Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект «Семейный калейдоскоп» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Канова, И. Ю. Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект «Семейный калейдоскоп» / И. Ю. Канова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48810/ (дата обращения: 27.04.2024).



Радикальные изменения в России, связанные с реформированием всех сторон жизни общества, серьезно обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самых незащищенных категориях, среди которых — дети с ограниченными возможностями и семьи, воспитывающие их.

В последние годы в Российской Федерации ведется активная политика по отношению к детям-инвалидам, оказывается существенная материальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В рамках реализации президентской программы «Наша новая школа» активно разрабатывается и внедряется инклюзивное образование, создающее условия для получения образования данной категории детей. Однако практика показывает недостаточность проводимых мероприятий особенно в работе с семьей, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семья — это сфера, где наиболее полно и явно раскрывается гуманный и антигуманный смысл протекающих в обществе процессов, что требует всестороннего изучения проблем детей-инвалидов и их семей, т. к. пополняющиеся теоретические и практические знания и опыт по поставленной проблеме станут основой всесторонней помощи семьям данной категории. До настоящего времени ребенок с ограниченными возможностями рассматривался и изучался большинством ученых в рамках закрытого социального учреждения (дом-интернат для детей-инвалидов, дом ребенка, реабилитационный центр, специализированная школа и т. д.). Фрагментарно освещены воспитание и жизнедеятельность ребенка-инвалида в семье, однако почти нет исследований о том, какое влияние на других членов семьи оказывает появление ребенка-инвалида.

Анализ показывает, что работ, посвященных семье и ее функционированию, семейному воспитанию, достаточно много, но в них не учитывается тот факт, что членом семьи может быть ребенок с ограниченными возможностями. Несомненно, что такая семья имеет специфические и сложные экономические, педагогические, социальные, психологические проблемы, однако в исследованиях, посвященных воспитанию и обучению ребенка с ограниченными возможностями, не учитываются потенциал семьи, роль родителей в реабилитации и развитии такого ребенка. Необходимо подчеркнуть также то, что практически нет работ, раскрывающих социально-педагогические проблемы, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, и пути и средства помощи таким семьям.

В беседах, проводимых в ходе исследований, большинство матерей подчеркивали, что прервали или не продолжили образование в связи с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Таким образом, прослеживается тенденция прекращения получения образования в связи с тяжелым заболеванием ребенка.

Сокращение профессиональной и образовательной деятельности, по нашему мнению, связано с отсутствием необходимых социальных и финансовых условий для поддержки семьи с детьми-инвалидами.

Анализ показал, что появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда связано с тяжелым эмоциональным переживанием родителей, которые отличаются впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью, что не может не сказаться на воспитании. Однако известно, что для воспитания и развития ребенка большое значение имеют внутрисемейные эмоциональный настрой и атмосфера. К сожалению, большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни ощущают равнодушие, безразличие, непонимание и пренебрежение окружающих (соседей, родственников, одноклассников, людей в общественных местах).

Наше время можно без сомнения назвать временем переосмысления человеком своего места и своей роли в мире. Сейчас мы являемся свидетелями развития двух значимых, с точки зрения развития человеческого общества, процессов: осмысление толерантности к людям с ограничениями возможностями здоровья и развитие инклюзивного образования. Считается, что современное взрослое поколение начинает понимать исключительную важность толерантного отношения к таким людям уже в сознательном возрасте, то нашим детям просто жизненно необходимо заложить уважение к «особенным» людям в основу сознания.

Но не все так просто? Как показывают наблюдения, именно детское сообщество принимает особых детей со всеми их проблемами и недостатками. И чем младше ребенок, тем легче ему вступать в диалог с ребенком с ОВЗ. Взрослые же наоборот стараются избавить своих чад от нежелательной дружбы. Осуждение обществом, рожденного ребенка с нарушениями в развитии и его родителей, многие годы накладывало отпечаток недоверия, страха. Родители, воспитывающие детей с нарушениями в психофизическом и интеллектуальном аспектах, старались избегать общения не только с посторонними, но и со своими родными. Они становились изгоями, скрывали рождение больных детей. И, как правило, в большинстве случаев от детей отказывались, и они начинали жить в детских домах, домах-интернатах.

Очень правильную политику начали вести в нашей стране (как и во многих странах) — равноправное включение ребенка с нарушениями в развитии в общегосударственное пространство. Создано много документов о защите прав детей не только государственного, но и мирового масштаба. Например, «Конвенция о правах ребенка», в которой говориться о том, что все дети имеют право на жизнь, на здоровье, на семью. В 1994 году в городе Саламанка (Испания) была подписана «Декларация об инклюзивном образовании», где открыто было заявлено, что все дети имеют равные права на обучение, что необходимо оказывать специальную психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании и равностороннем развитии личности их детей. В России издан закон «Об образовании», в котором делается акцент на то, что дети с ОВЗ должны получать образовательные услуги наравне с детьми с нормальным психическим, физическим и интеллектуальным развитием.

Обучать особого ребенка сложно. Но необучаемых детей — нет. Каждый ребенок индивидуален, уникален, и каждому подбираются особые образовательные условия (программа, среда, индивидуально-дифференцированный подход). Но нас, специалистов, работающих с тяжелой категорией детей, интересует: как, же помочь нашим родителям? Каким образом снимать у них тревогу за развитие детей? Как научить их, принимать своего ребенка, таким, какой он есть? Не скрывать проблем от родных и близких, а гордиться его достижениями и успехами?

Известно, для того чтобы быть успешным в любой деятельности, надо быть эмоционально уравновешенным человеком, к любой проблеме подходить с позитивной точки зрения. Ведь именно через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к миру и желание вступать в коммуникацию с ним. Именно, когда человек получает положительные эмоциональные впечатления, у него формируются первоосновы человечности, мышления, сознания, закладываются начальные элементы толерантности. От того, как человек научится мыслить и чувствовать окружающий мир, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. А основы восприятия человеком мира закладываются через совместную деятельность детей и взрослых.

Мы определили несколько важных аспектов в содержании работы с родителями:

1. знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития ребенка;

2. значимость целенаправленных занятий для психофизического и интеллектуального развития;

3. значение режима дня в жизни;

4. роль предметно-развивающей среды в развитии;

5. значение общения в жизни и развитии ребенка;

6. развитие навыков самообслуживания у ребенка.

Мы пришли к выводу, что необходимо решать следующие задачи по включению родителей в педагогический процесс:

– формирование практических навыков и умений в сфере межличностного общения (мама — ребенок);

– формирование положительного отношения к любому, даже самому незначительному, достижению собственного ребенка;

– активизация родителей на активное участие в различных мероприятиях;

– уточнение адекватного понимания родителями возможностей каждого ребенка.

Мы понимаем, что формирование межличностных доверительных отношений «родитель — ребенок» в семьях, воспитывающих детей с тяжёлой умственной отсталостью достаточно сложно, но тем не менее это возможно, посредством создания условий для формирования элементарных равноправных взаимодействий. В связи с этим мы разработали проект «Семейный калейдоскоп», в котором работа коррекционной направленности составлена с учетом особенностей интеллектуального, психического и физического развития наших воспитанников, а также с учетом внутри семейных отношений.

Цель проекта: Привлечь родителей в творческий процесс и игровому взаимодействию с детьми. Способствовать эмоциональному общению, доставить родителям и детям удовольствие от совместных мероприятий, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, развивать умения взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь, поддержку в группе в решении основных задач в достижении цели.

Проект длился с октября 2015 по апрель 2017 года. В проекте участвовало 3 группы детей в количестве 26 человек и в возрасте от 12 до 18 лет. Мероприятия проводились каждую последнюю пятницу месяца с постоянным составом заявленных в проект детей. В проекте были предусмотрены беседы с детьми и их родителями, индивидуальные консультации со специалистами по проблеме формирования межличностных родительско-детских отношений. В работу также включены мероприятия, направленные на формирование социально-активной личности.

Перечень мероприятий:

октябрь 2015«Сказочные веселые старты»;

ноябрь 2015«Вместе по радуге»;

декабрь 2015«Новый год у Метелицы»;

январь 2016«Праздник продолжается…»;

март 2016«Праздник букета»;

апрель 2016«Мама, папа, я — спортивная семья»;

ноябрь 2016 «Три орешка для белочки»;

декабрь 2016 «В гостях у Снегурочки»;

февраль 2017 «А ну-ка, мальчики»;

март 2017 «Модный приговор»;

апрель 2017 «Путешествие на ковре самолете».

Следует отметить, что при апробации проекта составителям и организаторам, приходилось вносить некоторые изменения. Во-первых, не стоит забывать о том, что наши дети соматически ослаблены и, поэтому некоторые из них не смогли в полной мере участвовать в предложенной деятельности. И с ними занятия проводились по индивидуальному плану, который носил не только образовательный характер, но и решал коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Во-вторых, в силу скованности, недоверия к окружающим, чувства неполноценности родителей наших воспитанников, на начало проекта была низкая посещаемость общих мероприятий. В-третьих, к реализации проекта подключались другие специалисты: дефектологи, логопеды, психологи, педагоги изодеятельности, педагоги физкультуры, учителя музыки. Но все вносимые изменения не только не сбили нас с намеченной цели, а, наоборот, еще больше активизировали и способствовали проявлению педагогически — творческого мастерства, умение почувствовать эмоциональный настрой воспитанников и их родителей и, в процессе деятельности моделировать построение общего педагогического коррекционно-развивающего процесса.

В начале нашего проекта мало кто понимал важность нашей работы, то к его окончанию — мы смогли помочь раскрыть родителям (и не только) неограниченные возможности взаимоотношений.

Одним из важных моментов успешного окончания проекта является то, что у многих родителей, возникла потребность к формированию навыка устанавливать взаимно доверительные отношения с собственными детьми. И не в рамках «надо», а в рамках «мне это нравится». Постепенно разрушался барьер при установлении контакта с детьми и родителями других групп.

Наши воспитанники привыкли к тому, что о них постоянно заботятся, ухаживают, решают насущные бытовые проблемы. Но к окончанию проекта мы отметили, что ребята и родители стали проявлять сочувствие, сопереживание, желание выполнять (пытаться) задания самостоятельно и совместно, что у них стали формироваться зачатки нравственной позиции по отношению к маме, к ребенку, к товарищу, к педагогу.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что с детьми и родителями необходимо проводить непрерывную, систематическую коррекционно-развивающую работу. Формировать умение слушать и слышать друг друга. Приобщать их к совместной деятельности. И, наконец, просто радоваться жизни.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. «Стратегия развития воспитания в РФ» на период до 2025 года, распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996;

3. Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Постановление Правительства РФ от 01.122015 года № 1297;

4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 год

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, возможность, инклюзивное образование, воспитание, интеллектуальное развитие, развитие ребенка, Россия, член семьи.


Похожие статьи

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих...

Ключевые слова: инклюзивное образование, системный подход, комплексное сопровождение, потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Согласно первому пункту статьи 44 закона РФ «Об образовании в РФ» приоритет физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка находится в руках родителей или законных представителей.

Развитие инклюзивного образования в России

Развитие инклюзивного образования в России. Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Тимохина Анастасия Эдуардовна, Сергеева Елизавета Алексеевна.

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения детей с расстройством...

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, проблема, супруг, развитие, член семьи, детский сад, коррекционная работа, воспитание ребенка.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями...

Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, неправильное воспитание, видимая инвалидность, проблема.

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

Ключевые слова: семья, «особый ребенок», воспитание. Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью...

Похожие статьи

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих...

Ключевые слова: инклюзивное образование, системный подход, комплексное сопровождение, потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Согласно первому пункту статьи 44 закона РФ «Об образовании в РФ» приоритет физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка находится в руках родителей или законных представителей.

Развитие инклюзивного образования в России

Развитие инклюзивного образования в России. Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Тимохина Анастасия Эдуардовна, Сергеева Елизавета Алексеевна.

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения детей с расстройством...

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, проблема, супруг, развитие, член семьи, детский сад, коррекционная работа, воспитание ребенка.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями...

Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, неправильное воспитание, видимая инвалидность, проблема.

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

Ключевые слова: семья, «особый ребенок», воспитание. Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью...

Задать вопрос