Формирование толерантности через поликультурное воспитание детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Формирование толерантности через поликультурное воспитание детей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 44-46. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9366/ (дата обращения: 18.08.2018).



 

Первое наше желание в том, чтобы до полноты человечности были развиты не отдельные, или немногие, или многие люди, а все и каждый,… — словом, каждый, кому было суждено родиться человеком, чтобы, в конце концов, весь род человеческий пришёл к культуре независимо от возраста, сословия, пола и народности

Ян Амос Коменский (Панпедия)

 

Современные дети живут в значительно изменившихся социокультурных условиях. Межэтническая напряженность, конфликты на межнациональной почве, националистические настроения стали частым явлением социальной жизни. Такие проявления дисгармоничных отношений человека и общества находят отголоски и в детской среде. «Откуда мы родом? Мы родом из детства…», думаю, что все согласятся с утверждение Антуана де Сент-Экзюпери, а значит все, что есть в нас доброго, закладывается с детства, причем с раннего возраста. Отсюда важно, начиная с дошкольного возраста, учить детей взаимодействовать с ориентацией на гуманистические ценности, закладывать основы культуры поведения с ориентацией на духовно-нравственные идеалы. Ведь именно в дошкольном возрасте у детей закладываются основы национального самосознания, прививаются нормы поведения и культурные традиции своего народа. Дети этого возраста наиболее открыты для взаимоотношений с людьми других национальностей и легко усваивают их самобытность. Очень важно закрепить эти природные качества ребенка и создать прочную основу для их дальнейшего развития. Сегодня поликультурное воспитание рассматривается как концептуально-методологическая основа содержания обучения и воспитания детей. Поликультурное воспитание дошкольника — это воспитание на основе толерантности к культуре народов того региона, в котором проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Мы живем в одном из прекраснейших регионов, красоту которого недаром воспевают поэты. Не только своей удивительной природой славится солнечная Хакасия, но и своей богатой историей. И все же главное богатство Хакасии — это люди, её населяющие. На территории нашей республики проживают представители многих национальностей, но не нужно забывать, что Хакасия — это историческая родина хакасов. Поэтому мы считаем, что это важно приобщить детей к культуре того народа, на земле которого они проживают, но не стоит забывать и свои корни, потому что только человек понимающий и уважающий культуру своего народа сможет принять самобытность другой нации.

Дети нашей группы представлены двумя национальностями: русские и хакасы. И поэтому нам хотелось познакомить детей с самобытностью как того, так и другого народа. Исходя из этого, нами был разработан проект «Традиции моего народа», целью которого было познакомить детей с традициями, бытом и культурой, обычаями хакасского и русского народов.В рамках проекта был разработан и проведен комплекс мероприятий. На первом этапе реализации проекта с помощью родителей был собран богатый материал. Это и народные сказки, пословицы и поговорки, игры, различные атрибуты для театральных представлений, а также фото и видеоматериалы.

В рамках проекта с целью знакомства с бытом и традициями русского и хакасского народов перед нами стояли задачи познакомить детей с русской — избой и с хакасской юртой, дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к русским и хакасским: фольклору, играм, народному творчеству, гостеприимству, почитанию старших и родителей.Для более углубленного знакомства с бытом, традициями населения юга Сибири было предложено родителям вместе с детьми посетить краеведческие музеи города Абакана и Минусинска, а также этнографический музей в поселке Шушенское.Педагогическое просвещение родителей осуществлялось через консультации о значении поликультурного развития ребёнка, о значении семейных традиций.

Во время знакомства со сказками обоих народов дети выяснили, что там и там добро побеждает зло, что восхваляются такие качества, как честность, трудолюбие, мужество, дружба и порицаются леность, лживость, предательство, трусость. Заучивая пословицы и поговорки для викторины узнали, что они бывают, подобны друг другу. Например: «Чтобы пища была, надо трудиться» и «Кто не работает, тот не ест», «Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят» — «Смотри дерево в плодах, а человека в делах», «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь» — «Без труда, не вынешь и рыбки из пруда». На основании этого пришли к выводу, что нравственные ценности являются общими для русского и хакасского народов.

Для того чтобы познакомить детей с природой и историей родного края на помощь приходит прием виртуальной экскурсии. Оставаясь в группе, ребенок отправляется в путешествие, в котором узнает нечто новое, эмоционально переживает, оказываясь, словно очевидцем каких-то событий или явлений, и испытывает эстетические переживания. Здесь нам очень пригодился собранный фото и видеоматериал о родной Хакасии.

На прогулках мы познакомились с играми обоих народов, и были удивлены, что у русских и хакасов есть похожие игры. Самых маленьких детей у хакасов забавляли игрой «Хоор-хоор», а русские дети в это время играли в Сороку-белобоку.Хакасская игра «Киик-nyypи» (дикие козы и волк) напоминает русскую игру «Волк во рву».Детская забава «Метпечек» соответствует русской игре в жмурки. Эта была одна из самых распространенных игр среди хакасских детей. Детская игра «Чуурана» или «Чазынчах» представляет хакасский вариант игры в прятки, распространенный среди ребят всего мира.

Также в рамках проекта прошел конкурс стихов о Хакасии, которые дети подбирали вместе с родителями.Были проведены выставки рисунков «Земля моя! Моя Хакасия!», «Мой любимый город».

Подводя итог можно сказать, что знакомство детей с собственной культурой и приобщение к культуре рядом проживающих народов является основой формирования у них способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и самобытность других наций, что способствует развитию толерантных отношений к людям разных национальностей и рас.

 

Литература:

 

  1.                Поликультурное образование детей дошкольного возраста: Аксиологический аспект: Учеб. — метод. пособие/ Н. С. Ежова, М. В. Филатова. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Толстого, 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рамка проекта, Хакасия, русская игра, дошкольный возраст, национальность, народ, культура, игра, хакасский народ.

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций у детей младшего...

ребенок, рамка проекта, Хакасия, русская игра, дошкольный возраст, национальность, народ, культура, игра, хакасский народ.

Использование ИКТ технологий как средство обучения детей...

хакасский язык, ребенок, занятие, хакасский народ, ИКТ технологий, презентация, Хакасия, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, родной край.

Поликультурное образование детей младшего возраста

ребенок, рамка проекта, Хакасия, русская игра, дошкольный возраст... Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе...

В старшем возрасте дети узнают о жизни ушедших поколений, знакомятся с русскими традициями. Дошкольники узнают о жилище хакасского народа — юрте, русской избе, о самобытности одежды этих народов.

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

младший школьный возраст, ребенок, группа, формирование, представитель, ориентация, национальность, национальная культура, хакасский народ, контрольная группа.

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного...

В статье рассматривается значимость обогащения народоведческих знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа, диагностика детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа, критерии и показатели...

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Чтобы познакомить дошкольников с бытом, культурой, традициями, обычаями народов Крыма в группах оформлены национальные центры (русский, украинский

В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры.

Значение русской народной культуры в процессе изучения...

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма...

— Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций у детей младшего...

ребенок, рамка проекта, Хакасия, русская игра, дошкольный возраст, национальность, народ, культура, игра, хакасский народ.

Использование ИКТ технологий как средство обучения детей...

хакасский язык, ребенок, занятие, хакасский народ, ИКТ технологий, презентация, Хакасия, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, родной край.

Поликультурное образование детей младшего возраста

ребенок, рамка проекта, Хакасия, русская игра, дошкольный возраст... Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе...

В старшем возрасте дети узнают о жизни ушедших поколений, знакомятся с русскими традициями. Дошкольники узнают о жилище хакасского народа — юрте, русской избе, о самобытности одежды этих народов.

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

младший школьный возраст, ребенок, группа, формирование, представитель, ориентация, национальность, национальная культура, хакасский народ, контрольная группа.

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного...

В статье рассматривается значимость обогащения народоведческих знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа, диагностика детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа, критерии и показатели...

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Чтобы познакомить дошкольников с бытом, культурой, традициями, обычаями народов Крыма в группах оформлены национальные центры (русский, украинский

В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры.

Значение русской народной культуры в процессе изучения...

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма...

— Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей...

Задать вопрос