Автор: Орлова Светлана Юсуповна

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 25.09.2016

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Орлова С. Ю. Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 177-179.



Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) обусловлено современными тенденциями и требованиями, предусмотренными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС). Основная задача, заявленная в данном документе звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [4]

Традиционные методики по формированию зрительно-моторной координации у детей требуют от ребенка длительного зрительного напряжения и длительного пребывания в так называемой «моторно-закрепощенной» позе [1, c.88]. Дети с ОВЗ (НОДА), чаще всего, уже имеют нарушения общей и мелкой моторики, различные патологии органов зрения. Этим детям необходим совершенно другой подход к вопросу формирования и развития зрительно-моторной координации.

В предложенной нами системе работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ и нетрадиционных приемов условно может быть выделено 3 блока:

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Развитие и укрепление глазодвигательных мышц.
  3. Формирование устойчивых связей в системе «глаз — рука» (игры и упражнения, требующие скоординированной работы двигательного и зрительного анализаторов).

Традиционно развитие зрительно-моторной координации у детей предполагает и работу по коррекции зрительного внимания и восприятия, а также мелкой моторики рук. Мы строим работу по развитию зрительного внимания, памяти и восприятия через следующие дидактические игры: «Чего не стало», «Что изменилось», «Рассмотри, запомни, повтори», «Запомни, сделай также»; узнавание недорисованных, «наложенных», «зашумленных», «спрятанных», «незаконченных», «точечных», «разрезных», «перевернутых», дидактическая игра «Узнай кто (что) это?» — узнавание предмета по контурному, силуэтному изображению [3, с.42].

Для развития мелкой моторики применяются традиционные пальчиковые игры и тренинги, а также нетрадиционные упражнения для кистей и пальцев рук, предложенные Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. [2, с.83]. Приведем в качестве примера наиболее интересные:

– перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по и против часовой стрелки в емкости с узким горлом диаметром 2–3 см при неподвижно зафиксированной кисти;

– раскручивание деревянного или пластмассового волчка;

– упражнения с поролоновым мячом;

– с текстильной резинкой;

– с пробкой;

– «веселые прищепки».

Необходимо отметить, что игры для детей с ОВЗ отличаются от игр для здоровых детей. Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности. Кроме того, этим детям необходимо постоянная помощь взрослого. Наличие индивидуально-дифференцированного подхода в организации коррекционно-развивающего процесса (упрощенная инструкция, оценка уже имеющихся у ребенка навыков и умений). Одно из главных условий — развивающие игры не должны утомлять. Время строго дозируется, но необходимо, чтобы поставленная цель в процессе игры была достигнута, так как это формирует в ребенке с ОВЗ осознание собственной «успешности» или «неуспешности».

Вернемся к основным направлениям работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ, о которых уже говорилось выше. Рассмотрим первый блок, связанный с работой по развитию общей моторики. Основная коррекционно-развивающая задача — это развитие общей зрительно-моторной координации через определенные игры и упражнения, подобранные нами с учетом принципа «нарастающего усложнения»:

  1. Дидактическая игра «Ходьба или «рисование» по контуру». Вначале обучения детям предлагаются «нарисовать» шагами разные варианты «дорожек», фигур и т. д. либо по прорисованному контуру на полу, либо по «меткам-ориентирам» (траектория движения может быть выложена с помощью лент, веревочек и т. д.)
  2. Дидактическая игра или упражнение «Посмотри (вариант- «послушай»), запомни- нарисуй «шагами». Задание выполняется по словесной инструкции или по показу наглядного образца (карточка).

У детей с ОВЗ (НОДА) неразвиты глазомер и чувство соразмерности, поэтому мы используем условные ограничители, показывающие пределы «зоны действия».

  1. «Нарисуй «шагами, что загадал» — игровое упражнение, требующее от ребенка определенного уровня подготовленности. Задача осложняется тем, что педагог (на индивидуальном занятие) или дети (на подгрупповом) должны отгадать задуманное и «нарисованное». Детям, достигшим хорошего уровня в развитии общей зрительно-моторной координации, можно предложить усложненный вариант игры — «Ничего не вижу» (выполнение задания с завязанными глазами).

Основная задача II блока — это развитие и укрепление глазодвигательных мышц, расширение поля зрения, профилактика зрительного напряжения и, как следствие, предотвращение усугубления уже имеющихся нарушений и возникновения глазных патологий.

Методологическая основа этого блока базируется на разработках и учении В. Ф. Базарного. Один из принципов его учения — построение учебного процесса на основе «расширения зрительных горизонтов» и постоянного использования «зрительно-поисковых стимулов» [1, с.89]. Наша работа в этом направление строится на включении в коррекционно-развивающее занятие: — зрительных гимнастик и упражнений для глаз (офтальмотренажеры — схемы, расположенные на любой стене, где нет учебной доски; индивидуальные офтальмотренажеры на каждого ребенка). Нами создана картотека зрительных гимнастик по лексическим темам, что позволяет логично включать эти упражнения в любое занятие. На этом этапе работы дети активно «рисуют глазами». Сначала по наглядно-демонстрационному образцу, затем по словесной инструкции. Кроме того, весь наглядно-дидактический материал располагается по всем свободным поверхностям. В течение учебного времени дети многократно решают зрительно-поисковую задачу. Это может быть карточка с нужной цифрой, геометрической фигурой; предметная картинка.

Заключительный этап работы представлен III блоком и предполагает собственно развитие зрительно-моторной координации, опираясь на базу, сформированную в ходе работы по двум предыдущим блокам. Работа выстраивается по следующим направлениям: — «рисуем пальцем» (в воздухе, по стеклу, по поверхности стола); (по влажному песку, по крупам, сахарному песку и т. д.). Работа в «Пальчиковых прописях»; «Тактильно-пальчиковых прописях»; упражнения с использованием толстой иглы для вышивания («Художник») [2, с.89]; «Рисуем ниточками» (нетрадиционный метод «ниткография»). Упражнения «Художник» и «Рисуем ниточками» выполняются: с опорой на зрительный образец, по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка.

Предложенная нами система работы по формированию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста является, скорее, пропедевтической, она закладывает психо-физиологическую базу для успешного овладения элементарными графическими навыками в более старшем возрасте. Использование нетрадиционных методов и приемов (ЗСТ) позволяет усилить мотивационную и познавательную активность детей и максимально снизить возможность ухудшения психо-физического состояния ребенка.

Литература:

  1. Горячев В. Спасем детей — спасем Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В. Ф. Базарного/В.Горячев — М.: Изд-во НГПУ, 1999. — 123 с.
  2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. — СПб.: ООО «Изд-во «Детство — Пресс», 2012. — 112 с.
  3. Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта / Л. П. Уфимцева//Воспитание и обучение детей с нарушением развития — 2003. — № 6. — С.39–51.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Основные термины (генерируются автоматически): зрительно-моторной координации, формированию зрительно-моторной координации, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, нарушением опорно-двигательного аппарата, мелкой моторики, развития зрительно-моторной координации, развитие зрительно-моторной координации, общей зрительно-моторной координации, словесной инструкции, укрепление глазодвигательных мышц, Развитие зрительно-моторной координации, средство развития, координации детей старшего, зрительного напряжения, зрительного внимания, использованием ЗСТ, общей координации движения, детей дошкольного возраста, ребенка длительного зрительного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос