Автор: Панферова Тамара Андреевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Панферова Т. А. Методические рекомендации по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 149-150.


Человек, лишенный или почти лишенный одного из своих органов восприятия, вынужден сталкиваться с необходимостью восполнить этот недостаток посредством развития других органов. Этого требует человеческая природа, стремясь к наиболее целостному контакту с окружающим миром.

Так, дети с недостаточным зрением чаще всего обладают хорошим музыкальным слухом и осязанием. Разумеется, их активная работа не в состоянии подменить собой зрение, поэтому необходимо развивать их аналитический ум. Ни один вид инвалидности так не влияет на психику человека, как потеря зрения. Поэтому, работая в классе с учащимися с ограниченными возможностями, необходимо найти прежде всего правильный подход, не заострять внимание на этом недостатке. Стараться держать себя с ним точно так же, как с полноценными детьми.

Для того, чтобы приобщить учащегося к хоровому искусству, необходимо прежде всего воспитать у него любовь к музыке, заинтересовать своими занятиями. Воспитание эмоциональной отзывчивости является одной из первоочередных задач на уроке.

Помимо всех сложностей работы с такими учащимися, необходимо отметить их вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие соматические заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей с тяжелой зрительной патологией. Они существенно ограничивают их двигательные возможности. Двигательные нарушения являются серьезной помехой в развитии произвольной моторики у учащихся.

У большинства слабовидящих детей отмечаются искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Многие слабовидящие испытывают трудности в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушается координация движений.

Неудачи и трудности, с которыми студент сталкивается в обучении игре на фортепиано, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, иногда нервозности и даже агрессивности. А. Г. Митвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.

Особенности внимания.

Из-за недостатка зрения у многих слабовидящих учащихся снижается произвольное внимание, наблюдается хаотичность в освоении предмета, переход от одного вида деятельности к другому, или наоборот, что сказывается на конечном результате.

Особенности памяти.

Мне приходилось работать с учащимися, у которых великолепная слуховая память. Это, в конечном счете, облегчало запоминание музыкального материала, но в тоже время ослабляло внимание к нотному тексту. У некоторых же учащихся наблюдалось быстрое забывание усвоенного материала, сниженная скорость восприятия и другие недостатки запоминания. Это вторичный характер, т. е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

У учащихся с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти, объем кратковременной слуховой памяти высокий.

Особенности восприятия.

У учащихся с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения и восприятие внешнего мира ограничено. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия.

У слабовидящих доминирует зрительно- двигательно-слуховое восприятие. Они способны одновременно воспринимать одно- два движения или отдельные элементы движений. Поэтому, обучая студента дирижерскому искусству, необходимо очень осторожно, так сказать, «мелкими шажками» идти к намеченной цели.

Особенности физического развития и двигательных нарушений.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающие при зрительном подражании (педагог показывает, учащийся повторяет), необходимо иметь в виду, что он не владеет в достаточной мере дирижерским аппаратом и с ним необходима дополнительная работа, направленная на нормализацию двигательных функций. Эта работа предусматривает комплексный характер:

  1. Упражнения на формирование навыков правильной осанки (при дирижировании спина прямая, плечи раздвинуты, стараться их не поднимать).

  2. Упражнение на расслабление (физическое и психическое). Добиться мягкого плечевого движения, свободного владения всей рукой, и в дальнейшем, наполнить дирижерский аппарат звуком. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния, их быстрой утомляемости, специфических особенностей учащихся, развития и восприятия учебного материала.

Упражнения, применяемые в классе дирижирования для слабовидящих учащихся.

Дирижирование- искусство управления коллективами исполнением музыки. Оно основано на исторически сложившейся системе жестов, базирующейся на общепонятных, встречающихся в жизненной практике движениях. Все эти движения подчинены одному — управлению хором.

Большое значение при дирижировании имеют также взгляд, мимика, поза и вообще весь облик дирижера. Совершенно ясно, что для правильного и понятного управления хором дирижер должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями, но и хорошей техникой, требующей четкой координации.

Н. М. Данилин подчеркивал, что «слаженность хора познается во вступлении после паузы. Каждый понимающий по вступлению партии судит: доучен хор или нет».

Для освоения определенной системы дирижерских жестов необходимы специальные упражнения на развитие координации для учащихся с нарушением зрения.

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у студента с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывает доверие у учащегося, ощущение безопасности, комфортности.

Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

  • выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения, а затем объединяя их в целое;

  • выполнение движения в облегченных условиях (например, сидя на стуле; свободное падение рук на мягкую поверхность и т. д.);

  • использование сопротивлений (упражнения в паре);

  • использование имитационных упражнений (например, воображаемая покраска стены, метание без снаряда и т. д.);

  • подражательные упражнения (повторение наглядных движений педагога);

  • использование помощи сопровождения, которое дает уверенность учащемуся при выполнении движения;

  • использование изучаемого движения в сочетании с другими действиями (например, пением мелодии);

  • изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда и т. д.;

  • использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (теннисные мячи);

  • изменение эмоционального состояния (выполнение упражнений с различным музыкальным сопровождением)

При обучении учащегося с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод. Обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов.

Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности учащегося.

Из вышеизложенного становится ясно, что обучение учащихся с нарушением зрения требует от педагога дополнительных навыков и знаний. Для работы необходима определенная эмоциональная выдержка, а также особый педагогический подход. Все описанные приемы работы успешно применяются на занятиях по дирижированию.


Литература:

  1. Ганим Барбара. Исцеление через искусство. — Минск, 2005г.

  2. Земцова М. И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения. // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М; Педагогика, 1965г.

  3. Вайнер М. Э., Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М; Академия, 2001г.

  4. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика коррекция. // Под редакции Л. П. Григорьевой, 2002г.


Основные термины (генерируются автоматически): нарушением зрения, Похожая статья, восприятия учебного материала, слабовидящих учащихся, выполнение упражнений, практических упражнений, двигательной деятельности учащихся, Методические рекомендации, двигательной деятельности учащегося, Метод практических упражнений, использование имитационных упражнений, метода практических упражнений, специфических особенностей учащихся, процессе выполнения упражнений, снижение двигательной активности, трудности восприятия учебного, разнообразия упражнений, отделении хорового дирижирования, подборе упражнений, потеря зрения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос