Низшие технические школы и училища России начала XX в. (на примере Читинской художественно-промышленной школы 1914-1923 гг.)
Автор: Зражевская Мария Викторовна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 1750 раз
Библиографическое описание:
Зражевская, М. В. Низшие технические школы и училища России начала XX в. (на примере Читинской художественно-промышленной школы 1914-1923 гг.) / М. В. Зражевская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 29-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2684/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для успешного решения проблем профессионально-технического образования необходим глубокий и всесторонний анализ не только современного опыта, но и истории развития профессионально-технического образования. Изучение истории развития имеет большое научно-историческое и практическое значение.
Вопросам профессионально-технического образования на разных этапах развития в дореволюционный период посвящены труды И.А. Анопова, И.М. Максина, А.Г. Небольсина и др. Дореволюционный и советский период детально и глубоко исследован в докторской диссертации проф. А.Н.Веселова. Состояние профессионально-технического образования в Забайкалье в начале XX века в литературных источниках практически не освещено, в связи с малоизученностью.
Крайне важным в жизни художественно-промышленных учебных заведений России является период начала XX в. В этот период Министерство финансов возбуждает вопрос об улучшении постановки художественно-промышленного образования в России. Директор Строгановского училища Н.В. Глоба в одном из своих докладов объяснял отставание художественной промышленности России отсутствием у русских мастеров художественного образования и отрывом художественно-промышленных учебных заведений от производства.[5]
Ведущее место в разработке всех вопросов художественно-промышленного образования занимает Строгановское училище, как наиболее крупное и старое учебное заведение данной отрасли образования. Выработанный им проект нового устава и лег в основу Положения о художественно-промышленном образовании.
18 марта 1902 года оно было утверждено. По данному положению в России должны были открываться 4 типа художественно-промышленных учебных заведений:
художественно-промышленные училища для подготовки художников-рисовальщиков, художников-мастеров. При художественно - промышленных училищах могли учреждаться педагогические курсы для подготовки преподавателей художественных предметов;
художественно-промышленные школы для подготовки рисовальщиков-руководителей и мастеров-руководителей;
художественно-ремесленные мастерские, на которые возлагалась обязанность подготовки квалифицированных рабочих для различных отраслей художественного производства;
рисовальные классы - для повышения художественной подготовки ремесленников и кустарей [4].
Это положение было уже некоторой основой системы художественно-промышленного образования в России. И хотя оно и не было полностью и последовательно претворено в жизнь, однако, оказало заметное влияние на упорядочение сети художественно-промышленных учебных заведений и постановки в них учебно-воспитательной работы.
Главная мысль реформы художественно-промышленных учебных заведений на основе этого Положения: для людей трудящихся в художественной промышленности недостаточно одного теоретического специально-художественного образования, даваемого в учебных заведениях без соответствующего практического навыка и технических знаний. Выдвигался принцип самого близкого знакомства учащихся с техникой производства с младших классов. Это должно было, по мысли авторов реформы, сроднить учащихся с избранной ими специальностью, возбудить у них интерес и любовь к ней, способствовать глубокому овладению специальностью и закреплению выпускников на производстве.
После 1902 г. до самой Октябрьской социалистической революции никаких новых законодательных актов по вопросам художественно-промышленного образования Министерством торговли и промышленности и другими министерствами не принималось. Министерство торговли и промышленности в административном порядке на основе общих принципов «Положения 1902 г.» открывало художественно-промышленные учебные заведения.
На основании «Положения 1902 г.» открывается Екатеринбургская художественно-промышленная школа (1902 г.), Псковская художественно-промышленная школа им. Н.Ф. Фан-дер-Флита (1913 г.), Читинская художественно-промышленная школа (1913г.) и др.
Несмотря на стремление объединить художественные профессионально-технические учебные заведения в одном-двух Министерствах или ведомствах с целью оперативного и действенного централизованного руководства ими, они так и не были подчинены единому центру. И в конце XIX - начале XX веков художественно-промышленные, как и иные профессиональные учебные заведения, открывались различными ведомствами и министерствами.
Неоднократные попытки различных министерств и ведомств всесторонне улучшить дело профессионально-технического образования не давали желаемых результатов: русская техническая школа заметно отставала от требований промышленности.[5]
Веселов А.Н, все основные технические учебные заведения, существовавшие в России накануне Октябрьской революции, условно распределил на три группы:
К первой относились средние технические школы и училища, в которых готовили техников или ближайших помощников инженеров по руководству производством.
Часть из названных средних художественно-промышленных учебных заведений выросла на базе низших технических школ, часть же была создана вновь. Все они отличались друг от друга не только сроками обучения, но и уровнем даваемой общеобразовательной и специальной подготовки.
Особая роль средних художественно-промышленных учебных заведений в деле подготовки специалистов для художественной промышленности обусловливалась тем, что в России не было ни одного высшего художественно-промышленного учебного заведения. И среднее звено выполняло роль головного, ведущего.
Во вторую группу входили низшие технические школы и училища, готовившие младший технический персонал, мастеров и т.д.; к ним относились низшие технические, железнодорожные, горные, мореходные училища, художественно-промышленные школы и ряд технических школ, имевших индивидуальные уставы.
Художественно-промышленные училища давали обучающимся общее и художественное образование для создания самостоятельных художественных рисунков и проектов. Художественно-промышленные музеи способствовали развитию вкуса и распространению знаний по прикладному искусству у населения. Художественно-промышленные общества способствовали развитию и преуспеванию художественной промышленности. [4]
В системе профессионально-технического образования дореволюционной России на низшие технические училища возлагалась задача, «наряду с обучением приемам какого-либо определенного производства, сообщать знания и умения, необходимые ближайшим и непосредственным руководителям труда рабочих в промышленных заведениях». Они готовили низший технический персонал: мастеров, машинистов, специалистов-механиков и т.д.
Учебные заведения данного типа росли крайне медленно, Так, в ведении Министерства народного просвещения в 1916 г. было 29 низших технических училищ и в ведении Министерства торговли и промышленности числилось 15 учебных заведений данного типа. В других же ведомствах таких училищ были лишь единицы.
Среди низших технических учебных заведений особую группу составляли художественно-промышленные учебные заведения, готовившие кадры для художественной промышленности.[3]
Самыми старыми и наиболее крупными из этой группы были уже упоминавшиеся выше Строгановское центральное художественно -промышленное училище в Москве (1825г.) и Петербургское центральное училище технического рисования барона Штиглица (1879), преобразованные в средние в начале XX в. и Прохоровское училище в Москве (1816г.).
К группе низших технических школ можно отнести и открытую позднее Читинскую художественно-промышленную школу (1913 г.). Она находилась в ведении Министерства торговли и промышленности.
Сословный состав учащихся низших технических школ свидетельствовал о том, что этот тип школ в основном черпал свои кадры из простого народа. Так, в 1912 г. из всех курсов детей крестьян, казаков и мещан было 93%. Подавляющее большинство учащихся - 91,3 % - были мужчины.
К третьей группе относились ремесленные школы и училища, готовившие квалифицированных рабочих, ремесленников и кустарей. К этой группе отнесены ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные учебные мастерские и ремесленные заведения с особыми уставами. В училищах готовили квалифицированных рабочих для крупной, мелкой и кустарной промышленности. Срок обучения устанавливался не менее 3 лет.[5]
Наиболее прочную учебную базу и значительное число учащихся имели ремесленные учебные заведения, готовившие специалистов для крупных промышленных предприятий.
Однако один тип ремесленного учебного заведения не удовлетворял потребностей промышленности. Поэтому уже через 5 лет после принятия основных положений о промышленных училищах в дополнение к существующему типу было решено создать ещё один - школы ремесленных учеников.
В Положении 1893 года о вновь открываемых школах ремесленных учеников, говорилось, что они открываются с целью дать учащимся знания и умения, которые бы позволили после окончания школы изучить ремесло у частного мастера. В них практически должны были изучаться первоначальные приемы определенного ремесла, а в некоторых случаях - в зависимости от местных условий - и специальные предметы какой-либо отрасли ремесла. Хотя и в них устанавливался 3-х летний срок обучения, они не давали того объема знаний и умений, какой давали ремесленные училища.
Помимо этих учебных заведений Веселовым А.Н. особо выделены ремесленные отделения и курсы при общеобразовательных школах и женские профессионально-технические школы.
На тот момент в системе художественно-промышленного образования остро стояла проблема отсутствия достаточного числа хорошо подготовленных преподавательских и инструкторских кадров. Это являлось серьёзным препятствием в деле организации учебно-воспитательной работы в художественно-промышленных учебных заведениях, что неизбежно отражалось на качестве знаний учащихся, на их отношении к занятиям.
Дело усугублялось еще и тем, что не было достаточного количества учебников и учебных пособий вообще и в особенности по специальным предметам.
В "Трудах организационного комитета 1-го съезда деятелей по техническому и профессиональному образованию" констатировалось: "Почти все технические и ремесленные училища заявляют, что отсутствие программ и учебников по специальным предметам, и, отчасти, - более или менее подготовленных к преподаванию этих предметов, - учителей, немало замедляет целесообразное развитие училищ.
При разработке Положения о художественно-промышленных учебных заведениях в России, утвержденного в 1902 г., снова остро встал вопрос о подготовке преподавательских кадров. Было предложено предусмотреть создание педагогических курсов при художественно-промышленных училищах и школах. Это настоятельно диктовалось самой жизнью, повседневной практикой, ибо преподавателями низших и средних художественно-промышленных учебных заведений по-прежнему становились выпускники этих же училищ иногда без всякой предварительной педагогической подготовки.
Однако во время обсуждения проекта Положения 1902 г. императорская Академия художеств возражала против устройств педагогических курсов при художественно-промышленных училищах и школах на том основании, что «вопрос о выработке правил для получения звания учителя рисования будет разрабатываться особой комиссией и устройство педагогических курсов в учебных заведениях, в коих общеобразовательные предметы являются факультативными, конечно неуместно».
Министерство финансов в виду того, что ощущалась большая потребность в преподавателях, не сочло возможным согласиться с этим, заявив, что «окончившие художественно-промышленное училище и школу в смысле общего художественного развития никоим образом не будут стоять ниже уровня учителей рисования».[3]
Положение 1902 г. определяло, что штатными преподавателями общеобразовательных предметов в художественно-промышленных училищах могли быть те же лица, которые имели право преподавать в средних учебных заведениях Министерства просвещения, военного министерства и учреждений императрицы Марии.
В художественно-промышленных школах, приготовительных классах, в художественно-ремесленных мастерских штатными преподавателями могли быть, кроме указанных выше, лица, имеющие право, преподавать в городских училищах по «Положению 1872г».
Таким образом, в отношении кадров преподавателей общеобразовательных предметов художественно-промышленные учебные заведения имели равные возможности со всеми учебными заведениями России, и данный вопрос решался более или менее удовлетворительно, т.к. существовала хоть какая-то система подготовки таких кадров.
Иное дело в отношении кадров по общехудожественным и особенно специально-художественным предметам.
Положением предусматривалось, что преподавателями общих и специально-художественных предметов в художественно-промышленных учебных заведениях всех разрядов, а также руководителями учебных занятий в мастерских могли быть лица, имеющие диплом или свидетельство об окончании художественно-промышленного училища или художественно-промышленного учебного заведения, курс которого не ниже художественно-промышленного училища. Могли также быть преподавателями, но только в низших учебных заведениях, лица, окончившие художественно-промышленные школы и педагогические курсы при них.
Такого контингента преподавателей в России было явно недостаточно для занятия вакантных мест в художественно-промышленных учебных заведениях.
Утверждая данное положение, Министерство финансов знало, что художественно-промышленные учебные заведения России не смогут укомплектоваться по общим и специально-художественным предметам преподавательскими кадрами, которые бы соответствовали всем требованиям положения. Поэтому 27-м пунктом положения разрешалось, в исключительных случаях и с особого разрешения Министра финансов, принимать преподавателями художественных предметов и руководителями учебных занятий в мастерских лиц, не удовлетворяющих вышеуказанным условиям, но известных своими художественными познаниями и деятельностью, что и делалось повсеместно.
Недельная нагрузка штатного преподавателя определялась следующим количеством часов: преподаватель общеобразовательных и общехудожественных предметов - 12 ч., специальных художественных предметов -8ч.,руководитель учебных занятий в мастерских - 15 ч.
В Положении указывались и пути подготовки преподавательских кадров, отвечающих требованиям художественно-промышленных учебных заведений.
Так, при художественно-промышленных училищах, согласно Положению, могли открываться педагогические курсы, после успешного окончания которых выдавались бы особое свидетельство, дающие выпускнику со званием художника по прикладному искусству право преподавания художественных предметов во всех учебных заведениях ведомства Министерства финансов.
Учреждались подобные курсы и при художественно-промышленных школах. Окончившие школу со званием ученого рисовальщика и получившие особые свидетельства, подтверждающие успешное окончание педагогических курсов, имели право преподавать художественные предметы в низших учебных заведениях ведомств Министерства финансов.[5]
Особенно острый недостаток преподавательских кадров испытывают художественно-промышленные учебные заведения окраин России.
Художественно-промышленные учебные заведения в период конца XΙX – начала XX века, наряду с количественным ростом, претерпевают значительные качественные изменения: расширяются учебные планы, совершенствуются программы, методы, в деле профессиональной подготовки решающую роль начинают играть мастерские и производственная практика на промышленных предприятиях.
Учебные планы и программы низших технических училищ, ремесленных учебных заведений разрабатывались с учетом опыта средних художественно-промышленных учебных заведений, но со значительными отклонениями, вызванными целями, профилем специальной подготовки и другими особенностями.
Были разработаны программы по обработке дерева и металла, как наиболее распространенных поделочных материалов. По этим видам труда Министерство народного просвещения разослало в учебные округа примерные программы, на основе которых преподаватели классов ручного труда и ремесленных отделений составляли свои программы, согласуя с требованиями и условиями быта и занятий местного населения. Что же касается других видов ручного труда (переплетное дело, лепка, вышивание, корзиночное производство и т.п.), то никаких даже примерных программ по ним Министерство народного просвещения не рекомендовало. Здесь все зависело от квалификации и опыта преподавателя, и часто с уходом преподавателя прекращалось и преподавание данного ремесла.
Система практического обучения в художественно-промышленных учебных заведениях складывалась в России под влиянием Академии художеств, и под влиянием опыта производственного обучения ремесленных и механико-технологических училищ. Хотя в России к началу XX века сложились две основные системы производственного обучения: предметная и операционная, причем, последняя была прогрессивнее, т.к. более соответствовала условиям труда на крупном производстве с расчлененной технологией, - в художественно-промышленных учебных заведениях господствовала предметная система обучения. Это объясняется тем, что художественная промышленность в то время в большей массе была кустарной или полукустарной с низким уровнем механизации труда. В силу этого предметная система обучения в тот период в художественно-промышленных учебных заведениях и была господствующей.
В профессиональной подготовке учащихся почти во всех художественно-промышленных учебных заведениях ведущее место занимала практическая работа в мастерских, где учащиеся изготавливали различные вещи под руководством мастера, которому приходилось в большинстве случаев показ, контроль, замечания делать каждому учащемуся индивидуально, что, естественно, при наличии группы в 15-20 человек было затруднительно.
Несмотря на ряд трудностей, практические занятия в мастерской давали хорошую профессиональную выучку.
Образцы изделий учащихся, изготовленные в мастерских художественно-промышленных учебных заведений, с успехом демонстрировались на выставках в России и международных выставках, что лишний раз подтверждало высокое профессиональное мастерство их создателей.
Однако были и отрицательные моменты обучения в мастерских: стремление научить всему подчас приводило к бесполезной трате времени и сил, так как по выходе из учебного заведения значительная часть знаний не применялась на практике, сроки обучения растягивались до предела, что понуждало многих бросать учебные заведения в силу крайней бедности. Обучение производилось на старом изношенном оборудовании, преобладали ручной труд, бездумное копирование.[5]
Подавляющее большинство художественно-промышленных учебных заведений практические занятия в мастерских чередовало с производственным обучением на фабриках и заводах. Производственная практика, организуемая в конце всего курса обучения, являлась как бы итогом, сгустком всех результатов обучения, закреплением профессионального мастерства. Организовывались такие занятия и практика по-разному.
Учебный год в художественных профессиональных технических учебных заведениях, включая летнюю производственную практику и экзамены, длился 10 - 10,5 месяцев. Начинался он в большинстве учебных заведений с I сентября и заканчивался в конце июня. Иногда летняя практика по ряду причин начиналась не сразу после экзаменов, а позднее: в конце июля -начале августа, в силу чего летние каникулы распадались на две части. Зимние каникулы были с 22 декабря по 7 января.
Таким образом, хотя художественно-промышленное образование в начале XX века сделало заметные успехи, оно не удовлетворяло возросшие потребности в квалифицированных кадрах. Давала знать недостаточность созданных типов - не было высшего художественно-промышленного учебного заведения. Крайне нечетким, неопределенным было среднее звено.
В начале XX века художественно-промышленные школы и курсы создавались при промышленных предприятиях для удовлетворения их нужд в квалифицированных рабочих.
Складывающаяся система художественно-промышленного образования постепенно становилась гибкой: уточнялись, конкретизировались цели и задачи учебных заведений. Художественно-промышленные учебные заведения открывают и на периферии, в основном в центрах кустарных промыслов.
Накануне Октябрьской революции учебные заведения художественно-промышленного образования составляли ещё не вполне сложившуюся систему из школ, воскресных и вечерних классов, различных курсов, отделений, филиалов и т.д. Так и не было создано высшее звено, хотя и ощущалась в нём острая потребность.
Художественно-промышленные заведения испытывали недостаток в преподавательских и инструкторских кадрах, так как по существу лишь в начале XX века предпринимаются попытки организовать их подготовку. Не было достаточного количества учебников и учебно-наглядных пособий, по некоторым предметам они вообще отсутствовали.
Учебные планы, как правило, состояли из трёх отделов: общеобразовательного, художественного и практического. Преобладал практический характер содержания образования. Занятия в мастерских и занятия по художественным предметам были тесно связаны. При проведении практических работ большое внимание обращалось на связь теории с практикой.
Как пример таких учебных заведений можно указать Читинскую художественно-промышленную школу. На тот момент она являлась «единственным рассадником художественно-промышленных знаний в Сибири от Урала и до Владивостока». [1, с.1]
В начале XX века в Забайкалье остро стояла проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров. На тот момент в Сибири не было ни одного государственного профессионального учебного заведения, для решения этой проблемы необходимо было открыть художественно-кустарную школу.
Потребность в художественно-кустарной школе в Забайкалье ощущалась давно. Развитие кустарных промыслов в Забайкалье всегда было связано с экономическим положением области. В неурожайные годы население начинало активно заниматься кустарными промыслами. А так как Забайкальская деревня в начале XX века переживала упадок, то кустарная промышленность заняла прочное место в сельскохозяйственной жизни деревни.
25 октября 1910 г. на заседании Комитета общества изучения Сибири и улучшения её быта в г. Чите М.А. Рутченко внёс предложение об организации в Чите рисовального класса и художественно-промышленных мастерских. 21 ноября 1910 г. вопрос был вынесен на общее собрание. Была организована комиссия по разработке проекта. После этого было отправлено ходатайство в Министерство торговли и промышленности об открытии в Чите художественно-кустарной школы и двух мастерских при ней – столярной и ткацкой.
5 мая 1911 г. в ответ на ходатайство было получено уведомление, что открытие художественной кустарной школы желательно, но необходимо привлечение местных средств как на устройство и оборудование учебного заведения, так и на содержание.
Министерством торговли и промышленности был утверждён порядок отпуска средств на содержание ремесленных учебных заведений: из местных источников отпускается половина годового содержания учебного заведения, на устройство и оборудование – не менее 1/3 всех расходов. Остальная часть расходов – за счет казны. Ввиду исключительного положения Сибири, Министерство Торговли и промышленности обещало дать при открытии школы и мастерских 2/3 всей суммы, а остальную 1/3 должны пополнять из губернских земских сумм. Ежегодный бюджет школы с двумя мастерскими столярной и ткацкой определялся цифрой 18000 рублей. Единовременные расходы на устройство и оборудование учебного заведения – 80000.
21 мая 1912 г. состоялось постановление Городской думы об отводе отделу общества изучения Сибири в бесплатное пользование участка земли под школу в размере 1800 кв. сажень.
18 января 1913 г. Комитет Забайкальского отдела Общества изучения Сибири вошёл с представлением в Министерство торговли и промышленности о разрешении вопроса и письмом просил члена Государственной думы Н.К. Волкова лично содействовать делу.
16 мая 1913 г. был утверждён устав школы, а 1 июля последовало открытие школы под названием художественно-кустарная, которая на момент её открытия была первым государственным профессиональным учебным заведением в Сибири и седьмой по России.
Ввиду обилия леса в Забайкалье и большого спроса на предметы деревообрабатывающей промышленности при школе открылось отделение по обработке леса. То же самое касается и отделения по обработке шерсти. Так как шерсть в большом количестве вывозилась из Забайкалья и поступала на рынки Германии, откуда возвращалась в виде готовых изделий.
