Автор: Бидова Бэла Бертовна

Рубрика: Воспитание в высшей школе

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Бидова Б. Б. Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 24-25.



Бидова Бэла Бертовна,

д.ю.н., доцент кафедры Уголовного права икриминологии

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Формирование толерантности студента вполикультурной образовательной среде

Тенденции развития современного общества таковы, что глобализация с ее противоречивыми явлениями выдвигает перед высшим образованием сложную задачу подготовки выпускника вуза к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений осуществлять профессиональное взаимодействие с людьми разных культур, национальностей, вероисповеданий, что говорит об актуальности данной проблемы. Повышение качества профессионального образования в вузе отвечает требованиям социокультурной реальности и в соответствии с целями и задачами компетентностного подхода.Признавая бесспорную значимость исследований проблемы формирования толерантности, отметим, что изменяющиеся социально-экономические условия, процессы международной социокультурной интеграции обостряют проблему формирования у выпускника вуза способности жить в многообразном мире, решать вопросы конструктивного межкультурного взаимодействия, в том числе в глобальном профессиональном мире.

Понятие толерантности с точки зрения формальной логики можно отнести к числу недостаточно определенных. Во-первых, само понятие «толерантность» относительно недавно вошло в широкое научное и публицистическое употребление в современной России. Во-вторых, существует разнообразное его трактование в собственно научной литературе (философское, психологическое, социологическое, и др.) и в литературе публицистического направления. В-третьих, и это отмечают большинство исследователей этой проблематики, в русском языке существует близкое по содержанию, но не совпадающее с ним понятие «терпимость».

Актуальность и социальная значимость педагогической проблемы толерантности, определяются тем, что в условиях развитого разделения труда и процессов глобализации объективно необходимое и постоянное взаимодействие и сотрудничество различно действующих и мыслящих людей будет успешным при условиях толерантных отношений между ними. [1,с.59]

Конкретизировано понятие «толерантность» на основании рассмотрения философского, психологического, социально-культурного, педагогического аспектов, а также её правового статуса. Толерантность определяет собой интегративное качество человека, включающее в себя взаимообусловленные и взаимодополняющие компоненты когнитивной, аффективной и поведенческой сфер, основанное на ценностном отношении к людям как представителям иных социальных групп и проявляющееся в активной жизненной позиции человека, предполагающей расширение личностных ценностей за счет позитивного взаимодействия с другими культурами, формами самовыражения и способами проявления человеческой индивидуальности.

Обоснована структура толерантности, включающая эмоционально-ценностный компонент, когнитивный компонент, поведенческо-деятельностный компонент и рефлексивно-оценочный компонент, а также представлено их содержательное наполнение.

Теоретически обосновано, что:

 сущностной характеристикой поликультурной образовательной среды является культурное многообразие её субъектов, качественно определяемое многообразием ценностно-смысловых доминант восприятия мира и человека в нем, выступающее источником альтернативных точек зрения носителей разных культур;

 поликультурная образовательная среда инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой, способствует расширению культурного пространства становления личности, провоцирует выбор личностно-значимых ценностей в процессе интеграции в сознании личности различных культурных сред, культивирует толерантность как нравственный идеал через развитие культурного плюрализма.

Инновационность поликультурной образовательной среды определяется:

 качественным изменением состояния традиционной монокультурной образовательной среды в виде появления новых условий развития личности посредством расширения культурного пространства становления личности, выбора личностно-значимых ценностей в процессе интеграции в сознании личности различных культурных сред;

 наличием системных качеств, порождаемых диалогово-деятельностным пространством и способствующих внедрению в образование актуально-значимых практик, ориентированных на формирование толерантности;

 качественной определённостью, проявляющейся как инновационная организация деятельности на рефлексивно-деятельностной основе;

 сохранению культурного многообразия поликультурной образовательной среды способствует развитие культурного плюрализма, основанного на диалоге и способного расширить культурное пространство становления личности посредством интеграции в её сознании различных культурных сред;

 культурологический подход в образовании позволяет сохранить культурное многообразие среды и способствует формированию толерантности посредством отражения многообразия культур, организации процесса их взаимодействия, создания условий формирования диалогичного человека и его самоидентификации.

Предложенная нами научная идея, состоит в том, что формированию толерантности студентов как интегративного личностного качества способствует актуализация потенциала объективно существующей поликультурной среды вуза посредством активного инициирования и поддержания диалога культур на основе дифференциации различных культур и их интеграции в целостное культурное пространство гуманного взаимодействия.

Обоснован процесс формирования толерантности студентов в условиях актуализации потенциала поликультурной образовательной среды, гипотетически включающего в себя:

 ориентирование учащихся на формирование аксиологической триады: толерантных знаний, толерантного отношения, толерантного поведения;

 вовлечения студентов в познавательно-критическую и рефлексивно-оценочную деятельность в условиях поликультурного диалога в аудиторной и внеаудиторной деятельности с использованием культурологической составляющей содержания дисциплины «Иностранный язык» и содержательно-смыслового контекста разработанного Web-site.

Этапы формирования толерантности:

 ориентация студентов на ценности толерантности как первый этап в процессе формирования эмоционально-ценностного и когнитивного компонента толерантной личности предполагает ознакомление студентов с поликультурной средой через вовлечение субъектов образовательного пространства в осознание многообразия культур в поликультурном пространстве как объективной реальности в условиях диалога;

 принятие толерантных ценностей посредством организации интенсивной познавательно-критической и оценочной деятельности в условиях рефлексии по поводу содержания чужой культуры в терминах своего культурного опыта является вторым этапом формирования толерантности;

 поведенческо-действенное закрепление правил и норм толерантного поведения в условиях сочетания и единства разных видов деятельности: учебной (аудиторной) и внеучебной (внеаудиторной), требующих проявления толерантного поведения, выступает третьим этапом формирования толерантности в поликультурной образовательной среде вуза.

Критерии, показатели и уровни сформированности толерантности: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельностный, рефлексивно-оценочный:

 когнитивный критерий толерантности, который характеризует сформированность знания о толерантности и способах ее проявления;

 эмоционально-ценностный критерий, который характеризует сформированность осознания значимости толерантности в многокультурном мире и принятие ее как личностно значимой ценности, способность эмоционально допустить точку;

 поведенческо-деятельностный критерий толерантности характеризует выработку ценностной установки на основе внутренней позиции и сформированность опыта проявления толерантных взаимоотношений;

 рефлексивно-оценочный критерий — самооценка толерантного взаимодействия, самоанализ, самокорреция поступков и действий.

Литература:

  1. Чухин С. Г. Нравственная деятельность в контексте гражданской самореализации личности //Вести Омского Государственного педагогического университета. — 2011. — Вып. 2. — № 3. — С. 58–61.
Основные термины (генерируются автоматически): формирования толерантности, поликультурной образовательной среды, этапом формирования толерантности, толерантности студентов, критерий толерантности, формированию толерантности, проблемы формирования толерантности, формирования толерантности студентов, становления личности, Этапы формирования толерантности, различных культурных сред, когнитивный критерий толерантности, поведенческо-деятельностный критерий толерантности, пространства становления личности, Понятие толерантности, педагогической проблемы толерантности, формированию толерантности студентов, сознании личности различных, толерантного поведения, культурного пространства становления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос