Библиографическое описание:

Кутрань О. Н., Персикова Е. Н., Струкова Н. И. Организация оптимальных условий для физического развития детей с патологией зрения с учетом их специфических особенностей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11658/ (дата обращения: 11.12.2017).



Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушения зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья [1, с. 48].

Дошкольное детство — наиболее эффективный период формирования здоровья и полноценного психофизического развития ребенка. Особенно актуальна данная проблема в жизни детских садов для детей, которые имеют ослабленное здоровье. Потеря зрения снижает возможность у таких детей в овладении различными двигательными умениями. Поэтому преодоление недостатков психофизического развития составляет одну из главных задач детского сада для детей со зрительной патологией.

Исследованиями Л. И. Плаксиной, Л. С. Сековец, а также практикой установлено, что зрительные нарушения приводят к различным отклонениям в физическом развитии детей. Подтверждением являются дети, поступающие в наше дошкольное учреждение. Среди всего контингента детей выявлено:

‒ с нарушением осанки — 74 %

‒ с нарушением координации движений — 17 %

‒ с нарушением чувства ритма — 15 %

‒ с затруднением ориентировки в пространстве — около 80 %

‒ с плоскостопием и слабостью мышечной системы — 32 %

Причинами отставания в физическом развитии таких детей являются снижение их двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации и недостаточной двигательной подготовленности.

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Нарушения осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей и зависит от характера зрительной патологии.

Например, при косоглазии, миопии ребенок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы лучше видеть рассматриваемые предметы, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге). Нарушения осанки встречаются также из-за неправильной организации офтальмо-гигиенических условий педагогического процесса, нарушения двигательного режима, отсутствия специальных коррекционных занятий, улучшающих формирование правильной осанки и активизирующих их двигательную деятельность.

У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за своим движением наблюдаются сложности формирования основных параметров в ходьбе и, прежде всего, трудности сохранения прямолинейности движения.

Нарушения прямолинейности при ходьбе связаны с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в период окклюзии при косоглазии, снижении остроты зрения у слабовидящих.

В беге у детей наблюдаются излишнее напряжение рук и ног, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности.

Выполнение прыжков такими детьми также затруднено.

Описанные затруднения вызваны также тем, что ребенку приходится решать сразу несколько задач: правильно ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие движения (осанку, координацию рук и ног), удерживать тело в определенном положении. При решении этих задач нормально видящий ребенок опирается на зрительно-двигательное восприятие, на имеющийся двигательный опыт, что позволяет ему точно и правильно совершать движения. А ребенок с нарушениями зрения оказывается в сложных условиях, когда опирается на неполноценное зрение, а процесс развития движений у него находится еще на стадии становления и поэтому непрочен. Двигаясь, он делает много лишних движений (оступается, останавливается, замедляет шаг, осматривает то место, на котором находится, начинает делать все сначала или отказывается делать то или иного движение). Из этого следует, что ребенок в процессе движения не может решить основной задачи — сохранить равновесие, потому что он в этот момент осваивает ориентировку в пространстве [2, с. 44].

Это говорит о том, что дети нуждаются в особом подходе при организации физического воспитания и их выздоровлении.

Кроме этого доказано, что правильно организованное физическое воспитание дошкольников с нарушением зрения помогает не только ликвидировать недостатки физического развития, но и улучшить зрительные функции, предупредить образование и прогрессирование потери зрения в школьном возрасте. В связи с этим основные направления работы по физическому развитию определяются задачами восстановления здоровья детей со зрительной патологией:

‒ восстановление и развитие нарушенных функций зрения;

‒ активизация зрительных функций с помощью коррекционно-педагогических средств;

‒ преодоление нарушений опорно-двигательного аппарата;

‒ устранение недостатков физического развития и формирование правильных движений;

‒ оздоровление детского организма в целях предупреждения простудных заболеваний.

Решение задач по развитию двигательной активности детей обеспечивается грамотным руководством деятельностью детей во всех режимных моментах в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду.

В целях соблюдения двигательного режима педагогически целесообразно оснащение спортивно-двигательных зон не только в группах, но и в кабинетах учителей-дефектологов. Это расширяет возможности развития у детей интереса к физическим упражнениям, возникновения желания ребенка реализовать свою потребность в движениях.

Однообразная поза во время занятий способствует общему утомлению. Поэтому Л. И. Плаксина в свое время рекомендовала использовать форму проведения занятий не за столами, а в движении, не только в помещении, но и на участках.

Обязательным правилом работы всех педагогов является проведение физкультминуток, с помощью которых снимается не только мышечное напряжение, но и зрительная утомляемость.

Организуя, таким образом, режим подвижности, мы можем преодолевать двигательные нарушения, развивать уровень подвижности, что положительно влияет на здоровье ребенка в целом.

Учитывая имеющиеся у детей нарушения двигательной сферы, необходимо осуществить организацию физического воспитания со специальной коррекционной направленностью, основная цель которой — помочь детям воспринимать предметы окружающей действительности с учетом низкой остроты зрения, преодолевать неуверенность в движениях. В связи с этим, кроме физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и развлечений в помещении и на прогулке, можно и нужно применять лечебную гимнастику и массаж, пропедевтические занятия, пальчиковую и ритмическую гимнастику, коррекционные индивидуальные занятия по развитию координации движений и ориентировке в пространстве.

