Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Прибыль от продажи продукции зависит от объема реализации, структуры реализованной продукции, уровня цен и себестоимости единицы продукции.
Проведя факторный анализ на предприятии ОАО «Новодеревеньковсксельхозтехника» можно сделать вывод о влиянии изменения различных факторов на отклонение прибыли (убытка) от продажи основных видов продукции. Под влиянием изменения объема реализации сумма прибыли от реализации основных видов продукции уменьшилась. Также отрицательно повлияло на прибыль от реализации основных видов продукции изменение себестоимости единицы продукции, что привело к снижению прибыли. Росту суммы прибыли способствовали изменения уровня реализационных цен. Изменение структуры проданной продукции оказало незначительное влияние в сторону увеличения прибыли от реализации основных видов продукции. При рассмотрении совокупного влияния факторов прибыль от реализации основных видов продукции уменьшилась.
Проведя маржинальный анализ прибыли, мы видим, что эффект производственного рычага в 2015 году значительно вырос по сравнению с 2013 годом. Это говорит о увеличении предпринимательского риска. Порог рентабельности в 2015 снизился. Оценив показатель запас финансовой устойчивости в 2015 году по сравнению с 2013 и 2014 годами, он увеличился в два раза, это говорит о том , что предприятие стало ещё более финансово устойчиво, риск банкротства минимальный, а в 2013 и 2014 году он был умеренным.
Анализируя рентабельность реализации отдельных видов продукции ОАО «Новодеревеньковсксельхозтехника», можно сделать вывод о том, что рентабельным является только реализация свиней. Изменение рентабельности в 2015 году по отношению к 2014 году произошло в сторону уменьшения на 0,17 за счет изменения себестоимости и в сторону увеличения на 0,05 за счет изменения цены. Остальные виды продукции являются убыточными.
Данное предприятие находится на неблагоприятной стадии производства и на грани банкротства. Выход из кризисной ситуации всегда существует. Выбор между ликвидацией и оздоровлением предприятия является сложной задачей которая решается совместными усилиями управленческих служб предприятия местными региональными и федеральными органами власти. Если ограничиваться финансовыми аспектами проблемы то недостаток средств предприятия и возможности его компенсирования и восполнения с одной стороны затраты на ликвидацию - с другой являются критериями по которым можно решить вопрос о сохранении или ликвидации предприятия.
Таким образом принимается решение либо о реорганизации предприятия с целью его сохранения либо о его ликвидации.
В данном случае перед нами стоят следующие задачи:
- восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия;
- разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью устранения причин кризиса недопущения повторения кризисных явлений в будущем.
Целью долгосрочных методов финансового оздоровления является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе - создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям.
Долгосрочными методами финансового оздоровления являются:
- активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши;
- поиск стратегических инвестиций;
- смена активов под новую продукцию.
Сущность стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными средствами в активах предприятия, т ак и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.
Заполнение «кризисной ямы» может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решения этой задачи. Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, так как связано со значительными потерями. Потери неизбежны.
В результате проведенного анализа с целью повышения прибыли необходимо провести следующие мероприятия:
1. Необходимо ввести жесткую систему финансового планирования и бюджетирования на предприятии.
Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности.
Общим основным бюджетом является скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, который объединяет составные части отдельных бюджетов и характеризует поток информации для принятия и контроля управленческих решений в сфере финансового планирования.
Основной бюджет рассматривает в количественном выражении будущую прибыль, денежные потоки и сопутствующие планы. При этом основной бюджет – это итог множества обсуждений и решений о будущем развитии предприятия, который призван обеспечить как оперативное, так и финансовое управление.
Расчеты, которые осуществляются в процессе разработки бюджета предприятия, в полном объеме и своевременно позволяют определить необходимый объем денежных средств для реализации принятых решений, а также источники этих средств.
Положительный эффект от составления бюджета состоит в повышении гибкости предприятия от возможностей предвидеть результаты управленческих решений, определять базовые установки каждой сферы деятельности предприятия и просчитать различные варианты, подготавливая заранее ответные действия на потенциальные изменения во внешней и во внутренней среде.
Бюджетирование выполняет следующие функции:
- Аналитическую;
- Финансового планирования;
- Финансового учета;
- Финансового контроля;
-Мотивационная;
- Координационная;
-Коммуникационная.
На практике затраты можно снизить на 5–10 % по каждой из статей основных затрат. В данном случае необходимо ежемесячно проводить инвентаризацию издержек.
2. Сокращение затрат на электроэнергию.
- Провести переход на экономное расходование энергии на предприятии. Приобрести энергосберегающие лампы, внедрить датчики дневного/ночного расходования электроэнергии.
3. Сократить затраты на содержание персонала.
- Возможно сократить случаи выплаты материальной помощи, премий за счет чистой прибыли предприятия. Сократить затраты на корпоративы.
- Провести совмещение некоторых смежных должностей, исключить при этом дублирование должностей, в особенности управленческого персонала.
4. Сократить затраты на эксплуатацию оборудования.
- Ввести использование возвратного лизинга оборудования.
- Сократить до минимума технологические простои.
- Уменьшить издержки во время перерывов и отдыха.
- Практиковать сдачу в аренду или продажу неиспользуемого предприятием оборудования.
5. Сократить затраты на сбыт.
- Сократить затраты на транспортировку путем привлечения услуг логистической компании или опытного логиста, установления оптимальных тарифных ставок.
- Автоматизировать учет сбываемой продукции.
6. Снизить административные расходы.
- Сократить затраты на Интернет и услуги телефонных операторов посредством контроля за расходами, сокращения Интернет-трафика.
- Сократить представительские расходы.
- Оптимизировать расходы на рекламу в рамках, которые установлены законодательно.
7. Сокращение затрат на сырье и материалы.
- Предлагается провести ОАО "Новодеревеньковсксельхозтехника" пересмотр контрактов с поставщиками.
- Изыскать возможности для осуществления подсобных работ своими силами.
- Разрабатывать предварительные сметы для четкого расчета необходимого объема сырья и материалов.
Подводя итог, можно отметить, что предложенные мероприятия помогут предприятию ОАО «Новодеревеньковсксельхозтехника» выйти из кризисного финансового положения, в частности сокращения затрат и повышения рентабельности, однако их эффективная реализация возможна при комплексном поступательном подходе, а также непрерывном контроле за их исполнением.
Литература:
- Мазур Л.В., Плахов А.В. Налогообложение малого бизнеса и доходы бюджетной системы РФ Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 154-159.
- Шинкарёва Л.И., Плахов А.В. Доход и риск фирмы при финансовых инвестициях // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 5 (220). С. 22-24.
- Шинкарёва Л.И., Плахов А.В. Неформализованные методы анализа риска инвестиционного проекта // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 4 (219). С. 8-11.0