Формирование толерантности и межнационального сотрудничества в студенческом обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Шевлюкова Т. П., Чабанова Н. Б., Созонова Н. С., Мурзаева Д. А., Галиева Г. Д. Формирование толерантности и межнационального сотрудничества в студенческом обществе // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 564-567. — URL https://moluch.ru/archive/146/40913/ (дата обращения: 20.06.2018).



Во всем мире наблюдаются нарастание глобализации, этноконфессиональная напряженность, разнообразные дискриминационные явления, межличностные и межгрупповые конфликты, вследствие чего все большую значимость приобретает проблема поликультурности и межнациональных взаимоотношений. В ХХI веке практически невозможно обособленное существование культур и народов в связи с нарастанием миграционных процессов, увеличением количества смешанных браков, формирования этнически неоднородных коллективов в общественных институтах. Современный социум заинтересован не только во всеобщей глобализации, но и в повышении ценности своей этнической культуры и национальных особенностей. Исходя из мирового опыта, можно утверждать, что самым эффективным способом аккультурации является интеграция, которая определяет необходимость знания традиций и владения культурой других народов вместе с сохранением собственного культурного национального своеобразия. По данным Организации Объединенных Наций, Российская Федерация занимает второе место в мире (после США) по общему числу иммигрантов — свыше 12 млн. человек (около 6,4 % населения страны). Следовательно, существует потребность общества в высокообразованных личностях, способных продуктивно функционировать в этнически полиморфной среде; в людях, знающих и уважающих не только свою, но и чужую этническую культуру, успешно сочетающих национальные и интернациональные интересы. Неслучайно в РФ на государственном уровне особо выделяется вопрос межнациональных отношений и отмечается необходимость в целенаправленной деятельности по формированию толерантности среди граждан [1,4]. Эта деятельность направлена на предупреждение, выявление и прекращение межнациональных конфликтов, экстремистской деятельности и осуществляется на основе соответствующих нормативно-правовых актов. Среди последних следует выделить: ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (2002 г.); Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (19.12.2012 г); Концепция общественной безопасности в Российской Федерации и федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Российской Федерации на 2014–2020 годы» (от 2013 г.). Провозглашенная ООН в 1995 году Декларация принципов толерантности, в том числе межэтнической, межличностной, межобщинной признает приоритетность в ее становлении именно за сферой образования. Таким образом, формирование толерантности — это важнейшая задача образования в XXI веке. Современный образовательный процесс, в том числе в рамках системы высшего профессионального образования направлен на формирование и развитие толерантности, толерантного сознания в поликультурном пространстве, толерантной личности, нацеленной на дуалистичность восприятия окружающего мира. Молодежь в силу своих социальных характеристик и особенностей восприятия окружающей действительности представляет собой ту часть общества, в которой быстрее всего накапливается и реализуется интолерантный потенциал.

Выделяют факторы, способствующие развитию интолерантности у молодых людей:

  1. Отсутствие в обществе устоявшихся моделей поведения;
  2. Активная пропаганда собственной религии, национальности, как следствие — появление экстремистских идей, националистических настроений, ксенофобия;
  3. Неприятие личности с учетом ее переживаний, индивидуальных особенностей, отсутствие эмпатии;
  4. Дифференциация на «своих» и «чужих» по различным признакам: статус, конфессия, национальность, пол;
  5. Отсутствие сурового наказания в российском законодательстве за проявление интолерантного поведения в обществе;
  6. Влияние СМИ на возникновение националистических и расовых предрассудков, стереотипов, взглядов [3].

От уровня толерантности молодежи как в отношении жителей страны, принадлежащих к различным этносам, так и в отношении потенциальных или реальных мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев зависят особенности развития межнациональных взаимодействий и отношений. К сожалению, сознание молодежи обусловлено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях и обычаях. Этническое сознание представляет собой психологическое отражение практической деятельности, образ и стиль жизни, моральные, эстетические и идеологические нормы, определяемые коллективным сознанием. Один из существенных элементов этнического сознания — представление об этнической принадлежности в некоторой шкале, соотносящей данную группу с остальными.

Таким образом, образовательная политика должна использовать потенциал образования для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления коммуникационной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства, в первую очередь, искореняя и влияя на перечисленные ранее факторы. Л. В. Кавун: образовательное пространство высшего учебного заведения — это та база, на которой необходимо формировать новые модели социального поведения, позволяющие человеку «строить более гармоничные отношения с собой и миром» [7].

