Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)
Автор: Селиванов Евгений Иванович
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.
Дата публикации: 26.01.2015
Статья просмотрена: 430 раз
Библиографическое описание:
Селиванов, Е. И. Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС) / Е. И. Селиванов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/4/27/ (дата обращения: 15.11.2024).
Тайгинский институт железнодорожного транспорта на факультете среднего профессионального образования осуществляет подготовку специалистов среднего звена по трем специальностям: 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) (железнодорожный транспорт); 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог; 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (железнодорожный транспорт). Всего на факультете среднего профессионального образования обучается около 1400 чел.
Одним из показателей качества подготовки в учебном заведении являются его выпускники. Так, в 2013–2014 учебном году выпуск составил 303 человека, из них 219 человек (72 % от выпуска) защитили дипломные проекты на «хорошо» и «отлично», 49 человек (16 % от выпуска) получили дипломы с отличием. Традиционно тематика для выполнения выпускных квалификационных работ была предложена работодателями, поэтому все дипломные проекты нашли реальное применение. Этим объясняется максимальный процент (100 %) трудоустройства выпускников. В этом аспекте наша позиция совпадает с точкой зрения А. П. Исаевой, считающей, что «трудоустройство — критерий эффективности профессиональной подготовки, в частности, профессиональной социализации выпускников образовательного учреждения» [1, с. 49].
Следующим индикатором эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования, на наш взгляд, является развитие креативных способностей у студентов, развивающих профессионально-творческий потенциал личности. Согласно Н. А. Гердт, «профессионально-творческий потенциал — это совокупность личностных черт, качеств, способностей и возможностей, необходимых и достаточных для успешного осуществления профессионально-творческой деятельности» [2, с. 32].
В качестве примера можно привести следующую статистику. В 2013 и 2014 годах филиал участвовал в олимпиадах дипломных проектов образовательных организаций Росжелдора и показал следующую результативность, а именно: в 2013 году заняли по специальности Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (тепловозы) — 1 место; по специальности Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (железнодорожный транспорт) — 1 место; по специальности Электроснабжение (по отраслям) (железнодорожный транспорт) — 1 место; по специальности Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны) — 1 место; по специальности Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (электровозы) — 3 место. В 2014 году — пять первых мест из пяти ведущих специальностей. Второй год выпускники филиала получают премию по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Достижение таких результатов невозможно без высокого уровня профессионализма кадрового преподавательского состава. Средний возраст преподавателей по филиалу составляет 43 года, по преподавателям специальных дисциплин и профессиональных модулей — 44 года, Высшую категорию имеют 30 преподавателей (50 %), первую — 30 преподавателей (50 %). Это следующий индикатор, определяющий эффективность деятельности образовательной организации. Современный педагог должен соответствовать требованиям времени. По мнению Я. Я. Козьминой, «будучи поставлены перед необходимостью сочетать преподавательскую, исследовательскую и зачастую административную работу в условиях ограниченных ресурсов времени, преподаватели ищут для себя оптимальное соотношение этих видов деятельности» [3, с. 136]. Отрадно, что преподавателям филиала, судя по результатам, удается справиться с оптимизацией своей занятости. Под их руководством студенты заняли первые места в региональных олимпиадах по иностранному языку, метрологии, стандартизации и сертификации; во Всероссийском конкурсе «Я энциклопедиЯ» по информатике. Кроме того, в 2013–2014 учебном году Федеральное агентство железнодорожного транспорта провело два конкурсных мероприятия:
- 4 февраля 2014 года был объявлен смотр-конкурс «Лучший комплект контрольно-оценочных средств профессионального модуля железнодорожных специальностей СПО», по результатам которого ТИЖТ (филиал ОмГУПСа) признан победителем;
- 18 апреля 2014 года был объявлен смотр-конкурс «Лучшая лаборатория по профессиональным модулям железнодорожных специальностей СПО», по результатам которого лаборатории «Электрические подстанции» по специальности 140409 Электроснабжение (по отраслям) (железнодорожный транспорт) был присужден Диплом II степени. Всего в 2014 году преподаватели и студенты приняли участие в 30 конференциях различного уровня. Наиболее значимые из них были 19 международных, 9 всероссийских и 2 межрегиональных конференции. В целом было представлено 63 исследовательских работы.
Для поддержания образовательного процесса на уровне, отвечающем современным требованиям, в филиале осуществляется целенаправленная работа по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников. Основными формами повышения квалификации являются: стажировка на предприятиях ОАО «РЖД», семинары, курсы повышения квалификации в ФБГОУ «УМЦ ЖДТ», ОмГУПСе, а также в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования (КРИРПО). Стали уже ежегодной традицией выездные курсы повышения квалификации для педагогических работников на базе ТИЖТа (филиала ОмГУПСа) в каникулярное время, которые проводит ФБГОУ «УМЦ ЖДТ». Это дает возможность обучить на курсах большее количество преподавателей по современной тематике, обсудить наиболее проблемные вопросы образования, выработать единые подходы. Поэтому, если посмотреть отчетные показатели, то план повышения квалификации на курсах выполнен нами на 127 %, план прохождения стажировки — на 108 %.
Однако стабильность результатов педагогической деятельности достигается не только в результате повышения квалификации, а в первую очередь за счет методической деятельности коллектива. Данный индикатор обеспечивает рост профессионального мастерства и компетентности. Методическому обеспечению программ подготовки специалистов среднего звена наша образовательная организация уделяет особое внимание. Основными направлениями деятельности в этом аспекте являются: повышение уровня профессионального мастерства преподавателей; изучение и внедрение современных методик и приёмов обучения в учебный процесс; оказание помощи начинающим преподавателям в осуществлении образовательного процесса; разработка и издание методических материалов.
В 2014 году для организации и осуществлении редакционно-издательской деятельности в ТИЖТе (филиале ОмГУПСа) создан РИО (редакционно-издательский отдел), основными задачами которого являются:
- формирование годового плана издания учебно-методической литературы на основе анализа обеспеченности образовательного процесса необходимой учебно-методической документацией;
- консультирование преподавателей по вопросам выпуска учебно-методической литературы;
- контроль за качеством содержания издаваемых материалов;
- организация полного цикла редактирования методических материалов;
- проведение анализа эффективности использования тиража изданий.
Это повысило мотивацию к тиражированию собственных наработок. В частности, в рамках работы семинара, организованного на базе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, ТИЖТ (филиал ОмГУПСа) познакомил коллег с электронным журналом, который внедрен в учебный процесс в текущем году.
На наш взгляд, сетевое взаимодействие с работодателями в форме социального партнерства является очередным индикатором эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования. Так, в 2013–2014 учебном году филиал участвовал в пилотном проекте по сетевой форме реализации образовательных программ. В результате реализации данного проекта проведено 28 занятий непосредственно на предприятиях Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». Сетевое взаимодействие позволило студентам укрепить полученные знания и умения, участвовать в научно-исследовательской деятельности и совершенствовать практические навыки по их будущей профессии.
Потребность пилотного проекта объясняется государственным заказом по подготовке адаптированных квалифицированных кадров. По итогам прохождения учебной практики, организованной в цехах учебных мастерских, на учебном полигоне и в специализированных лабораториях ТИЖТа (филиала ОмГУПСа), студенты получают не только практические навыки и умения, но и после сдачи квалификационной работы — рабочие профессии: электромонтер по эксплуатации распределительных сетей 2 разряда и слесарь по ремонту подвижного состава 2 разряда. Однако этого оказалось недостаточно. Существует проблема стрессоустойчивости и ответственности за принимаемые решения. Отработав на практике в реальных производственных условиях, плечом к плечу с трудовым коллективом в рамках пилотного проекта, студенты готовы брать на себя определенные риски.
Существенную помощь в скорейшей адаптации к производственной деятельности оказывает студентам производственная практика (по профилю специальности). Она является хорошим подспорьем в освоении навыков будущей профессии, так как студенты данный вид практики проходят в основном на предприятиях дирекций и в дочерних компаниях ОАО «РЖД», а также в предприятиях отраслей, смежных с железнодорожным транспортом. Перед началом производственной практики в течение учебного года в группах 3 курса по скорректированным учебным планам проводятся дополнительные занятия по подготовке студентов на рабочие профессии с выдачей соответствующих свидетельств об обучении. Таким образом, все студенты при устройстве на предприятия для прохождения практики имеют соответствующие рабочие профессии: слесаря по ремонту подвижного состава 3 разряда, помощника машиниста электровоза (электропоезда, тепловоза), проводника пассажирского вагона, электромонтера тяговой подстанции и контактной сети 3 разряда. И в дальнейшем на преддипломной практике студенты локомотивной специальности, имеющие профессию помощника машиниста тепловоза, могут отработать дублерские поездки на электровозе или электропоезде и наоборот; студенты вагонной специальности могут получить и отработать навыки дефектоскописта, осмотрщика-ремонтника, сигналиста, стропальщика и т. д.
Одним из основных индикаторов эффективной деятельности образовательной организации является профориентационная работа, обеспечивающая выполнение контрольных цифр приема. Ежегодная приемная компания показывает, что железнодорожные учебные заведения среди образовательных организаций среднего профессионального образования регионов занимают лидирующие позиции по трудоустройству выпускников, развитию материально-технической базы, благоустройству общежитий, а социальное партнерство с ОАО «РЖД» только укрепляет позиции. В частности, на обучение в ТИЖТ (филиал ОмГУПСа) по программам среднего профессионального образования по очной форме обучения в 2014 году было принято 302 чел. (бюджет — 140 чел., внебюджет — 162 чел.); по заочному обучению — 127 чел., (бюджет — 57 чел., внебюджет — 70 чел.).
Контрольные цифры приема студентов на факультет СПО выполнены в полном объеме. Максимальный средний балл по конкурсу аттестатов при поступлении на бюджетную форму очного обучения составил 5,0, минимальный — 3,928. Для сравнения: максимальный средний балл по конкурсу аттестатов при поступлении на внебюджетную форму очного обучения составил — 4,615, минимальный — 3,566. По заочной форме обучения соответственно на бюджетную форму — 4,964 и 3,071; на внебюджет — 4,529 и 3,0.
Последним индикатором эффективной деятельности, по нашему мнению, является уровень развития материально-технической и учебно-лабораторной базы. Так, за 2014 год библиотека филиала пополнилась более 3900 экземплярами учебной литературы. Приобретен доступ к электронно–библиотечным системам (ЭБС) «ZNANIUM.COM» издательства «ИНФРА-М», «ЛАНЬ», программной оболочке электронного справочника «Информио» и справочно-правовой системе «Консультант Плюс», подключены ЭБС «Университетская библиотека. ONLINE», электронная система «Госзаказ». Ежегодно приобретается компьютерное оборудование, интерактивные доски. Осуществляется капитальный ремонт учебного полигона подвижного состава.
Наряду с этим хотелось бы улучшить показатели деятельности филиала. Еще недостаточно развито направление международного сотрудничества. Требует более тщательного изучения образовательная программа прикладного бакалавриата с целью совместного использования научных разработок по методике профессионального обучения.
В заключение хочется заметить, что в нашей стране имеется достаточное количество успешных и эффективных образовательных организаций. Но не каждое из них готово поделиться успехами своей конкурентоспособности. Поэтому разделяем мнение Е. В. Панюшкиной в том, что «государству как участнику образовательных отношений необходимо выработать правовые рамки тиражирования успешного опыта, что улучшит в целом качество национального образования и человеческого капитала» [4, с. 87]
Литература:
1. Исаева, А. П. Профессиональная социализация как условие эффективного трудоустройства выпускников медицинского колледжа / А. П. Исаева // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 11. — С. 49–50.
2. Гердт, Н. А. Формирование профессионального и творческого потенциала первокурсников методами активного обучения / Н. А. Гердт // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 11. — С. 32–34.
3. Козьмина, Я. Я. Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания / Я. Я. Козьмина // Вопросы образования. — 2014. — № 3. — С. 135–151.
4. Панюшкина, Е. В. Проблема обеспечения условий эффективной работы механизма реализации интересов участников образовательных отношений в России / Е. В. Панюшкина // Казанский экономический вестник. — 2013. — № 2 (4). — С. 85–88.