Библиографическое описание:

Григорьев Д. Н. Воспитание толерантности в многонациональной среде [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 14-16.

Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. В своей самой простой и основной форме толерантность есть признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности. Однако, попытки рассмотреть толерантность в предметном педагогическом контексте зачастую приводят к политизации, формулировке идеологических символов. Примечательна в этом смысле популярность аналогичного толерантности понятия «политическая корректность». Политическим документом является Декларация принципов терпимости (ЮНЕСКО, 1995), подписанная представителями европейских государств, включая Россию, где главные формулировки толерантности даны не как педагогические, а как социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия. Между тем, в идеологизированном и политизированном виде понятие толерантности затруднительно использовать в учебно-воспитательном процессе.

Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможна эмоциональная, психологическая, духовная консолидация многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в поликультурных и полиэтнических обществах для формирования высокой толерантности.

В значительной мере идеи толерантности пересекаются с концепциями поликультурного воспитания. А. Н. Джуринский отмечает: «У разных народов понятие толерантности имеет различные смысловые оттенки и акценты. В русском языке существуют два слова с близким значением — толерантность и терпимость. В английском толерантность — готовность и способность без протеста воспринимать личность, во французском — уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов, в китайском — великодушие в отношении других, в арабском — прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим, в персидском — терпение, готовность к примирению и т. д». [2, с. 51].

С начала XXI в. в России выполнялись федеральная и региональные программы, исследовательские проекты Академии образования по изучению и внедрению воспитания толерантности в поликультурной и полиэтнической школе. Обостренное внимание государства и педагогического сообщества к проблеме толерантности вполне объяснимо, поскольку ее решение для многонациональной школы выступает одним из системообразующих в поликультурном воспитании. Толерантность рассматривается центральным компонентом поликультурализма и отражает общечеловеческое через особые отличия людей [7, с. 155].

Начальные методики воспитания толерантности сравнительно несложны. Для поощрения толерантности учителю порой надо совсем немного — дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания, терпи, не пререкайся, мысленно скомандуй себе: не волнуйся, переведи беседу на другую тему... Однако для систематического воспитания толерантности такие эпизодические приемы не достаточны. Необходим кропотливый и постоянный тренинг этнокультурной толерантности.

Воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных культур и этносов — лишь нижняя ступенька одной из целей поликультурного воспитания. За воспитанием терпимости должны следовать понимание, уважение и, наконец, активное сотрудничество. Действуя в таком направлении, российские педагоги выявили многозначность толерантного воспитания в поликультурной среде. Это такие учёные, как С. К. Бондырева и Д. В. Колесов [1], В. Ю. Зорин [4], В. С. Собкин [5]. Они сформулировали ряд педагогических дефиниций этого феномена, в частности, миролюбивость, уважение к другим языкам и тем, кто на них говорит, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным различиям, деликатное отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования «другого». Среди основных направлений воспитания толерантности выделяется формирование готовности быть открытым для понимания многообразия культур и истории других народов.

Учеными выявлены определенные тендерные различия среди школьников при проявлении толерантности: наибольшую склонность к ней проявляют школьницы-подростки. Отмечена также возрастная динамика движения подростков к приятию толерантности.

Для поликультурного воспитания неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тем, у подростков надо воспитывать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и национализма.

Основным показателем успешности поликультурного воспитания является открытость личности иным этнокультурным ценностям, что означает, в первую очередь, уважительное отношение к людям другого образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источник общественного блага, готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.

Дж. Бэнкс [6] выделяет четыре группы результатов, которые обеспечивает поликультурная педагогика:

  • равные возможности обучения;

  • осведомленность о многообразии культур;

  • поликультурность программ обучения;

  • вхождение в социум на равных, независимо от этнической принадлежности.

В мировой науке проведены перспективные исследования по определению критериев эффективности поликультурного воспитания. Можно сослаться в этой связи на сформулированные американским ученым К. Грантом уровни приобретаемой в результате образования поликультурной воспитанности (компетенции).

Таблица

Уровни поликультурной воспитанности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Осведомлённость и понимание

Оценка и согласие

Убеждённость и защита

Осведомлённость о собственных этногруппе, расе и пр.

Содействие социальной справедливости

Проектирование, реализация и оценка поликультурного опыта

Понимание общественного неравенства

Содействие развитию чувств единения

Реалистичное и критическое отношение к социальной действительности

Осведомлённость о способах закрепления социальными институтами дискриминации и предубеждений

Принятие культурного плюрализма. Содействие развитию положительной «Я-концепции»

Действия для положительных социальных изменений. Готовность к решению расово-социальных проблем

Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы, верования. Накопление соответствующего опыта решения проблем

Освобождение от стереотипов. Приобретение поликультурного образования. Интергупповое межкультурное обучение

Использование личного опыта при анализе культурной дискриминации. Активное включение в демократическое решение социокультурных проблем


Методики выявления результатов и эффективности поликультурного воспитания формулируют и отечественные ученые. Предложена многоэтапная диагностика:

  • первый этап — опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения;

  • второй этап — тестирование, проигрывание проблемных ситуаций;

  • третий этап — самооценка, анализ деятельности;

  • четвертый этап — выделение индикаторов-показателей деятельности личности в многонациональном социуме.

Любопытный эксперимент по апробации показателей, уровней и оценки результатов поликультурного воспитания провёл В. А. Ершов [3]. Показателями педагогической эффективности служили знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям поликультурного социума, поведение в нем. Были сформулированы три уровня поликультурной воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий, а также способы измерения этих уровней. Например, на высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры исходить из рационального, критического подхода, нормы поведения базироваться на ценностях взаимного уважения. На низком уровне знания о поликультурном мире отсутствуют, наличествует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции.

Таким образом, «замеры» успешности поликультурного воспитания могут быть сделаны по степени освоения гуманистических ценностей, осознания самобытности различных культур, осмысления общности культур, воспитания уважения к родной, общенациональной и мировой культурам, наличию навыков и умений межкультурного и межнационального общения. Подобное измерение осуществляется при использовании традиционной системы оценки знаний, а также посредством психологического мониторинга с помощью бесед, интервьюирования, анкетирования, изучения продуктов творчества учащихся, анализа конкретных педагогических и жизненных ситуаций, и рейтинга.


Литература:

  1. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему [Текст] / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: МПСИ; МОДЭК, 2011. — 240 с.

  2. Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 106 с.

  3. Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. — 185 с.

  4. Зорин В. Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы [Текст] / В. Ю. Зорин. — М.: ИСПИ, 2002. — 284 с.

  5. Собкин В. С. Толерантность в подростковой и молодёжной среде. Труды по социологии образования [Текст] / В. С. Собкин. — М.: Центр социологии и образования РАО, 2004. — 223 с.

  6. Banks J. Multiethnic Education: Theory and Practice. — Boston, 1981.

  7. Lee J., Warner R. L. Multiculturalism and Multicultural Education in USA: Theory and Pedagogy // Public Policy and Politics in Sakhalin, Russia and Oregon. — Oregon State University, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурного воспитания, воспитания толерантности, Воспитание толерантности, понятие толерантности, успешности поликультурного воспитания, систематического воспитания толерантности, внедрению воспитания толерантности, методики воспитания толерантности, направлений воспитания толерантности, популярность аналогичного толерантности, народов понятие толерантности, главные формулировки толерантности, виде понятие толерантности, Воспитание социокультурной толерантности, формирования высокой толерантности, мере идеи толерантности, тренинг этнокультурной толерантности, поощрения толерантности учителю, идея абсолютной толерантности, проблеме толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос