные и положительные стороны, дать совет об организации и проведении игр в домашних условиях.

К подведению итогов можно привлекать самих детей, это способствует воспитанию у них умений давать оценку своим действиям, действиям товарищей, выявлять причины поражений и побед.

Теоретически обосновано, что народные игры в дошкольных учреждениях благоприятно влияют на развитие детей. К бережному отношению к природе детей знакомят такие народные игры как: «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Змейка», «Вороны и воробьи», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Стадо», «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайцы и ежи» и их различные варианты. С историческим наследием русского народа знакомят игры — «Домики», «Ворота», «Заря», «Встречный бой», «Каравай». «Корзинки», «Невод», «Ловись рыбка», «Охотники и утки», «Рыбаки», «Птицелов», «Удочка», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты. С большим интересом дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, в которых нужно проявить находчивость и смекалку, быстроту и хорошую координацию. К этому виду игр стоит отнести: «Городки». «Горелки», «Бабки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Ланга», «Котлы», «Считалки», «Третий — лишний», «Чехарда», «Чижик», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка» и так далее [1, с. 9].

Заключение

Таким образом, использовать народные игры в детских дошкольных учреждениях необходимо. Они дают положительные результаты тогда, когда исполняют свое главное назначение доставляют детям радость и удовольствие, а для этого они должны быть правильно использованы в педагогических целях. Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движении. Народные игры в комплексе с другими элементами физического воспитания в дошкольных учреждениях представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, которая сочетает духовное богатство, физическое совершенство и моральную чистоту, и в дальнейшем, благодаря этому воспитатель достигает высоких скоростно-силовых показателей, которые пригодятся детям в школе.

Литература:

  1. Абжалелов, Б.Б, Кужамбердиева С. Ж., Бекстова К. Н., Есиркетов Жм. Формирование социально-экономических потребностей учащихся средствами народных традиций / Б. Б. Абжалелов, С. ж кужамбердиева, к. Н. Бекетова, Ж. М. Есиркепов // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 3 (часть 1). — С. 8–10.
  2. Валова, Н. В. Подвижная игра как средство физического развития дошкольника / Н. В. Валова. — М.: Буки-Веди, 2014. — 142 с.
  3. Галигузова, л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология, «Педагогика и методика дошкольного образования» / Л. Н. Галигузова. — М.:Владос, 2007. — 301 с.
  4. Гаськов, А. В. Этнокультурная значимость народных тувинских игр / А. В. Гаськов // Вестник Бурятского государственного университега, -2013. — № 13. — C. 101–104.
  5. Зайцева, С. М. Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовки учащихся педагогическое мастерство: материалы международной конференции / С. М. Зайцева. — М.: Буки-Веди, 2013. — 79 с.
  6. Корнеев, А. В. Герои русских народных волшебных сказок и феномен игры / А. В. Корнеев // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-Сибирь. — 2012. — Мо 6. — С.2–4.
  7. Красильников, в. П. Народные подвижные игры современного города как дополнительная форма физического воспитания детей и подростков / В. П. Красильников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2006. — № 3 (58). — C. 80–81.
  8. Панкеев, И. Русские народные игры / И. Панкеев. — М.: Издательство Яуза, 2009. — 240 с.
  9. Сайкина, Е. Г., Фирилева, Ж. Е. «Физкульт-привет минуткам и паузам!» Сборник физических упражнений для дошкольников и Школьников / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005. — 128 с.
  10. Серебренникова, л. Н. Русская народная подвижная игра — средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Серебренникова // Игра игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции. — 1–2 апреля 2012. — C. 160–164.
  11. Тимофеева, Е. А. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: мегодическое пособие. Часть 2 / Е. А. Тимофеева. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2009. — 112 с.
  12. Утробина, К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3–5 лет Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре / К. К. Утробина. — М.: «ГНОМ и Д», 2012. — 104 с.
  13. Чашкина, Н. В. Народная игра как средство художественно-эстетического воспитания и обучения детей в ДОУ / Н. В. Чашкина //Педпортал. — 2015. — № 31. — C. 2–4.
  14. Шеблова, Т. Е. Народные игры как средство физического развития детей дошкольного возраста / Т. Е. Шеблова // Педсовет. — 2015. — № 31. — C. 1 -5.
  15. Шелохнева, Н. А. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников / Н. А. Шелохнева // Сельская школа. Домашнее воспитание. — 2010. — № 4. — С. 4–7.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольное учреждение, физическое воспитание, народная игра, воспитатель, двигательное содержание, занятие, игровая деятельность, игровой процесс.


Похожие статьи

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста посредством организации и проведения сюжетно-ролевых игр

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Повышение уровня двигательной активности дошкольников старшего возраста посредством русских народных подвижных игр

Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе

Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Овладение элементами прикладного плавания как основа безопасного поведения дошкольников на воде

Похожие статьи

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста посредством организации и проведения сюжетно-ролевых игр

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Повышение уровня двигательной активности дошкольников старшего возраста посредством русских народных подвижных игр

Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе

Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Овладение элементами прикладного плавания как основа безопасного поведения дошкольников на воде

Задать вопрос