Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения «По дорожкам мы пойдем, все узнаем и найдем» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Персикова, Е. Н. Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения «По дорожкам мы пойдем, все узнаем и найдем» / Е. Н. Персикова, О. Н. Кутрань, Н. И. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44672/ (дата обращения: 24.04.2024).



Актуальность проблемы:

Обучение детей со зрительными нарушениями ориентированию — важный аспект в их общем развитии, который поможет им чувствовать себя уверенно в окружающей действительности, свободно взаимодействовать с людьми и предметами.

Выполнение этой задачи осложняет тот факт, что детям с нарушением зрения сложно самостоятельно и достаточно быстро освоить это направление ввиду того, что дефекты зрения не позволяют детям быть достаточно подвижными и ловкими, у них значительно хуже, чем у нормально видящих детей, развиты пространственные представления, они плохо запоминают их словесные обозначения. Снижение остроты зрения и глазодвигательных функций вызывают ошибки в определении расстояния между предметами, их точное расположение в пространстве относительно себя или предмета. Также трудность для детей с патологией зрения вызывает определение правой и левой стороны тела или пространства относительно себя или другого человека.

Поэтому целью проекта является обучение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения разным видам ориентирования: в макро- и микропространстве, а также на теле человека. К тому же, что не маловажно, данное направление является обязательным элементом в подготовке детей к школьному обучению и успешной их социализации в обществе нормально видящих сверстников.

Задачи проекта:

‒ Обобщать представления и накапливать знания, умения и навыки детей о видах пространственного ориентирования, их значении в жизни человека

‒ Продолжать учить детей ориентироваться в микропространстве: на плоскости стола, стены, картины, листа бумаги и т. д.;

‒ Развивать умения у детей ориентироваться в макропространстве, как в замкнутом (помещения детского сада), так и открытом (на улице) пространстве;

‒ Тренировать у детей навыки ориентировки на теле человека, как на самом себе, так и на теле другого человека;

‒ Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве по схеме, карте помещений и уличных участков, а также их самостоятельном составлению.

Тип проекта: обучающий, закрепляющий, игровой, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).

Участники проекта: дети старшей, а затем подготовительной группы, их родители, учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатели группы.

Принципы:

‒ Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

‒ Комплексный подход к диагностическому обследованию уровня развития и коррекционной помощи детей с нарушением зрения;

‒ Дифференцированный подход к детям в зависимости от зрительного диагноза и уровня развития в познании окружающего мира.

‒ Создание офтальмо-гигиенических условий с учетом возможностей, способностей и потребностей детей с нарушением зрения

В результате реализации проекта:

  1. Будут представлены все направления работы по ориентировке на своем теле и теле другого человека, ориентировке в микропространстве, ориентировке в макропространстве.
  2. Прогнозируется значительный рост компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения, а также общая заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, тесное сотрудничество между семьями воспитанников и детским садом.
  3. Будет представлено обобщение опыта работы в ДОУ по взаимодействию учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость результатов

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использовано совместное творческое взаимодействие с родителями. Это необходимо для развития детей и их познавательных способностей. Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетентность воспитателей, но и внесет значительные изменения в развивающую среду ДОУ, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

Таким образом, ходе реализации проекта можно будет наблюдать:

‒ творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее развитие дошкольников;

‒ освоение всех видов ориентировок детьми с нарушением зрения;

‒ повышение психологической готовности родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;

‒ развитие педагогической компетентности родителей;

‒ расширение словарного запаса детей пространственной терминологией;

‒ развитие детского мышления, памяти, воображения, креативности, а также коммуникативных способностей;

Основные этапы проекта:

1 — вводный — определение цели, задач, продумывание содержания, построение плана реализации проекта;

2 — подготовительный — работа с различными литературными источниками по данной теме, определение содержание деятельности всех участников проекта, разработка мероприятий на весь период реализации проекта;

3 — основной — выполнение всех запланированных мероприятий в установленные сроки, а именно: пополнение методической базы новыми пособиями по заявленной теме, проведение коррекционных занятий с детьми по разным видам ориентирования, внедрение новых игр и заданий для детей, проведение с родителями консультаций и родительского клуба, а также интегрированных занятий, развлечения и квест-игры;

4 — заключительный — презентация проектной деятельности и ее продукции на итоговом педсовете для всех педагогов ДОУ, фото- и видеоотчет по каждому виду деятельности.

План реализации проекта

Мероприятие

Срок исполнения

1

Определение актуальности проекта, постановка цели, задач, содержания, мониторинг.

Сентябрь

2

Изучение литературы и методических разработок, а также опыта работы коллег по развитию у детей с нарушением зрения навыков ориентирования: на теле человека, в микро- и макропространстве.

