Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевелёва, С. А. Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения / С. А. Шевелёва, Е. В. Борн, Т. Н. Щербакова, И. А. Кемпель. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2787/ (дата обращения: 26.04.2024).



Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья. [1, с. 21]. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам. Среди множества факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени сформированности его естественной потребности в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

По сравнению с нормально видящими сверстниками, дошкольники с нарушенным зрением характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности [1, с. 20]. Дети данной категории испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. Это обусловлено недостаточным зрительным контролем, низкой остротой зрения, характером нарушения зрения. Врачами — ортопедами было выявлено, что 96 % дошкольников с нарушением зрения имеют нарушения осанки. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, поэтому перед нами возникла необходимость поиска разнообразных форм работы по данному направлению. Если занятия физическими упражнениями для нормально видящих детей — это способ активного развития, то для ребенка с нарушением зрения физическая культура является основным средством устранения отклонений в двигательной системе. В связи с этим привлечение обучающихся к активным занятиям физической культурой рассматривается как важное звено в комплексе коррекционно-развивающей работы. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

‒ универсальность (в организме нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение);

‒ отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);

‒ возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из профилактического в общеоздоровительное и тренировочное.

Своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции и компенсации нарушенных функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения.

Необходимо в практической деятельности определить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности. При оценке двигательной сферы дошкольника с ОВЗ обязательно будут присутствовать как те, так и другие. Важно не только выявить эти особенности, но и достаточно точно подобрать соответствующие упражнения. В целях создания целостной системы здоровьесбережения дошкольников со зрительными патологиями очень важной является организация развивающей двигательной среды. Достаточно актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования ДО, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий. Острота проблемы состоит в том, что дошкольники с нарушением зрения нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических проблем.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

‒ нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья;

‒ ограничение двигательной активности вследствие нарушений зрения, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии, но и ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление).

Пластический балет — это направление оздоровительной направленности строится на использовании новой технологии, которая включает в себя режим «горизонтальных поз». Он как нельзя лучше подходит для работы с дошкольниками 6–7 лет, имеющими нарушения зрительных функций [2, с. 2], так как он проходит в щадящем режиме.

Занятия пластическим балетом способствуют развитию силы и, статической выносливости отдельных мышечных групп, ловкости и подвижности в суставах, а так же повышению общей работоспособности и выносливости. Они являются отличным средством развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. С помощью упражнений пластического балета можно избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы и суставы, ликвидировать недостатки физического развития и моторики у дошкольников с нарушением зрения.

Такое направление, как пластический балет включает в себя элементы танца. Через музыку и движение дошкольники с нарушением зрения быстрее овладевают основными движениями, устраняются недостатки физического и функционального развития. У обучающихся улучшается координация движений, общая моторика, развивается гибкость.

Новизна данной технологии заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи рисунка движений, через элементы пластики, эстетической гимнастики и элементов йоги воспроизводят окружающий их мир. При этом учитываются индивидуальные соматические и физические возможности детей с нарушением зрения.

Практическая значимость технологии пластического балета состоит в систематическом применении умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья обучающихся со зрительными нарушениями.

Эта технология предусматривает построение оздоровительного процесса на основе интеграции образовательных областей: (физического, социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического развития) как важного принципа организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ этой технологии гарантирует детям со зрительными нарушениями правильное развитие функциональных систем организма и служит профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. У обучающихся улучшается координация движений, общая моторика, развивается гибкость.

Пластический балет учит дошкольников:

‒ преодолевать недостатки двигательных качеств: точность, координацию движений, гибкость, общую выносливость;

‒ формировать и закреплять навыки правильной осанки, достигать ее стабилизации при выполнении жизненно необходимых положений и движений;

‒ развивать у дошкольников навыки самостоятельной пространственной ориентировки;

‒ воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества движений;

‒ воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Методика этой технологии заключается в том, что все упражнения выполняются в лежаче-горизонтированных позах (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, упражнения на боку, упражнения в переворачиваниях со спины на живот и наоборот, упражнения в упоре сзади, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Не исключаются движения и в положении стоя. Слово «пластический» отражает характер движений, рекомендуемых в «горизонтальном пластическом балете» [3, с. 24]. Все движения, преимущественно в начале программы плавные, мягкие, пластичные. Они словно растягиваются по времени. В программе исключены быстрые, резкие, инерционные движения, которые противопоказаны дошкольникам с глубоким нарушением зрения. Слово «балет» сразу подчеркивает, что физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии. Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики.

Относительно медленный, плавный стиль движений под музыку благоприятно сказывается на снятии зрительного утомления. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая позволяет, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества.

Литература:

  1. Сековец Л.С Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. Москва, 2008.
  2. Ефименко Н.Е Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 2009.
  3. Ефименко. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации — ДРОФА, 2014.
  4. Деркунская, В. А. Образовательная область «Здоровье» / В. А. Деркунская. — С-Пб.: Детство-Пресс, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, пластический балет, дошкольник, упражнение, движение, координация движений, физическое развитие, двигательная активность, общая моторика, опорно-двигательный аппарат.

Похожие статьи

Горизонтальный пластический балет как технология...

нарушение зрения, пластический балет, дошкольник, упражнение, движение, координация движений, физическое развитие, двигательная активность, общая моторика, опорно-двигательный аппарат.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста...

нарушение зрения, пластический балет, дошкольник, упражнение, движение, координация движений, физическое развитие, двигательная активность, общая моторика, опорно-двигательный аппарат.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Развитие координации у детей старшего дошкольного...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ)...

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Ключевые слова: умственная отсталость, опорно-двигательный аппарат, коррекция, фитбол, упражнения.

Физическое и психическое развитие детей, имеющих такой диагноз, протекает на дефектной основе.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

ребенок, нарушение зрения, физическое развитие, движение, физическое воспитание, состояние здоровья, физическая нагрузка, зрительная патология, нарушение осанки, двигательная активность детей.

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Всю двигательную деятельность А. С. Большаков, Л. В. Филиппова условно разделили на две группы: крупную, или общую моторику, и мелкую, или тонкую моторику.

Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет ряд особенностей...

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря целенаправленной и осознаваемой двигательной активности происходит социализация малыша.

Стараюсь дать детям опыт скоординированных движения и речи: стихи в упражнениях и играх подбирать так, чтобы...

Похожие статьи

Горизонтальный пластический балет как технология...

нарушение зрения, пластический балет, дошкольник, упражнение, движение, координация движений, физическое развитие, двигательная активность, общая моторика, опорно-двигательный аппарат.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста...

нарушение зрения, пластический балет, дошкольник, упражнение, движение, координация движений, физическое развитие, двигательная активность, общая моторика, опорно-двигательный аппарат.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Развитие координации у детей старшего дошкольного...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ)...

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Ключевые слова: умственная отсталость, опорно-двигательный аппарат, коррекция, фитбол, упражнения.

Физическое и психическое развитие детей, имеющих такой диагноз, протекает на дефектной основе.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

ребенок, нарушение зрения, физическое развитие, движение, физическое воспитание, состояние здоровья, физическая нагрузка, зрительная патология, нарушение осанки, двигательная активность детей.

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Всю двигательную деятельность А. С. Большаков, Л. В. Филиппова условно разделили на две группы: крупную, или общую моторику, и мелкую, или тонкую моторику.

Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет ряд особенностей...

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря целенаправленной и осознаваемой двигательной активности происходит социализация малыша.

Стараюсь дать детям опыт скоординированных движения и речи: стихи в упражнениях и играх подбирать так, чтобы...

Задать вопрос