Глубокое и серьезное понимание вопросов межкультурной коммуникации возможно именно при обучении в высшей школе, однако, в высших образовательных учреждениях проблеме формирования этноконфессиональной толерантности часто уделяется недостаточно внимания. Толерантность — интегральная характеристика индивида, которая определяет его способность в проблемных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой для восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития положительных взаимоотношений с собой и окружающим миром [2]. Толерантное поведение — то, которое обусловлено толерантным сознанием. Последнее навязать принятием декретов, законов и прочего невозможно, требуется воспитание толерантности, образование культуры толерантности в обществе. Толерантность — положительное нравственное качество человека, заключающееся в ценностной ментальной установке на терпимость к мнениям, убеждениям и формам поведения другого человека, основанное на консенсусе и направленное на достижение взаимопонимания и согласования разных мотивов, установок, ориентаций без насилия. Толерантность не оперирует понятиями вины, хорошего и плохого. Она основана на оппозиции «свои — чужие» и безоценочной её интерпретации, на отсутствии враждебности к чужому. Толерантность нельзя назвать пассивным актом, т. к. терпимое отношение может требовать серьезных внутренних усилий, часто гораздо больших, чем требуется для активных действий [5, 1]. Образовательная среда должна с одной стороны, содействовать тому, чтобы студент осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой — прививать ему понимание и уважение к другим культурам. То есть речь идет о необходимости создания и развития полиэтнической образовательной среды, представляющей собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур; личности, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Процесс воспитательной работы со студентами в высших учебных заведениях должен включать аспекты, связанные не столько с развитием этнической толерантности, сколько с развитием базовых убеждений личности, мировоззренческой составляющей в осмысленности мира, принятии многообразия представленности проявлений человеческой сущности в других социальных группах, нациях и народах [8]. Необходимо развивать межкультурную компетентность обучающихся, целью которой является формирование у студентов мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России. Ведь студент, как ученый, должен объективно, беспристрастно смотреть на предмет исследования и временно переставать быть приверженцем той или иной этногруппы, конфессии. В итоге, такие дефиниции, как открытость диалогу, готовность принять представителя другого типового поведения, близость культур в социальном и хозяйственно-культурном отношениях позволяют участникам рефлексировать над стереотипами и моделями самого общения. Неспроста, А. В. Луначарский отмечал в трудах по проблемам воспитания и образования подрастающего поколения необходимость формирования положительного отношения к окружающим. Процесс осуществляется на основе принципов индивидуализации, гуманизации, что позволяет строить весь процесс с учетом индивидуальных, возрастных, культурных особенностей, социального опыта студентов, формировать в них понимание ценностей толерантности и установок на толерантное поведение. Опираясь на принцип учета поликультурности образовательной среды, принцип создания толерантной среды, можно ориентировать студентов на ценностное отношение к многообразию культур, эти принципы отражают процессы интеграции воспитания в культуру тех народов, которые представлены в учебном заведении, помогают строить процесс формирования толерантности в традициях уважения и принятия культурного многообразия. Принцип диалога и сотрудничества необходим для эффективного взаимодействия, помощи и доброжелательных отношений между преподавателями и студентами, без этого не представляется возможным формирование положительного опыта взаимодействия с представителями различных этногрупп, который будущие специалисты вынесут в свою практическую деятельность. Качественный и статистический анализ работы многонациональных стран в сфере организации полиэтнического образования (Д. Бэнкс, В. Леен, В. Нике) показывает, что наиважнейшая его задача — прививание обучающимся этнокультурной компетентности. В данном случае студенты сохраняют свою этническую идентичность и после получения высшего образования в дальнейшем продуктивно функционируют в системе общей культуры государства. В итоге, разработанная модель формирования толерантности у молодежи способствует развитию мотивов терпимого отношения к окружающим, обогащению знаниями и расширению профессиональных навыков и эмпатических способностей, так необходимых в условиях современного социума и развития системы образования в России [8].

Толерантность стала неотъемлемой фундаментальной характеристикой личности человека в нынешнем обществе, что является необходимостью в обстоятельствах мультикультурности и разнообразия. Толерантность — одна из общекультурных компетенций, которой должны обладать выпускники современных вузов. Толерантность не самоцель, а условие сотрудничества и взаимопонимания. Ее характер приобретает устойчивость и стабильность в ситуации, когда регулирование межэтнических отношений осуществляется одновременно на рациональном и интуитивном уровнях. Сегодня, важно понимать, что в разнообразии культурных, исторических, философских и религиозных взглядов и представлений необходимо учиться находить единство и гармонию, без которых все это богатство не только не имеет смысла, но и небезопасно для человека и его будущего. Россия, как страна исключительно разнообразная по своему национальному, религиозному, социальному составу просто не сможет существовать как единое государство, если не добьется существенного повышения уровня толерантности в российском обществе. В этнически полиморфной среде наиболее приемлемой образовательной стратегией является полиэтническое образование, которое составляет существенную часть содержания современного образования. Оно способствует приобщению обучающихся к родной этнокультуре; приобретению знаний о культурах прочих этнических общностей и их представителях; творческому осмыслению общего, особенного и нетипичного в образе жизни, обычаях, обрядах и традициях, менталитете, культурных ценностях различных народов; воспитанию этнической толерантности и этнокультурного плюрализма; формированию способности жить и работать в этнически полиморфном государстве.

Литература:

  1. Маткаримова Г. В. Формирование этноконфессиональной толерантности студентов в процессе преподавания учебных дисциплин социологического профиля // Вестник МГЛУ. — 2014. — № 8 (694). — С. 197–201.
  2. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Международный научный журнал «Инновационная наука». — 2016. — № 5. — С. 210–212.
  3. Задоенко Л. Динамика формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2016. — № 2. — С. 90–92.
  4. Проказина Н. В., Исаев А. В. Межнациональные и межэтнические конфликты в оценках населения мононациональных регионов // Вестник Поволжского института управления — 2015. — № 2 (47). — С. 31–36.
  5. Диденко В. В. Динамика исследования феномена толерантности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология — 2016. Вып. 2(26). — С. 45–53.
  6. Караханова Г. А., Шамхалова Б. А.. Модель процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования // Вестник ТГПУ(TSPU Bulletin) — 2016. — № 1 (166). — С. 38–41.
  7. Кавун Л. В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вуза: результаты факторного анализа// Вестник Томского государственного педагогического университета — 2010. — № 12 (102). — С. 160–165.
  8. Мельникова М. Л., Чебыкина И. В. Этническая толерантность студентов как предмет междисциплинарного исследования // Педагогическое образование в России — 2016. — № 9. — С. 36–40.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, образовательная среда, толерантное сознание, толерантное поведение, терпимое отношение, современный социум, практическая деятельность, полиэтническое образование, полиморфная среда, экстремистская деятельность.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос