«Вся Московская земля начиналась от Кремля»: социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью посредством досуговых мероприятий в рамках работы «Урок России» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Полынникова, Г. М. «Вся Московская земля начиналась от Кремля»: социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью посредством досуговых мероприятий в рамках работы «Урок России» / Г. М. Полынникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66802/ (дата обращения: 16.11.2024).



Задачи.

  1. Продолжать знакомить с историей России, города Москва.
  2. Формировать представления об историческом периоде, времени жизни и быте народа, строительстве Кремля Юрия Долгорукого.
  3. Обогащать словарный запас. Развивать речь.
  4. Воспитывать чувства гордости за свою страну.

Материал: открытки, фотографии, иллюстрации с видами Москвы; видеослайды: «Московский Кремль», «Памятник Юрию Долгорукому со своей дружиной», репродукции картин А. М. Васнецова «Основание Москвы», «Закладка Москвы».

Словарная работа: крепость, ров, вал, «древян», «нарече».

Ход мероприятия.

Под песню о Москве дети входят в зал, садятся. Как вы думаете о каком городе эта песня? Рассматривание иллюстраций о современной Москве. Предлагаю назвать знакомые места, сооружения, памятники. Особое внимание уделяю иллюстрации «Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому». Основатель города — это значит, что Ю. Долгорукий приказал построить новую крепость — кремль. Наш город Москва не всегда был таким красивым, величественным. Сначала город был небольшой. Его окружали дремучие леса, болотистые топи.

Предлагаю отправиться узнать, как зарождалась и строилась Москва на машине времени в прошлое. Обращаю внимание детей на экран, где обозначен XXI век2020 года. Звучит музыка из кинофильма «Назад в будущее».

Прибыли на место. На экране высвечивается дата XII век 1147 год. На экране слайд кинопроекта «Юрий Долгорукий». Что мы видим? Лес, костёр, воины. Один воин ремонтирует одежду, другой кормит и поит коней, а этот воин ремонтирует телегу. Что же эти люди делают в ночном лесу? Да это же великий князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Владимира Мономаха со своей дружиной.

Сидит великий князь Юрий Долгорукий о чем-то думает. Тревожат его мысли о родной русской земле. Ссорятся русские князья между собой, идут войной друг на друга. Отбирают друг у друга земли, города. Сжигают дома, урожай. Угоняют домашний скот. Простому народу очень плохо от княжеских ссор, воин. Дома ссажены, урожай погиб, да и родных много погибло. А князьям и дела нет до народа, всё ссорятся и воюют друг с другом. Не хотят мирно жить. А враги: половцы, кочевники-татары, как узнают, что среди русских князей мира нет, так войной на русские города идут. Всё на своём пути сжигают, грабят, жителей убивают, а молодых девушек, парней, мастеров в плен уводят. Пленным самую тяжёлую работу дают. Мучается русский народ в плену. Юрий Долгорукий решил покончить с раздорами. Надо объединять русские земли, да умело сообща защищать их, что бы неповадно было врагам-чужеземцам.

Утро наступило, солнце взошло. Юрий Долгорукий со своей дружиной в дальний путь отправился. И мы с ними в путь-дорогу отправимся.

Физминутка. Под сопровождение музыки «Полюшко» Лев Кипнер дети идут друг за другом по кругу, имитирую спокойную езду на лошади. (без слов).

Едет великий князь Юрий Долгорукий из Киева навстречу со своим другом великим князем Святославом тревожными мыслями поделиться, да правильное решение принять, чтобы враги русские земли не разоряли, не тревожили.

Едут осторожно, коней берегут. Ведь конь может споткнуться о корни деревьев, ногу сломать. А конь не просто конь, а друг для воина. Телеги тоже берегут. Передвигаясь по оврагам, канавам, колесо легко может отвалиться и даже развалиться на части, груз тогда оставлять в лесу надо. А в болотах и топях застрять и утонуть можно. Ехали много дней, отдыхали ночью, наконец добрались до места. Великий князь Юрий Долгорукий со своей дружиной остановились у холма. Две реки протекают рядом с холмом — Москва-река, и Неглинная. В этом месте Юрий Долгорукий со своим другом Святославом держали военный совет — быть оборонительной крепости на этом месте, или нет. Место очень удачное. Вокруг леса, топи непроходимые, реки осложняют подход к крепости, народ в поселениях умелый и работящий живёт. И сказал великий князь Юрий Долгорукий: «Соделати град мал, древян и наречате его Москва град».

Как вы понимаете слова древян, нарече, крепость?

Почему город назвали Москва?

Из какого материала строили дома в древние времена?

Так 1147 году, а это было очень давно, почти 9 веков, 900 лет назад был заложен наш любимый город Москва. Начинался город с крепости. Во времена Юрия Долгорукого крепости называли по — разному, а крепость великого князя Юрия Долгорукого называли «Детинец-кремль».

Слайд 3. Репродукция картины А. М. Васнецова «Основание Москвы».

Лес и реки защищали жителей от опасности, а также были кормилицами.

Чем делился лес с людьми? (охота, сбор мёда, трав, грибов, ягод).

Игра. «Собери ягоды». На пол рассыпаются шары двух цветов (красные, синие). Дети собирают и сортируют шары по цвету в ведёрки (красные и синие).

Какие блюда готовят из ягод?

Какие ягоды имеют красный и синий цвет?

Игра. «Собери грибы». На полу расставляются муляжи грибов. Два, три ребёнка берут в руки корзины, им завязывают глаза. По команде начинают сбор грибов.

Какое блюдо можно приготовить из грибов?

Чем делилась река с людьми? (вода, рыба).

Для чего нужна вода? (для бытовых нужд, тушить пожары).

Игра. «Поймай рыбу». В сухом бассейне находятся рыбки-игрушки, при помощи удочек дети ловят рыбок и складывают в ведро.

Вы узнали почему люди организовывали поселения, строили города-крепости около озёр, рек, лесов. Мы возвращаемся к холму, Москве реке, Неглинной реке, к строительству города. Место для строительства выбрано. Началась стройка. Работа очень трудная и тяжёлая.

Дети подходят к столам с ящиками с песком. Для защиты крепости выкапывали ров глубокий и широкий. Дети маленькими лопатками выкапывают в песке «ров» и складывают песок в вёдра. Ни один человек на коне не мог перепрыгнуть через ров. На дно рва устанавливались колья (дети ставят зубочистки на дно «рва», чтобы враг не мог передвигаться по дну рва, использовать лестницы. После рва оставляли ровное пространство, чтобы ров не засыпался землёй от дождей и ветра. Из выкопанной земли насыпали высокий и крутой «вал». (дети насыпают вал). Из брёвен строили стену высокую и толстую. Высота вала стен составляла 10–16 метров — это высота 3–5 этажных современных домов. Из строительного набора (кирпичики) дети выстраивают стену. Как вы думаете, легко преодолеть эти укрепления?

Слайд: «Закладка Москвы» А. М. Васнецов.

Внутри крепости строили дома для князей, храмы. Перед крепостью дома бедных людей, мастеров, торговые ряды.

Для строительства Кремля требовалось много мастеров: плотники, гончары, кузнецы, рукодельницы, повара и многие другие умельцы.

Игра. «Чья работа?» На пано выставляются карточки «кузнец, гончар, рукодельница». На столе карточки с изображением изделий. Каждой подгруппе детей необходимо выбрать соответствующие карточки.

Шло время. Основное строительство Кремля закончилось. Москва крепла, становилась сильной. Оборонялась и защищалась от врагов. Во время беды звучал колокол, и жители Москвы бежали в крепость-Кремль укрыться от врагов. Дети женщины помогали защитникам: подносили воду, стрелы, помогали раненым, маленьким детям, старикам.

Москва защищала народ от врагов, значит люди старались жить около сильных городов, заботливых князьях. Московские земли расширялись. Для развития города, хороших условий работы, жизни, порядка князем издавались указы. Чтение отрывка стихотворения В. В. Маяковского о Москве. Указы были разные — умные, строгие, грустные. Жители Москвы любили весёлые указы, которые приглашали их на ярмарки и веселье.

Игра. «Оседлай коня». Пьеса «Всадники» музыка Кобалевский. Дети встают в круг, в центре круга стоит конь-качалка. Всадник садится на коня, в руке флаг. Дети под музыку имитируют движения лошади идя по кругу, по окончанию музыки дети останавливаются и встают лицом в круг. Всадник слезает с коня и бежит по внешнему кругу, по окончании музыки ведущий останавливается и кладет флаг между двух детей. Эти дети противоходом бегут по кругу на свои места. Кто первый возьмёт флаг, тот и всадник.

Находясь в древней Москве, мы узнали: наказ основателя древней Москвы Дмитрия Долгорукого выполнен. Великий князь Юрий Долгорукий приказал заложить город, а его сын князь Андрей построил город Москва. Крепость кремль сдерживала набеги врагов, не пропускала их на суздальские земли. Москва обрастала новыми землями. Народ трудился, восстанавливал сожженные, разрушенные стены, дома, потому что любил свой город.

Вы помогали рыть и укреплять рвы, сооружать валы, строить город. Узнали о трудолюбивых мастерах. Повеселились и узнали о забавах.

Великий князь Юрий Долгорукий и его народ достойны вечной памяти. Если не знать и не помнить прошлого, то не будет счастливого настоящего и будущего. А теперь мы возвращаемся домой. Занимайте места в машине времени. Звучит музыка из кинофильма «Назад в будущее». Прибыли на место, обращаю внимание на табло времени «XXI век 2020 год». На экране показ кадров о современной Москве. Чтение стихотворения о Москве Ф. Глинки «Декабрист». Наши путешествия будут продолжаться, на память о путешествии детям дарятся открытки о Москве.

Литература:

  1. А. М. Яновский «Юрий Долгорукий» М,: Московский рабочий»1955.
  2. «Кремль Москвы» /под редакцией П. Шемонаев, М,: «Московский рабочий»1957
  3. «Наша главная площадь» /составители М. Гильгулин, Н. Гудков /М,: Политиздат 1966г.
  4. «Я познаю мир»: Детская энциклопедия: история /составили Н. В. Чудакова, А. В. Громов. — М., «ООО Издательство АСТ — ЛТД, 1997г.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, великий князь, ребенок, город, конь, крепость, место, дно рва, древняя Москва, современная Москва.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках конкурса «Урок России»: «Дорога жизни — Ленинград. Великая Отечественная война»

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Методическая разработка проведения деловой игры «#я_здоровый_человек» для учащихся танцевальной группы 8–12 лет на тему «За здоровый образ жизни!»

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях через проект родительского клуба «Непоседы»

Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Отборы по программе «УМНИК» в рамках «Цифровой экономики»

«УМНИК - Цифровая Россия» - всероссийский универсальный конкурс, направленный на поддержку проектов в области сквозных технологий цифровой экономики.

Отборы по программе «УМНИК» в рамках «Цифровой экономики»

Фонд содействия инновациям продолжает грантовую поддержку проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках конкурса «Урок России»: «Дорога жизни — Ленинград. Великая Отечественная война»

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Методическая разработка проведения деловой игры «#я_здоровый_человек» для учащихся танцевальной группы 8–12 лет на тему «За здоровый образ жизни!»

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях через проект родительского клуба «Непоседы»

Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Отборы по программе «УМНИК» в рамках «Цифровой экономики»

«УМНИК - Цифровая Россия» - всероссийский универсальный конкурс, направленный на поддержку проектов в области сквозных технологий цифровой экономики.

Отборы по программе «УМНИК» в рамках «Цифровой экономики»

Фонд содействия инновациям продолжает грантовую поддержку проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Задать вопрос