В 1914 г. школа была переименована в художественно-промышленную.
Школа состояла в ведении Учебного отдела Министерства торговли и промышленности. Общее заведывание делами школы возлагалось на Совет.
Обучение сопровождалось немалыми трудностями, потому что в одном классе учились и 12-летние и 30-летние ученики. Научные познания у учащихся были разные: от едва грамотных до окончивших 4-х классное городское училище. Художественные познания совсем отсутствовали, и приходилось начинать с азов.
В положении о художественно-промышленных школах предельного максимального возраста для поступающих в школу не было установлено, принимались лишь лица достигшие 12 лет. При таком составе учащихся было сложно установить порядок и добиться соблюдения дисциплины. Воспитательная работа усложнялась не только пестротой возрастов и знаний, но и разным социальным положением родителей учащихся.
«Постановка преподавания ремёсел в мастерских у нас в России не имеет какого либо определённого плана и самые важные вопросы о практичности обучения, т.е. о том, как вести обучение в мастерских, чтобы из них выходили по возможности готовые мастера; чтобы обучение в возможно короткий срок давало должные знания учащимся и в каких пределах вести обучение по различным отраслям мастерства, преподаваемого в школе, не разработаны».[1; С.5]
В курс школы входили такие общеобразовательные предметы как Закон Божий, русский язык, арифметика, история и география; общеобразовательные со специальным курсом для школы: естествоведение и геометрия; специальные: история искусств, теория тканей и перспективы. Кроме того было несколько художественных классов: рисования, черчения, лепки, композиции и стилизации.
Активно использовалось обучение в мастерских. Так как основная цель художественно-промышленной школы была – дать обучающимся в ней специальную подготовку для выполнения художественных работ, следовательно, обучение в мастерских школы было обязательным для учащихся. При обучении мастерству в школе прилагались усилия, чтобы изделия мастерских исполнялись самими учащимися, с применением приобретённых в школе художественных познаний.
В 1916 и 1918 гг. состоялись выставки-продажи изделий учеников школы, показавшие популярность школы среди местного населения.
Читинская художественно-промышленная школа в то время развивала довольно интенсивную деятельность. Причиной было то, что правительство Колчака в 1918 г. эвакуировало в Читу Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, которая слилась с Читинской художественно-промышленной школой. В 1922 г. Екатеринбургская художественно-промышленная школа была реэвакуирована из Читы в г. Екатеринбург и преобразована в Уральский художественный техникум. [6]
В 1917 г. было возбуждено ходатайство о преобразовании Читинской художественно-промышленной школы в училище, которое было бы центральным для всей Сибири. Одной из главных причин преобразования явилась популярность этой школы среди населения Забайкалья и других областей Сибири и Дальнего Востока. Популярность среди сельского населения доказывается не только контингентом учащихся, приезжавших из глухих деревень не только Забайкалья, но и областей Дальнего Востока и западной Сибири, но также и заявлениями из отдалённых мест, таких как село Читкан, Баргузинский уезд и Троицкосавск об открытии у них художественно-ремесленных мастерских с отделениями столярным, слесарным, ткацким и по обработке кожи. Читинская же художественно-промышленная школа как центральная ведала бы развитием этих низших учебных заведений. Эти предложения были одобрены Учебным отделом министерства торговли и промышленности весною 1917 г., но события этого года приостановили осуществление этих планов. В 1923 г. школа была закрыта.
Читинская художественно-промышленная школа была первым государственным профессиональным учебным заведением в Сибири и седьмой художественно-промышленной школой в России. Она решала проблему нехватки квалифицированных кадров, остро стоящую на тот момент в Забайкалье, а также помогала предотвращать отток сырья из области, давала возможность самому населению обрабатывать это сырьё.
Литература:
Государственный архив Забайкальского края, ФР 302, оп. 1, д. 2.
ГАЗК, ФР 302, оп. 2, д. 51.
Молчанов, С.В. О организации художественно-промышленных школ. – М., Новая Москва, 1920. – 54 с.
Муратов, П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pdmuratov.org/HSS20G/2_natschalo.html (02.09.2012)
Степанов, М.С. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России. Дис. … канд. пед. наук. – Курск, 1970. – 338 с.
Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uksap.ru/content/left_nav/about/history/ (12.09.2012)