Дополнительное образование детей - потенциал воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 3901 раз

Библиографическое описание:

Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287. — URL https://moluch.ru/archive/13/1053/ (дата обращения: 25.09.2018).

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен­ности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополни­тельного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию ус­пеха» (Л.С. Выготский).

Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная де­ятельность. С одной стороны, данное утверждение не­сколько категорично - воспитание словом, поступком, примером и т.д. С другой - заслуживает самого пристального внимания, так как эффективность воспитания через созидательную деятельность, сотворче­ство взрослого и ребенка трудно переоценить. Большин­ство детей действительно испытывают огромную потреб­ность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в объединениях по интересам, клубах и круж­ках, овладевать основами будущей профессии, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. В процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного реше­ния, переоценки ценностей, что активно влияет на его воспитание, становление, самоопределение. И во многом именно от нас, взрослых, зависит - сможем мы помочь ему в этом на каждом из возрастных этапов жизни или нет.

Совершенно очевидно, что эта задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружени­ем, средствами массовой информации, играет дополни­тельное образование детей - целенаправленный непре­рывный процесс воспитания, обучения, развития.

Отличительными чертами педагогики дополнительно­го образования детей являются:

·         создание условий для свободного выбора каждым ре­бенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее осво­ения, педагога;

·         многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

·         личностно-деятельностный характер образовательно­го процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

·         личностио-ориентированный подход к ребенку, созда­ние «ситуации успеха» для каждого. В центре дополни­тельного образовательного процесса находится кон­кретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информа­цию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудо­вой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.;

·         создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

·         признание за ребенком права на пробы и ошибки в вы­боре, права на пересмотр возможностей в самоопреде­лении;

·         применение таких средств определения результативно­сти продвижения ребенка в границах избранной им до­полнительной образовательной программы (вида дея­тельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулирова­ли бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка [3, с. 79].

Способности ребенка формируются посредством овла­дения в процессе воспитания и обучения содержанием ма­териальной и духовной культуры, техники, науки, искусст­ва. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуально­го жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способно­стей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип явля­ется основополагающим в системе дополнительного об­разования детей.

Традиционно понятие «дополнительное» идет по семан­тике слова. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. К сожалению, в российском образовании долгие годы понятие «дополнительное» было связано исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одним из средств помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстаю­щими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образо­вательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просве­тительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и дру­гими общественными организациями.

В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федера­ции «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целена­правленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Причем надо иметь в виду, что наряду с дополнительным об­разованием детей в образовательном пространстве по прежнему существует внеурочная работа (работа классного руко­водителя по организации воспитательного процесса в рамках коллектива своего класса), внеклассная работа (орга­низация воспитательного процесса в рамках школы), вне­школьная работа (организация воспитательного процесса с коллективом класса или школы вне рамок школы).

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «по душе». Личность формирует­ся в постоянной деятельности, преодолении себя, в пере­живаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в обще­нии (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе. В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого уча­щегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т.п.), либо поста­раться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к зна­ниям, активной творческой деятельности. Приведем лишь один пример. В свое время известный педагог С.А. Шмаков рассказал реальную историю из жизни одного подростка, не дававшего покоя учителям своим поведением и отно­шением к учебе. Все изменилось благодаря случаю. В шко­ле шла подготовка спектакля к празднику. Все роли были распределены, кроме одной - никто не хотел играть «зад коровы». Руководителю драмкружка каким-то образом уда­лось убедить мальчика в том, что он справится с этой ро­лью лучше других. Подросток решил попробовать и в ходе репетиций так увлекся, вложил в эту роль столько неуем­ной энергии, комизма и скрытого до сей поры актерского таланта, что наутро проснулся знаменитым. Его игра так потрясла зрителей - учителей, родителей, учащихся, что на какое-то время он стал героем школы. В нем вдруг уви­дели личность - яркую, талантливую, забыв о его оценках и поведении. Это мгновение оказалось переломным в жиз­ни подростка - испытав однажды радость успеха и при­знания, мальчик захотел закрепить его. Спустя определен­ное время никто уже и не вспоминал о проблемах с некогда «трудным» подростком, поскольку они были реше­ны сами по себе [5, с. 274].

Видимо, не стоит думать, что попытки вовлечь ребенка в общественно-полезную деятельность, разумно организо­вать его свободное время, найти дело по душе всегда дают столь положительный эффект. Конечно, нет. Но стремить­ся к тому, чтобы владеть объективной информацией о ре­бенке с помощью анкетирования, метода включенного на­блюдения, тестирования, диагностики, которые проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руко­водители с целью оказать ему своевременную помощь и поддержку, бесспорно, необходимо. В последние годы в ряде школ на каждого ребенка стали заводить «Карту личного роста учащегося», куда на протяжении всех лет обуче­ния заносится информация не столько об успеваемости, сколько об общественно-полезной деятельности ребенка, его творческих успехах в дополнительном образовании, отличительных чертах, становлении характера и т.д. Дума­ется, эта форма работы позволит педагогам совместно с родителями своевременно вносить коррективы в воспита­ние ребенка, его гражданское становление. Бесспорно, имеет значение и то, какие знания и оценки получат школьники, но гораздо большее - то, каким человеком станет каждый из выпускников школы, какие ценности он привнесет в свое окружение, общество в целом, насколько он готов к вступлению во взрослую жизнь.

Очень важно относиться к ребенку как субъекту жизне­деятельности и собственного развития. Система дополни­тельного образования детей - это не предлагаемая ребен­ку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные ре­флексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельно­сти. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное обра­зование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствую­щий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной  направленности (музыкальные школы, творческие мастер­ские, студии, школы искусств и другие) способствуют вос­питанию творческой личности, помогают развивать ком­муникативные качества, умение выразить себя.

Организация научно-технического творчества приоб­щает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изо­бретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и кос­монавтами, моряками и автомобилистами, изобретателя­ми и радистами и т.п. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие каче­ства, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изуче­нию биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребен­ка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи. Развитие детско-юношеского спорта должно осуществ­ляться не только за счет увеличения количества спортив­ных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреж­дениях образования, по месту жительства.

Одним из основных направлений в системе дополни­тельного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. Свыше миллиона детей и подростков участвуют в реализации целевой программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечествен­ников, семейные родословные и народное творчество - все это и многое другое становится предметом познания де­тей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. В послед­ние годы заметно возросло число «школ выживания», где ребята приобретают необходимые знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях [1, с. 28].

В ходе модернизации российского образования акти­визировалась роль дополнительного образования в реше­нии проблем профильного обучения учащихся. Исследо­вания показали, что девочки в большей степени стремятся получить художественное образование, особенно их при­влекает музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%), при­кладное творчество (29,1%), на втором месте - спорт (25,5%). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством (33,3%), спортом, музыкой и информатикой. С учетом того, что в системе дополнительного образования детей помимо спе­циалистов, имеющих педагогическое профессиональное образование, работают профессионалы из других облас­тей - режиссеры и художники, тренеры и инженеры, му­зыканты и мастера прикладного творчества и т.д., дети по­лучают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий, легче и быст­рее адаптируются на рынке труда после окончания. В чис­ле профессий, которые дети хотели бы приобрести в буду­щем, на первом месте - юрист, врач, журналист, музыкант (причем независимо от пола). Среди мальчиков предпо­чтение отдано таким профессиям, как программист, лет­чик, водитель, менеджер и бизнесмен. Среди девочек - экономист, бухгалтер, психолог, переводчица, актриса, па­рикмахер, манекенщица, банкир и дипломат. Как оказа­лось, дети считают самым важным в выбранной ими про­фессии то, что она позволит им быть профессионалом, мастером в своем деле, получать удовлетворение от рабо­ты, даст возможность общения с людьми, помогать людям и доставлять им радость.

Кроме того, дополнительное образование оказывает су­щественное влияние на процесс самоопределения ребен­ка. Самоопределение наиболее значимо в подростковом и старшем школьном возрасте, так как наличие возрастных особенностей приводит к тому, что дети особенно остро переживают конфликт между своими желаниями и воз­можностями их удовлетворения, что характеризуется про­явлением типичных личностных реакций: активным про­тестом, стремлением подражать избранному образцу, на­стойчивым желанием добиваться успеха именно в той об­ласти, где он не чувствует себя уверенно, стремлением ос­вободиться от опеки, контроля со стороны старших. Эти проявления являются нормальными возрастными особен­ностями, которые, однако, при неблагополучных условиях (как внешних, так и внутренних) могут перерастать в ак­центуации характера и усиливаться вплоть до психичес­ких расстройств при неправильном воспитании, вести к различным формам отклоняющегося поведения. Одной из причин, порождающих такую ситуацию, является совре­менная социальная ситуация развития детей, когда они порой лишены возможности обсуждать остро волнующие их проблемы, связанные с особенностями и потребностя­ми возраста; часто им недоступна информация о том, как преодолеть стресс, конфликт, кризис и т.д. [2, с. 104].

Более 70% детей в их понимании соотносят самоопре­деление на данном этапе в основном с выбором профес­сии. В числе основных этапов на пути к своей профессио­нальной мечте они выделяют такие, как «хорошо закончить школу», «поступить в институт», «параллельно получить дополнительное образование», «освоить люби­мую профессию». Тем не менее ребенок школьного возра­ста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования детей, достаточно часто находится в процес­се самоопределения в самых различных жизненных ситуа­циях. Так, в основном дети сами определяли выбор того или иного вида деятельности. Существенно влияют на вы­бор ребенка родители и друзья. В свою очередь, на решение родителей привести ребенка в учреж­дение дополнительного образования детей повлияли вы­сокий профессиональный уровень педагогов дополни­тельного образования и интересы ребенка.

Данные исследований показывают, что половина маль­чиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образова­ния. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души», и лишь третья часть из них пред­полагают, что их будущая профессия связана с любимым занятием в объединении. Это очень важный показатель, так как профессиональное самоопределение является, не­сомненно, очень важной, но тем не менее не единствен­ной составляющей самоопределения человека. По мне­нию детей, наиболее полно их жизненному выбору спо­собствует семья, дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера, которая царит в учрежде­нии дополнительного образования детей, в конкретном творческом объединении и, конечно же, друзья, которые значат в жизни ребенка очень много.

Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе це­ну, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более все­го во взаимоотношениях с окружающими они ценят доб­рожелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки. Все вышесказанное позволяет констатировать:

·         чем дольше ребенок занимается в системе дополни­тельного образования детей, тем выше выражены у не­го познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложе­ния творческой активности;

·         чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

·         чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в разви­тии творческих способностей и самоопределении;

·         чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собст­венный успех и тем выше процент детей, определив­ших на данном этапе выбор как своей будущей профес­сии, так и жизненного пути в целом.

Суть педагогической поддержки в данном случае состо­ит в создании воспитывающей среды, в которой происхо­дит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно-деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, яв­ляющегося своего рода механизмом выравнивания воз­можностей получения персонифицированного образова­ния. Эффективность педагогической поддержки учащихся в большей степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педаго­гом, адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учетом их потенциальных возможностей; насколько они помогают ребенку определять собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование, са­моразвитие, самовоспитание в соответствии с имеющими­ся у ребенка личностными ресурсами.

Используя результаты диагностики, педагог призван по­мочь определить темп продвижения в усвоении знаний, индивидуальный и, что немаловажно, оптимальный для каждого ребенка. Таким образом, педагог способствует то­му, что каждый школьник учится определять и сопостав­лять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами. Единство деятельности, познания и общения - необходимое условие для воспитания ребенка. «Работа вос­питателя достигает своей цели только тогда, - подчерки­вал В.В. Давыдов, - когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участни­ка и субъекта воспитательного процесса».

Каковы же особенности личности педагога дополни­тельного образования, играющие большую роль в воспита­нии, творческом развитии ребенка и процессе его само­определения? Он отличается стремлением к сочетанию профессиональных знаний с высоким уровнем культуры и специфической направленностью личности. Такой педагог может рассматриваться как субъект развивающей деятель­ности, а его психолого-педагогическая компетентность и эмпатийность - как единство личностных и профессио­нальных компонентов педагогической деятельности.

Кроме высокого профессионализма, он должен обла­дать свободой от стереотипов и педагогических догм, спо­собностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к лю­дям, в особенности к детям. Одна из главных отличитель­ных черт такого педагога - наличие стремления пони­мать и принимать ребенка таким, каков он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опи­раясь на сильные стороны каждого ребенка.

Установлены профессионально значимые психологи­ческие характеристики личности педагога как субъекта развивающей деятельности. Это: степень включенности в развивающее педагогическое пространство, направлен­ность на успех ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать субъект-субъектные отношения.

В работе педагога дополнительного образования мож­но выделить три необходимых фактора, оказывающих су­щественное влияние на процесс воспитания, творческого развития личности ребенка и его самоопределения: вос­питывающая среда - речевая, поведенческая, зрительная и др.; деятельность воспитывающего характера, проникнутая глубоким нравственным содержанием; социальные и личностно-значимые отношения, в которые вступает личность в процессе своего участия в деятельности.

Основные принципы взаимодействия педагога и обу­чающегося:

- поддерживать в ребенке его достоинства и позитив­ный образ «Я»;

- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

- отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

- не навязывать ребенку вопреки его желанию спосо­бы деятельности и поведения;

- принимать и одобрять все продукты творческой дея­тельности ребенка, независимо от содержания, формы, ка­чества [4, с. 61].

Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разде­ляет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т.д.). Осо­бенности личности педагога дополнительного образова­ния, знания, отношение к делу, к учащимся, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.

 

Библиографический список:

1.      Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9.

2.      Волкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. М.: НИИ ВШ, 1989.

3.      Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991-1995 гг. (в 2-частях). М., 1995.

4.      Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000.

5.      Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дополнительное образование детей, Дополнительное образование, воспитательный процесс, процесс воспитания, будущая профессия, тельное образование, тельное образование детей, педагог, активная творческая деятельность.


Похожие статьи

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Встатье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ...

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.

Сотворчество детей и педагогов, акцентированная субъектность, координирующая роль педагога в воспитательном процессе...

Художественно-творческая деятельность в системе...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Формирование педагогической профессии «педагог...»

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия, факультет, образование, народная педагогика, общее образование...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Встатье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ...

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.

Сотворчество детей и педагогов, акцентированная субъектность, координирующая роль педагога в воспитательном процессе...

Художественно-творческая деятельность в системе...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Формирование педагогической профессии «педагог...»

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия, факультет, образование, народная педагогика, общее образование...

Задать вопрос