Разработка плана реализации проекта

Октябрь

3

Разработка, изготовление и внедрение в практику работы с детьми новых пособий, игр и заданий в рамках коррекционных занятий

Октябрь-апрель

4

Разработка и представление информационных листов для родителей по развитию у детей ориентировки на своем теле и теле рядом и напротив стоящего человека

Ноябрь

5

Разработка и проведение интегрированных коррекционных занятий с детьми учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя

Декабрь

6

Разработка и представление информационных листов для родителей «Ориентирование в пространстве детей старшего дошкольного возраста».

Январь

7

Разработка и проведение интегрированных коррекционных занятий с детьми учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя

Февраль

8

Организация и проведение родительского клуба «Росточек» на тему «Научим детей ориентироваться»

Февраль

9

Разработка и представление информационных листов для родителей «Рекомендации родителям по обучению ориентировке в пространстве ребенка с нарушением зрения».

Март

10

Организация и проведение с детьми развлечения малой формы на улице «Приключение Карлсона по достопримечательностям города»

Март

11

Разработка и представление картотеки игр по пространственному ориентированию: формирование ориентировки на теле человека, на открытом и замкнутом пространстве, с использованием всех сохранных анализаторов, в движении, в микропространстве, с использованием схем, планов

Апрель

12

Организация и проведение с детьми и родителями квест-игры в здании детского сада «Пройди по лабиринту помещений с помощью схемы»

Май

13

Выпуск коррекционного тифлопедагогического журнала для педагогов и родителей «В поле зрения» по развитию всех видов ориентировки у детей с нарушением зрения

Май

14

Презентация проекта и ее продукции педагогам ДОУ на итоговом педсовете

Май

15

Оформление проекта для публикации в периодической печати

Июнь

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под ред.Л. И. Плаксиной, М. 2003;
  2. Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушением зрения/под ред. Мухаева М. П., Ростов-на-Дону, 2010;
  3. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Росто-на-Дону, 2008;
  4. Ориентируемся в пространстве. Задания на развитие пространственного мышления/Серия «Папка дошкольника». ООО «ВК «Дакота»,
  5. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Шорыгина, 2004
  6. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5–7 лет, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, детский сад, разработка, родитель, старший дошкольный возраст, тело, итоговый педсовет, пространственное ориентирование, родительский клуб.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве...

свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ребенок, ориентировка, развитие ориентировки, пространственная ориентировка, навык ориентировки, игра, детский сад.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Участие в Детском совете возможно для детей любого возраста.

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс

Цель работы — развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения

- Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела...

Современные подходы в создании развивающей предметно...

Именно дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития и приобретения

Поэтому мы в детском саду учим детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать

В его функции входит мотивация детей и родителей к познавательной деятельности...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

Психолого-педагогическая технология проведения игровых...

При этом создание воспитательной среды, с точки зрения повышения эффективности воспитательного процесса

Возраст: Старший дошкольный.

Цель: Приобщение к ведению межкультурного диалога с ранних лет посредством детского художественного творчества.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве...

свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ребенок, ориентировка, развитие ориентировки, пространственная ориентировка, навык ориентировки, игра, детский сад.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Участие в Детском совете возможно для детей любого возраста.

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс

Цель работы — развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения

- Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела...

Современные подходы в создании развивающей предметно...

Именно дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития и приобретения

Поэтому мы в детском саду учим детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать

В его функции входит мотивация детей и родителей к познавательной деятельности...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

Психолого-педагогическая технология проведения игровых...

При этом создание воспитательной среды, с точки зрения повышения эффективности воспитательного процесса

Возраст: Старший дошкольный.

Цель: Приобщение к ведению межкультурного диалога с ранних лет посредством детского художественного творчества.

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве...

свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ребенок, ориентировка, развитие ориентировки, пространственная ориентировка, навык ориентировки, игра, детский сад.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Участие в Детском совете возможно для детей любого возраста.

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс

Цель работы — развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения

- Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела...

Современные подходы в создании развивающей предметно...

Именно дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития и приобретения

Поэтому мы в детском саду учим детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать

В его функции входит мотивация детей и родителей к познавательной деятельности...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

Психолого-педагогическая технология проведения игровых...

При этом создание воспитательной среды, с точки зрения повышения эффективности воспитательного процесса

Возраст: Старший дошкольный.

Цель: Приобщение к ведению межкультурного диалога с ранних лет посредством детского художественного творчества.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве...

свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ребенок, ориентировка, развитие ориентировки, пространственная ориентировка, навык ориентировки, игра, детский сад.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Участие в Детском совете возможно для детей любого возраста.

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс

Цель работы — развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения

- Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела...

Современные подходы в создании развивающей предметно...

Именно дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития и приобретения

Поэтому мы в детском саду учим детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать

В его функции входит мотивация детей и родителей к познавательной деятельности...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

Психолого-педагогическая технология проведения игровых...

При этом создание воспитательной среды, с точки зрения повышения эффективности воспитательного процесса

Возраст: Старший дошкольный.

Цель: Приобщение к ведению межкультурного диалога с ранних лет посредством детского художественного творчества.

Задать вопрос