Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейное воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 31.10.2017

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Шестернина, О. В. Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков / О. В. Шестернина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2792/ (дата обращения: 16.04.2024).



В воспитании все дело в том, кто воспитывает.

Д. Писарев

Толерантность — слово уже не новое ни для родителей, ни для школьников, и так необходимое в современное время. Социальное неравенство, многонациональность, столкновение религий… Все это приводит к конфликтам между молодыми, как губка, впитывающими окружающую действительность подростками.

Работая в Волгоградской области и заменяя как-то заболевшего учителя обществознания, разбирая со старшеклассниками тему «Природа и человек», я столкнулась с неприятием чеченцами учения Дарвина. Ребята категорически отказывались верить и говорить о происхождении человека от обезьяны. Что это? Слепая вера, патриотизм или подростковый максимализм, характерный для их возраста? Но что бы это ни было, большую роль здесь играла семья. А я, как учитель, попыталась отыскать в глубинах знаний учащихся понятие «толерантности». Напомнить, что одно из проявлений толерантного человека — принятие других мнений.

А сколько раз приходилось разбирать конфликты между ребятами! Не так посмотрел, не то сказал: буквально все приводило к взрыву эмоций. Но одних бесед учителей уже недостаточно. И тогда — приглашение родителей, их рассказы о том, что в Великую Отечественную войну их деды и прадеды вместе воевали на русской земле.

Столкнувшись с такими ситуациями, я решила провести небольшое исследование, постараться выяснить истоки конфликтов, отношение подростков друг к другу. Подобрала несколько анкет, отражающих этническую толерантность подростков. Ведь этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. Было опрошено — 50 учащихся 7–11 классов. Среди них: долганы — 18 человек, эвенки — 20 человек, якуты — 9 человек, русские — 1 человек, белорусы — 1 человек, юкагиры — 1 человек. Анкеты выявляли, насколько подростки способны терпимо принимать или не принимать других людей в общении. Во-первых, выяснилось, что 10 человек из опрошенных не знают определение понятия «толерантность» и не могут его объяснить (и на это стоит обратить внимание нам, учителям). На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что люди разных национальностей должны иметь равные права в проживающей стране», 6 человек ответили, «нет». На вопрос «Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители», 20 человек ответили отрицательно. Не хотели бы видеть в своей стране представителей других национальностей — 5 человек. Большинство ответили, что возможно принять представителей других национальностей в качестве туристов. С утверждением «Россия — многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть русским по национальности» не согласилось 34 человека. С утверждением, что самой главной религией в России должно быть православие, не согласилось 33 человека. С утверждением «Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать», согласилось 20 человек. Утверждение, что национализм заслуживает всяческого осуждения, посчитали правильным 35 человек.

Таким образом, вырисовывалась картина того, что на формирование толерантного сознания подростков влияет общественное окружение, средства массовой информации. Поэтому воспитание толерантности в поликультурной среде должно происходить не только посредством бесед учителей и родителей, но и конкретными примерами. И такие примеры в улусе есть: это праздники, посвященные единству народов, где представители разных национальностей представляют свои костюмы, песни, танцы, угощают национальными блюдами. В гимназии — это стал традиционным праздник осени, где классы представляли культуру какого-либо народа. А в подготовке праздника активно участвовали родители.

Но причиной интолерантности подростков являются не только межнациональные отношения, а и межличностные. Вот уже более 10 лет я работаю социальным педагогом в школе. И по своим должностным обязанностям часто общаюсь с семьями социального риска. Вижу, как подростки из таких семей, вырастая, как под копирку, выбирают жизненный путь своих родителей. А в классе становятся если не изгоями, то предметом частых насмешек. В условиях семейных конфликтов любой ребенок приобретает негативный опыт общения. Он разочаровывается во взаимоотношениях между людьми. Реализует увиденный опыт общения в школе со своими сверстниками. Проявляет агрессию, грубит, язвит. А мы, учителя, все чаще наблюдаем такую картину: родители сдают свое чадо в школу, как в камеру хранения. Слышим такие реплики: «Вы учителя, вот учите и воспитывайте». Да, действительно, значительную часть времени дети проводят в школе, и учитель имеет специальное образование. Он обязан учить и воспитывать. Но никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит в воспитании отца и мать. Прежде всего, они могут заложить в ребенке фундамент добра, научить его порядочности. Ведь не зря гласит пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

И именно поэтому в республике Саха (Якутия) вступает в силу закон «Об ответственности родителей за содержание, воспитание,обучение, здоровье, защиту прав и законных интересов ребенка», который обязан знать каждый родитель!

Так кто же является воспитателем: семья или школа? Ответ один — пальму первенства я отдаю семье. А школа, как квалифицированный сотрудник, должна являться консультантом и партнером семьи, обеспечивая, таким образом, сотрудничество между ними.

Что такое толерантность?

Красота и элегантность?

В этом слове многозначном

И поистине прекрасном

Все сплелось: добро, терпимость,

Уваженье, справедливость.

В школе нужно знать его

Очень много для чего:

Чтобы было меньше драк

Не за что, а просто так;

Чтоб друзья и их подруги

Больше б знали друг о друге;

Люди в мире все похожи!

Всех хотим мы понимать,

Чтобы жить и процветать.

Основные термины (генерируются автоматически): беседа учителей, друг, национальность, родитель, Россия, семья, учитель, школа.

Похожие статьи

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия...

...формой будет являться беседа, которая не предполагает назидательного характера со стороны учителя, может проходить в ключе просьбы о помощи от

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Нимаева Елена Геннадьевна, учитель начальных классов. МБОУ Селендумская СОШ (Республика Бурятия).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное...

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Школа всегда старалась взаимодействовать с семьей, находить взаимопонимание и поддержку со стороны родителей ученика.

Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди учителей и родителей на тему «Как строить отношения между нами с вами».

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и

Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями...

Ключевые слова: эффективное взаимодействие, общение, педагог, родитель. Взаимодействие учителя с родителями учащихся является важной

Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы.

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Перед тем как посетить семью, нужно иметь сведения о ней и ее связи со школой (личное дело ученика, результаты анкетирование ребёнка и родителей, беседы с учителями, с самим учеником), выяснить основные данные об ученике, его успеваемость, поведение...

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи

Учитель считает принципиально важным обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое

Родительские собрания, лектории, индивидуальные беседы несут в себе большое значение в...

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

 исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг

Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг. Влияние семьи и школы на...

К. Д. Ушинский о гуманитарности образования | Статья в сборнике...

Однако воспитательные идеи, системы каждого народа «проникнуты национальностью более, чем что- либо другое, проникнуто до того, что невозможно и подумать

Таким образом, мы вновь говорим о взаимодействии «семьяшкола», «учитель — ученик — родитель».

Похожие статьи

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия...

...формой будет являться беседа, которая не предполагает назидательного характера со стороны учителя, может проходить в ключе просьбы о помощи от

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Нимаева Елена Геннадьевна, учитель начальных классов. МБОУ Селендумская СОШ (Республика Бурятия).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное...

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Школа всегда старалась взаимодействовать с семьей, находить взаимопонимание и поддержку со стороны родителей ученика.

Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди учителей и родителей на тему «Как строить отношения между нами с вами».

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и

Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями...

Ключевые слова: эффективное взаимодействие, общение, педагог, родитель. Взаимодействие учителя с родителями учащихся является важной

Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы.

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Перед тем как посетить семью, нужно иметь сведения о ней и ее связи со школой (личное дело ученика, результаты анкетирование ребёнка и родителей, беседы с учителями, с самим учеником), выяснить основные данные об ученике, его успеваемость, поведение...

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи

Учитель считает принципиально важным обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое

Родительские собрания, лектории, индивидуальные беседы несут в себе большое значение в...

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

 исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг

Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг. Влияние семьи и школы на...

К. Д. Ушинский о гуманитарности образования | Статья в сборнике...

Однако воспитательные идеи, системы каждого народа «проникнуты национальностью более, чем что- либо другое, проникнуто до того, что невозможно и подумать

Таким образом, мы вновь говорим о взаимодействии «семьяшкола», «учитель — ученик — родитель».

Задать вопрос