Планируя работу с детьми по физическому воспитанию, необходимо учитывать основные факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка:

‒ физическую нагрузку;

‒ показания и противопоказания при нарушениях;

‒ дефект зрения;

‒ охранительный режим;

‒ игры и упражнения для развития зрительных функций.

В определении физической нагрузки нужно подходить индивидуально к каждому ребенку в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов: окулиста, невропатолога, педиатра, ортопеда. Так, детям со сложными дефектами (при афакии, миопии высокой степени, атрофии зрительного нерва, изменении на глазном дне, катаракте) уменьшается физическая нагрузка: снижается темп выполнения, уменьшается дозировка, исключаются упражнения с поднятием тяжести и резкими движениями.

При выполнении всех упражнений важно учитывать имеющийся вид косоглазия. Например, при приседании детям с расходящимся косоглазием необходимо предлагать смотреть на себя в зеркало, при сходящимся — вверх. Если это упражнение выполняется с предметом (мячом, палкой, обручем), то детям со сходящимся косоглазием нужно смотреть вверх, а при расходящимся — на метку, обозначенную в середине предмета.

Для детей, находящихся в послеоперационном периоде применяется охранительный режим — занятия физическими упражнениями заменяются индивидуальной работой у специалистов.

Согласно рекомендациям врача-офтальмолога в проведение всех форм физического воспитания включаются игры и упражнения на развитие зрительных функций.

Благодаря правильному и систематическому учету факторов, влияющих на состояние здоровья, у детей улучшается приспособляемость организма к физическим нагрузкам, укрепляется мышечный аппарат глаза.

При проведении физкультурных занятий имеются отличительные особенности:

‒ Построение детей проводится по зрительному принципу: слабовидящие дети в водной части занятия находятся в конце колонны, а при выполнении упражнений — впереди перед зеркалом, рядом с педагогом.

‒ При выполнении основных видов движений и проведении подвижных игр дети распределяются на группы здоровья.

К основной группе относятся дети без отклонений в состоянии здоровья, с высокой остротой зрения: 0,5–0,9 на лучше видящий глаз с коррекцией стекол. Особенность проведения занятий этой группы заключается в том, что коррегирующие упражнения, направленные на развитие физических качеств и коррекцию зрительного восприятия, дети выполняют с высокой физической нагрузкой и статическим напряжением на ослабленные группы мышц.

В подготовительную группу включаются дети с более низкой остротой зрения, с отставанием в физическом развитии и с перевозбужденной нервной системой. Деятельность с детьми данной группы направляется на общее укрепление мышечной системы, повышение работоспособности зрительных функций. С этой целью в водную и заключительную части занятия включаем упражнения на развитие двигательной сферы: координации движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики пальцев рук и ног.

В специальной группе находятся дети со сложными зрительными дефектами, слабовидящие, прооперированные, со значительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья. Занятия с такими детьми проводятся индивидуально по специально составленному комплексу для каждого ребенка с учетом всех имеющихся нарушений и отклонений [4, с. 17].

Подбор основных движений осуществляется согласно группе здоровья. Например, если с детьми основной группы проводятся прыжки на двух ногах через предметы, положенные на пол, то детям подготовительной группы предусматривается их выполнение на мягкой основе (матах, паралоновых ковриках), чтобы исключить возможное отслоение сетчатки глаза в результате сильного толчка. Детям специальной группы прыжки заменяются на ходьбу с перешагиванием предметов, т. к. прыжки детям данной группы противопоказаны.

Чтобы избежать статической перегрузки, повысить эмоциональный тонус, снять зрительное напряжение, после большой физической нагрузки в занятие включаются зрительные гимнастики и дыхательные упражнения. Контроль за физическими нагрузками, которые определяют врачи-специалисты, осуществляют медсестры-ортоптистки. Необходимость контроля состоит в том, что малые нагрузки не дают желаемого эффекта, а большие — опасны для зрения.

Надо только всегда помнить о рекомендациях врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных движений.

Взрослые должны правильно понять свою роль в развитии, воспитании и лечении ребенка. Они должны стать помощниками и организаторами жизни ребенка, создающими все возможное для активизации и развития самостоятельности при общении с окружающим миром.

Следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:

‒ педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов и родителей;

‒ знанием закономерностей и особенностей психофизического развития детей с нарушением зрения;

‒ соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики и тифлопсихологии;

‒ современными подходами к организации, выбору средств и методов обучения;

‒ признанием принципа комплексного подхода как ведущего в построении модели коррекционно-развивающего обучения и лечебно-восстановительного процесса [3, с. 26].

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  2. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. Комплексы упражнений. Подвижные игры. Гимнастика. — М.: Школьная пресса, 2008.
  3. Сековец Л. С. Пути и средства выравнивания физического развития и преодоления двигательной недостаточности у детей с нарушением зрения / ж. «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе». — № 6 / 2006.
  4. Тюхалкина Т. А. Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. — г. Горький, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушением зрения, двигательной активности детей, физического развития, физическом развитии, физического воспитания, физическом развитии детей, физического развития детей, остроты зрения, координации движений, психофизического развития, состояние здоровья, детей нарушения двигательной, нарушением координации движений, остротой зрения, состоянии здоровья, развитие двигательной, нарушением осанки, физического воспитания детей, двигательной сферы, детском саду.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос