Библиографическое описание:

Персикова Е. Н., Кутрань О. Н. Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1507-1514.



Как известно, до 90 % информации человек воспринимает с помощью зрения. Оно играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем [1. С.75]

Ориентировка в пространстве является одной из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улицах города, в общественных местах. Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей с нарушением зрения, в дальнейшем могут повлиять на их самостоятельность и активность во всех сферах жизни. Элементарные знания о пространстве, навыки ориентировки необходимы для успешного обучения детей в школе (умение ориентироваться в здании школы, следовать инструкции учителя, работы в тетрадях и др.).

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного отношения предметов.

Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния, вкуса).

Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях.

На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы [4. С.132]

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

«Развивающий коврик»

Развивающий коврик изготовлен из тафты размер 200*150, нейтральные цвета, окантовка у коврика обшита яркой лентой, для зрительного ориентирования ребенка с нарушением зрения. Геометрические фигуры разнообразны, по контуру тесьма. С двух сторон вставлен шнур для использования развивающего коврика в горизонтальном положении, а также коврик можно использовать в вертикальном положении, и на весу.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.1.JPG

Игры и занятия с использованием «Развивающего коврика» способствует решению коррекционно-развивающих задач:

‒ Ориентировка в макро и микро пространстве.

‒ Закрепление цветовосприятия;

‒ Выработка бинокулярного зрения и фиксации взора;

‒ Развитие прослеживающих функций глаза;

‒ Развитие сенсорных и моторных функций, физических качеств (скорости, гибкости, выносливости, координации движения)

‒ Обучение детей работать согласованно, в команде;

‒ Способствовать формированию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

‒ Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремиться прийти на помощь друг к другу.

‒ Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования.

Игры сиспользованием «развивающего коврика»

Игра «Попади вцель»

Цель игры: обучение метанию мяча, развитие точности движений, глазомера, фиксация взора, ориентировка в микро пространстве. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования.

Ход игры:Развивающий коврик находится в вертикальном положении. Дети с мячами для метания располагаются перед развивающим ковриком по одному на определенном для каждого расстоянии (в зависимости от остроты зрения). Дети по очереди подходят к линии, берут мячи и бросают их, стараясь попасть в цель. Броски чередуют правой и левой рукой. Обговаривается цель, в которой нужно попасть (геометрическая фигура).

Для развития логического мышления можно обозначить цель (это фигура, не четырехугольная, не круглая и т. д.). По команде: — Один, два, три в цель попади!

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.2.JPG

Игра «Эстафета»

Цель игры: Развитие сенсорных и моторных функций, физических качеств (Скорость, выносливость, координация движения). Ориентировка в макро пространстве. Учить детей работать согласованно, в команде. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования.

Ход игры: Развивающий коврик находится в вертикальном положении. Каждому ребенку на грудь прикрепляется геометрическая фигура, которая находится на развивающем коврике. Дети строятся в команды у каждой команды ведро с прищепками. Каждый ребенок берет прищепку. Педагог задает задание, дети по команде начинают его выполнять.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.3.JPG

Игра «На четвереньках»

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.4.JPG

Игра «На носочках»

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.5.JPG

Ползание «по-пластунски»

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.6.JPG

«На фитболах»

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.7.JPG

«Прыжки через мягкие модули»

Геометрические фигуры находятся возле развивающего коврика, ребенок должен добежать до коврика, взять геометрическую фигуру, найти ее на коврике и прикрепить.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.8.JPG

Игра «Будь Внимательным»

Цель игры:Ориентировка в макро и микро пространстве, выработка бинокулярного зрения и фиксации взора, развитие физических качеств (Скорость, гибкость, выносливость, координация движения). Способствовать формированию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования.

Ход игры: Развивающий коврик находится в горизонтальном положении. Дети встают врассыпную возле коврика, не наступая на него. Пока музыка играет, дети танцуют, бегают, прыгают и т. д. Как только музыка перестает играть, дети должны кто быстрее встать на геометрическую фигуру, которая находится на коврике.

Усложнение игры: Детям на грудь прикрепляется геометрическая фигура, ребенок должен встать в определенную фигуру.

D:\Публикация\Фото к статье\рис.9.jpg

Игра «Салют»

Цель игры: Закрепление цветовосприятия, ориентировка в макро и микро пространстве, выработка бинокулярного зрения и фиксации взора. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремиться прийти на помощь друг к другу.

Ход игры: Развивающий коврик находится на весу. В середину коврика высыпается большое количество мячей разных цветов. По команде педагога дети подбрасывают коврик с мячами вверх и должны удержать мячи на коврике. Педагог спрашивает у детей, какого цвета мячи.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.10.JPG

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.11.JPG

Игра «Закати мяч»

Цель игры:Ориентировка в макро и микро пространстве, выработка бинокулярного зрения и фиксации взора, развитие глазодвигательных функций глаз. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования. Обучение детей работать согласованно, в команде. Развитие сенсорных и моторных функций.

Ход игры: Развивающий коврик находится на весу. На коврике лежит мяч, дети перекатывают друг другу мяч, поднимая поочередно разные стороны коврика, проговаривая рифмовку:

Ты катись веселый мячик,

быстро, быстро по рукам.

Ну а кто уронит мячик,

тот исполнит что-то нам.

Кто роняет мяч, исполняет какое-то задание.

Усложнение игры: Дети должны закатить мяч в определенную геометрическую фигуру.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.12.JPG

У детей с нарушением зрения большие трудности вызывает ориентация в пространстве, поэтому с ними может проводить всю вышеописанную работу учитель-дефектолог (тифлопедагог) в ДОУ. Он обеспечивает проведение специальных коррекционных занятий, направленных на развитие зрительного восприятия и ориентировки у детей, имеющих нарушения зрения. А также имеет своей целью предупреждение и преодоление у детей нарушений в физическом развитии и двигательной сфере. При этом коррекционно-развивающая направленность такого содержания работы заключается в том, чтобы максимально создать ребенку условия для овладения разными видами движений, зрительно-двигательными образами и ориентировочной деятельностью в пространстве [5. С.37].

Литература:

  1. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  2. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога. Под ред. Мишина М.А, Козловой Е. В. / Научно-методический журнал «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе». — 2001.- № 2
  3. Игры с мячом на воздухе в дошкольном учреждении. Под ред. Мишина М.А, Козловой Е. В. / Научно-методический журнал «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе». — 2004. — № 5
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М: Издательство «Экзамен»,2003.
  5. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. М.: Школьная пресса, 2008.
  6. Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения / Горький, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушением зрения, использованием нестандартного оборудования, микро пространстве, Развивающий коврик, процессу движения, выработка бинокулярного зрения, Ход игры, геометрическая фигура, вертикальном положении, «Физическое воспитание детей, фиксации взора, Цель игры, окружающем пространстве, нарушением зрения характерны, нарушением зрения большие, детском саду, обучения детей, нарушения зрения, Научно-методический журнал «Физическое, журнал «Физическое воспитание.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос