Библиографическое описание:

Тюковина Н. Г. Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2546/ (дата обращения: 15.12.2017).

Одной из проблем развития и воспитания дошкольников со зрительной депривацией является проблема обучения социальной и пространственной ориентировке и мобильности.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения, показывает, что большинство детей к моменту поступления в детское специализированное учреждение имеют низкий уровень развития:

  • познавательной деятельности,

  • сенсорных эталонов,

  • навыков ориентировки в пространстве.

Причина такого отставания объясняется особой ролью зрения в познании окружающего мира на ранних этапах развития ребёнка.

Как известно, у детей с нормальным зрением в первые месяцы жизни формируются различные зрительные реакции:

  • появляется зрачковая реакция на свет,

  • позже развивается фиксация взора,

  • слежение глазами за движущимся объектом,

  • возникает сложное взаимодействие между движениями рук и глаз (2-й месяц), когда рука действует как орган осязания, а глаза следуют за её движением.

Нарушение остроты зрения у ребёнка приводит к отставанию в сенсорном развитии и как следствие в развитии познавательной деятельности. Нарушение формирования бинокулярного зрения оказывает влияние на зрительную работоспособность детей дошкольного возраста, является причиной искаженного восприятия пространственных признаков предметов, глубины пространства, удаленности и расположения предметов в пространстве.

Хорошее бинокулярное зрение формируется при условии нормального развития периферического аппарата, проводящих путей и центральных механизмов бинокулярного синтеза, а также сбалансированной работы глазодвигательного аппарата двух глаз. Особенно наглядно преимущества бинокулярного зрения выступают при оценке объёмной формы предметов и расстояний.

При расстройствах бинокулярного зрения нарушается адекватное восприятие ребёнком окружающего мира. Это выражается:

  1. В формировании обеднённых зрительных образов.

  2. В искажённом восприятии пространственных отношений.

  3. В неточной оценке скорости и направления движения.

  4. В затруднениях при определении цветовых оттенков.

  5. В нарушении зрительно-моторной координации.

У детей, имеющих нарушение зрения (особенно такие нарушения зрения как амблиопия и косоглазие) бинокулярное восприятие нарушено. Эти аномалии не только приводят к снижению зрительных способностей, но и влекут за собой снижение уровня развития познавательных способностей:

    • внимания,

    • памяти,

    • умственной работоспособности.

Поэтому ранняя диагностика и своевременное оказание как медицинской, так и специальной коррекционно-восстановительной помощи необходимо детям с нарушениями зрения.

Для выявления проблем в освоении навыков ориентировки в пространстве у детей, посещающих наш сад я разработала мониторинг развития навыков ориентировки в пространстве для детей со зрительной депривацией. При разработке мониторинга за основу была взята «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», автор Л.И. Плаксина, 2003 год. (Приложение №1).

Задача педагогической коррекции состоит в том, чтобы через систему специальных приёмов и способов преодолеть и восполнить недостатки развития зрительного анализатора, тем самым нормализовать ход психического и физического развития ребёнка. Педагогу необходимо научить дошкольника способам осмысленного и целенаправленного восприятия предметного мира. Развить у него способность «видеть», анализировать, сравнивать.

Успешность интеграции человека со зрительной депривацией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах. Следовательно, трудности пространственной ориентировки в дошкольном возрасте оставшиеся без коррекции, в дальнейшем могут ограничить самостоятельность человека в любой деятельности.

Эти проблемы можно преодолеть во время занятий с учителем-дефектологом по обучению ориентировке в коррекционном зале (в большом пространстве).

Для обучения пространственной ориентировке силами учителей-дефектологов нашего сада был оборудован и оснащен специальный (коррекционный) зал, в котором учитель-дефектолог помогает детям с нарушенным зрением адаптироваться в большом пространстве. Занятия в небольших кабинетах тифлопедагога и других специалистов снижает двигательную активность детей со зрительной депривацией, которые и так страдают зрительно-двигательной недостаточностью. Дети боятся большого пространства, чувствуют себя скованно или, напротив, наблюдается двигательная расторможенность. Само условие пребывания в большом пространстве способствует раскрепощению детей, они чувствуют себя более свободно, не напряжены, это позволяет решить многие задачи направленные на развитие зрительного восприятия детей. В свое планирование я включила 1 раз в неделю занятия по ориентировке в большом пространстве с выходом в коррекционный зал. Создала картотеку игр для развития навыков ориентировки в большом пространстве у детей с нарушением зрения (авторских и переработанных) (Приложение 2).

Занятие, построенное в форме игры или театрализованной игры, ведёт к повышению у детей эмоционально положительного тонуса, создаёт условие для выражения ребёнка своих чувств, мыслей, переживаний, создаёт условие для эмоционального комфорта для него и как следствие, более лёгкого решения коррекционных задач развития зрения.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной депривацией:

  • Овладение ориентировкой на своем теле;

  • Обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

  • Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем.

Условия овладения дошкольниками со зрительной депривацией умениями ориентировки в окружающем пространстве:

  • Развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

  • Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

  • развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

  • развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Поэтому картотеку игр я также разделила на разделы:

1. Игры, направленные на развитие сохранных анализаторов.

1. 1. Игры, способствующие развитию зрительного восприятия в свободном пространстве.

1.2. Игры, способствующие развитию слухового восприятия в свободном пространстве.

2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки на своем теле, телах близких людей и микропространстве.

2.1. Игры и упражнений, способствующие развитию ориентировки на своем теле и телах близких людей.

2.2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки в микропространстве.

3. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

Занятия по развитию навыков ориентировки с использованием игр проводятся в кабинете учителя-дефектолога, в помещении группы, в коррекционном зале, в других помещениях на территории всего дошкольного учреждения, а также на прогулке.

Для этого специально для помощи детям с нарушенным зрением в овладении навыками ориентировки в большом пространстве создается предметно-развивающая среда (в группах, кабинетах и на площадке для прогулок) соответствующая зрительным диагнозам, возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Проведение занятий по ориентировке в большом пространстве (в коррекционном зале) в виде игр способствует повышению у детей эмоционально-положительного тонуса. Задания выполняются легче и с большим желанием, чем на занятиях статического типа. Материал, выполненный в условиях эмоционального комфорта, запоминается быстрее и легче.

Успешное освоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включении в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у детей к обучению ориентировке все занятия проводятся в игровой форме, с использованием ярких, красочных пособий, игрушек и дидактических игр, доступных для детей с пониженным зрением.


Приложение 1

Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой у детей средней группы


№ п/п

ФИО

Восприятие сенсорных эталонов в свободном пространстве

(цвета, формы, величины)

Восприятие предметных картинок в свободном пространстве

Узнавание звучащих игрушек и предметов, голосов знакомых людей, шумов

Локализация звучащих предметов

Показ и соотнесение пространственного расположения частей своего тела и куклы (верх-низ, право-лево, перед, за, напротив) Словесное обозначение расположения предметов в пространстве с отсчётом от себя. (вверху – внизу, справа-слева, впереди-сзади, в центре)

Ориентировка в групповом помещении, на участке, и в кабинете учителя-дефектолога, залах

Знакомство с простейшей схемой пространства

Знакомство со схематическим изображением поз человека и умение принимать заданную позу

Сформированность временных понятий (день, ночь, утро, вечер)

Пространственная соотнесенность предметов

Уровень овладения ориентировкой

Цветное изображение

Контрастное изображение

местонахождение

удаленность

передать по образцу

Словесно объяснить

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V





































































































































































































































































































































































































































































































































Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой у детей старшей группы


№ п/п

ФИО

Восприятие сенсорных эталонов в свободном пространстве

Восприятие силуэтного и контурного изображения предметов и объектов окружающего мира в свободном пространстве

Восприятие удаленности предмета в реальном пространстве и на рисунках

Локализация звуков живой и неживой природы

Словесное обозначение расположения предметов в пространстве.

Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от себя.

Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от объекта

Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по схеме-пути

Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по плану

Нестереоскопические способы восприятия и передачи глубины пространства.

Уровень овладения пространственной ориентировкой

Цвет, оттенки

форма

Величина

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V







































































































































































































































































































































































































































































































































Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой детей подготовительной группы


№ п/п

ФИО

Восприятие сенсорных эталонов в свободном пространстве

Восприятие силуэтного и контурного изображения предметов и объектов окружающего мира в свободном пространстве

Восприятие удаленности предмета в реальном пространстве и на рисунках, умение «составить» схему.

Локализация звуков живой и неживой природы

Словесное обозначение расположения предметов в пространстве.

Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от себя.

Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от объекта. Уметь соотносить прямое и зеркальное отображение пространства.


Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по схеме-пути, умение составлять самостоятельно схему-путь.

Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по плану, умение самостоятельно изображать простейший план.

Нестереоскопические способы восприятия и передачи глубины пространства.

Уровень овладения ориентировкой

Цвет, оттенки

форма

Величина

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V


















































































































































































































































































































































































































































































































































































Приложение 2

Перечень игр и упражнений, направленных на развитие навыков ориентировки в большом пространстве детей с нарушением зрения от 2-х до 7 лет

п/п

Название игры или упражнения

Рекомендуемый

возраст для

проведения игры

1. Игры, направленные на развитие сохранных анализаторов.

1. 1. Игры, способствующие развитию зрительного восприятия в свободном пространстве

1.

«Большие и маленькие».

2 — 4 года.

2.

«Найди такую же игрушку».

2 — 4 года.

3.

«Найди. одинаковые фигуры».

2 — 4 года.

4.

«Найди круг такого же цвета».

2 — 4 года.

5.

«Воробушки и автомобиль».

З — 5 лет.

6.

«Цветные полянки».

З — 5 лет.

7.

«Кошка и котята»

2 — 4 года.

8.

«Наседка и цыплята»

2 — 4 года.

9.

«Мышка и мышата»

З - 4 года.

10.

«Зайчиха и зайчата».

З — 4 года.

11.

«Солнышко и дождик».

2 — 4 года.

12.

«Лохматый пес».

З — 4 года.

13 .

«Котята»

2 — 4 года.

14.

«Чудесный мешочек».

2 года — 5 лет.

15 .

«Бусинки».

4 года — 7 лет.

16.

«Укрась коврик».

4 года — 7 лет.

17.

«Бусы».

4 года — 7 лет.

18.

«Зайцы и волк».

4 года — 6 лет.

19.

«Найди, какой волк пришел к тебе в гости».

5 - 6 лет.

20.

«Найди своего зайчика».

5 - 6 лет.

21.

«Садовник».

5 - 6 лет.

22.

«Радуга».

5 — 6 лет.

23.

«Ракушки».

5 - 7 лет.

24.

«Геометрические бусы».

4 года — 7 лет.

25.

«Цветные геометрические бусы».

4 года — 7 лет.

26.

«Составь узор».

4 года — 7 лет.

27.

«Найди свой треугольник».

5 — 6 лет.

28.

«Самолеты».

4 года — 7 лет.

29.

«Мой веселый, звонкий мяч».

З года — 5 лет.

30

«Зайка беленький сидит».

З — 4 года.

31 .

«Птички летают».

З — 4 года.

32.

«Птички в гнездышках».

З — 4 года.

33

«Мыши и кот».

З — 4 года.

34.

«Воробушки и кот».

З — 4 года.

35 .

«Кролики».

З — 4 года.

36.

«Зайцы и волк».

З — 4 года.

37.

«Не опоздай».

З — 4 года.

38.

«Найди свой домик».

З — 4 года.

39.

«Найди цветные картинки».

4 года — 5 лет.

40.

«Город».

5—6 лет.

41 .

«Принеси игрушку такого же цвета (формы, величины)».

2 — З года.

42.

«Найди такой же кубик (кирпичик)».

2 — З года.

1.2. Игры, способствующие развитию слухового восприятия в свободном пространстве

43.

«Иди в ту сторону, откуда позвали».

2 года — б лет.

44.

«Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна)».

2 года — 5 лет.

45.

«Где позвонили?».

З года — 7 лет.

46.

«Кошка и котенок».

5 — 7 лет.

47.

«Что звучало?».

З года — 7 лет.

48.

«Что это за звуки?».

4 года — 7 лет.

49.

«Жмурки с колокольчиком».

5 — 7 лет.

50.

«Что слышишь вокруг?».

5 — 7 лет.

51 .

«Кто что услышит?>.

2 — З года.

52.

«Кто кричит?».

2 — З года.

53.

«Где спряталась игрушка?».

З года — б лет.

54.

«Веселая корова».

4 года — б лет.

55.

«Чья мама?».

2 — 4 года.

56.

«Кто тебя позвал?».

4 года — 7 лет.

2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки на своем теле, телах близких людей и микропространстве

2.1. Игры и упражнений, способствующие развитию ориентировки на своем теле и телах близких людей

57.

«Покажи, где у тебя голова (ноги. . .)».

2 — 4 года.

58.

«Покажи, где у куклы голова (ноги и пр.)».

2 — 4 года.

59.

«Покажи, где у Маши (меня) голова (ноги и пр.)».

2 — 4 года.

60.

«Оденем куклу на прогулку».

З — 4 года.

б 1 .

«Купание куклы».

З — 4 года.

62.

«Куда села бабочка».

З — 4 года.

63.

«Возьми игрушку в правую (левую) руку.

З — 4 года.

64.

«Топни правой (левой) ногой».

З — 4 года.

65.

«Подними вверх правую (левую) руку».

З — 4 года.

66.

«Поздоровайся с куклой».

2 — З года.

67.

«Попрыгай на левой (правой) ноге»

З — 4 года.

68.

«Помаши ребятам правой (левой) рукой».

З — 4 года.

69.

«В какой руке у тебя игрушка?».

З — 4 года.

70.

«Куда села птичка».

З года — 7 лет.

7 1 .

«Где лежит носовой платок».

З — 4 года.

2.2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки в микропространстве

72.

«Хлопаем в ладоши».

З года — 5 лет.

73 .

«Что у тебя справа?».

З года — 5 лет.

74.

«Расскажи, где нарисована. . . ».

З года — 7 лет.

75.

«Поставь так же, как нарисовано».

З года — 7 лет.

76.

«Муха».

5—7лет.

3. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах

77.

«Поставь игрушку…».

3 года — 5 лет.

78.

«Найди, какая игрушка слева (справа, сзади спереди от тебя?»

З года —6 лет.

79.

«Где медвежонок?>

З года —6 лет.

80.

«Погуляем с куклой по группе».

2 — З года.

81.

«Покажем кукле любимый игровой уголок».

2 — З года.

82.

«Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом, полотенце, любимую игрушку)».

2 — З года.

83.

«Поезд».

З года — 5 лет.

84.

«Кукла Катя купила мебель».

4 года — 7 лет.

85 .

«Моряки».

З года — 5 лет.

86.

«Куда покатился мяч?»

З года — 5 лет.

87.

«Далеко — близко»

З года — 5 лет.

88.

«В гости к животным».

З года — 7 лет.

89.

«Сделай так».

З года — 5 лет.

90.

«Найди игрушку».

З года — 7 лет.

91.

«Отгадай, куда идем».

4 года — 7 лет.

92.

«Поставь, как на картинке».

4 года — 7 лет.

93 .

«Чей мяч укатился дальше?»

4 года — 7 лет.

94.

«Нарисуй картинку».

4 года — 7 лет

95.

«Укрась коврик».

4 года — 7 лет

96.

«Угадай, где спрятана игрушка».

4 года — 7 лет

97.

«Какой игрушки не стало?».

4 года — 7 лет

98.

«Расскажи, как стоят игрушки».

4 года — 7 лет

99.

«Кто дальше бросил мячик?».

4 года — 7 лет

100.

«Какая машина проехала дальше?».

4 года — 7 лет

101 .

«Найди такую же игрушку».

4 года — 7 лет

102.

«Расставь кегли, как на картинке».

5 — 7 лет.

103.

«Моряки».

4 года — 6 лет

104.

«Куда пойдем на экскурсию?».

5 — 7 лет.

105.

«Нарисуй путь в музыкальный зал (и т.п.)».

6 — 7 лет.

106.

«Расскажи, как ты идешь домой?».

6 — 7 лет.

107.

«Найди, где клад».

5 — 7 лет.

108.

«Андрюшина комната».

5 — 7 лет.

109.

«Где спрятался зайчик?».

5 — 7 лет.

110.

«Зоопарк».

5—7лет.

111.

«Страна роботов».

5 — 7 лет.

112.

«Страна испорченных роботов».

6 — 7 лет.

113 .

«Расставь кегли».

4 — 7 лет.

114.

«Дорога».

5 — 7 лет.

115.

«Зеркало».

5 — 7лет.

116.

«Кривое зеркало».

5 — 7 лет.

117.

«Где твое место?».

5 — 7 лет.

118.

«Угадай, кто здесь стоит?».

5 — 7 лет.

119.

«В гости...»

5—7лет.

120.

«Найди предмет».

5 — 7 лет.

121 .

«Путешествие по д/с»

6 — 7 лет.

122.

«Найди, кто спрятался».

5 — 7 лет.

123.

«Правильно пойдешь — игрушку найдешь».

5 — 7 лет.

124.

«Что изменилось?».

5 — 7 лет.

125.

«Расскажи, куда села бабочка?».

5 — 7 лет.

126.

«Найди по схеме»

5 — 7 лет.

127.

«Расставь предметы по схеме».

5 — 7 лет.

128.

«Найди свое место».

5 — 7 лет.

129.

«Нарисуй схему — путь».

6 — 7 лет.

130.

«Нарисуй схему, как стоят предметы».

6 — 7 лет.

131.

«Нарисуй дорогу в гости к …».

6 — 7 лет.

132.

«Нарисуй картинку».

5 — 7 лет.

133.

«Нарисуй схему по словесному указанию».

6 — 7 лет.

134.

«Живая картинка».

5 — 7 лет.

135.

«Кирпичики»

5 — 7 лет.

136.

«Спрячь клад и составь схему — путь».

6 — 7 лет.

137.

«Спрячь клад и составь план».

6 — 7 лет.

4. Игры, способствующие развитию движений (сформированности правильной позы, походки при ориентировке и обследовании).

138.

«Чем займемся?».

5 — 7 лет.

139.

«Подадим сигнал на берег».

5 — 7 лет.

140.

«Море волнуется раз».

5 — 7 лет.

141 .

«Сделай так же».

2 — 4 года.

142.

«Обезьянки».

2 — 4 года.


Основные термины (генерируются автоматически): зрительной депривацией, большом пространстве, навыков ориентировки, бинокулярного зрения, развития навыков ориентировки, пространственной ориентировке, свободном пространстве, Похожая статья, развитию ориентировки, обучения пространственной ориентировке, коррекционном зале, окружающего мира, зрительного восприятия детей, нарушения зрения, нарушениями зрения, телах близких людей, расстройствах бинокулярного зрения, окружающем пространстве, работоспособность детей дошкольного, развития ребёнка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос