Авторы: Кожина Елена Николаевна, Рослякова Люция Фаридовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.10.2016

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Кожина Е. Н., Рослякова Л. Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 697-699.



Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.

Сегодня педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание нравственных чувств с раннего детства. Применительно к детям 6— 7 лет дошкольная педагогика определяет содержание патриотических чувств как желание больше узнать о своей стране, ее народах, как проявление симпатии и уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям. Также элементарное понимание общественной значимости труда людей, желание принять в нем посильное участие, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь ее красоту, доступное участие в происходящих вокруг событиях общественной жизни. Важным условием в воспитания начал патриотических чувств является ознакомление детей с явлениями общественной жизни и организации их деятельности, направленной на формирование общественных мотивов поведения.

В педагогике благодаря работам А. П. Усовой, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и др., накоплен богатый материал по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Наиболее полно разработаны вопросы формирования представлений о труде взрослых (Е. И. Радина, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, И. Д. Власова, С. А. Котлярова, В. И. Глотова, Н. М. Крылова). Но хотелось бы сформировать у дошкольников отзывчивость, чуткость к явлениям социальной действительности.

Психологами (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Д. Левитов и др.) доказана возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, является народное творчество (Н. Ф. Самсонюк, Р. Ш. Холикова).

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях:

‒ Если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни;

‒ Если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств;

‒ Если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

При отборе произведений народного творчества необходимо руководствоваться общими принципами:

‒ Соответствие задачам ФГОС;

‒ Доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность.

‒ Кроме этого, в произведениях должны найти отражение специфические черты национального искусства.

Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства углубляется, когда оно сопровождается приобщением к малым формам поэтического творчества, отображающим народный быт, обычаи и традиции.

Ведущими задачами при этом являются:

‒ Обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве;

‒ Подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека;

‒ Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Формирование знаний, предлагаемые детям, можно разделить следующим образом:

‒ Характерные мотивы в русских орнаментальных узорах, особенности их компоновки и колорита.

‒ Специфически е особенности русских орнаментов: полихромность, наличие асимметричных узоров, наличие зооморфных, сюжетных мотивов, своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, жостовской росписей — в русских узорах.

‒ Вариативность орнаментации на русских изделиях (платки, сарафан, рубаха, пояс).

Эстетическая ценность произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий.

Серия общеразвивающих ситуаций по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа поможет подвести детей к пониманию:

‒ самобытности, своеобразия русского народного декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение);

‒ связи содержания орнамента с окружающей природой;

‒ связи искусства с бытом и жизнью народа;

‒ преемственности традиций народного искусства.

Для того, чтобы обеспечить перенос знаний в самостоятельную деятельность, необходимо формировать конкретные умения и навыки воспроизведения характерных особенностей народных узоров (мотив, композиция, цветовое решение). У детей необходимо формировать приемы рисования и вырезывания простейших элементов русского орнамента.

Необходимо уделять внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед необходимостью применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности: «Русские узоры», «Нарядный платок для куклы Маши», «Украсим рубаху для куклы Вани» и другие, можно предложить выполнить коллективную работу по декоративному рисованию и аппликации по мотивам народного орнамента для украшения групповых комнат и зала для музыкальных занятий.

Таким образом, самостоятельная деятельность детей будет строиться на основе полученных знаний и в то же время требовать новых. Создается система зависимостей полученных знаний и деятельности, которая обеспечивает переход на новый этап.

Все это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей, формирования чувства симпатии к народу — творцу талантливых произведений. Естественно, что интерес и любовь к искусству народов родной страны становится частью чувства любви к Родине.

Ознакомление детей с декоративным искусством должно проходить в единстве с приобщением их к особенностям традиций, обычаев, труда, быта народа, нашедших отражение в произведениях фольклора.

Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев («Каким ремеслом занимался народ?», «Как об этом сказано в сказке?», «В какую одежду был одет герой сказки?»).

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок — подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков — способствует раскрытию идей патриотизма, лучшему пониманию детьми художественных произведений о подвигах русских воинов.

Тщательной продуманности и четкости требуют вопросы при обсуждении героических сказок (Против кого боролся герой? Была ли его борьба правильной, справедливой? Почему народ помогал герою? Как благодарил народ героя — освободителя?).

При ознакомлении детей с родным краем целесообразно сравнить современную жизнь с изображенной в сказках.

Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его, следует использовать разные методы ознакомления с этим произведением (рассказывание с иллюстрациями и без них, инсценировка, кукольный театр). Особо необходимо отметить необходимость создания условий для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация.

Цель проводимых занятий: — вызвать у детей 6–7 лет устойчивый и глубокий интерес к произведениям народного творчества. Это должно проявляться в желании продолжить занятие, обсудить его с воспитателем, родителями, сверстниками; в увеличении числа вопросов и поиске ответов на них; в самостоятельном и инициативном выделении народных мотивов в современной одежде, предметах быта, украшениях.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Литература:

  1. Бубарина Т. А., Куприна Л. С., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. — Знакомство детей с русским народным творчеством. 3-е издание, перераб. и дополн. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 400с.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. — 2-е издание.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — 304с.
  3. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): народного творчества, патриотических чувств, родному краю, произведений народного творчества, общественной жизни, воспитания любви, средство воспитания любви, явлениями общественной жизни, ознакомление детей, декоративного искусства, произведениях народного творчества, Произведения народного творчества, Народное творчество, произведениям народного творчества, образцам народного творчества, отборе произведений народного, отбор произведений народного, ценность произведений народного, русского народного декоративного, изделиями народного быта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос