Применение игровой технологии В. В. Воскобовича в развитии сенсомоторных навыков у детей с задержкой психического развития
Авторы: Волобуева Юлия Витальевна, Посохова Мария Михайловна, Жаркова Оксана Григорьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 19.03.2023
Статья просмотрена: 312 раз
Библиографическое описание:
Волобуева, Ю. В. Применение игровой технологии В. В. Воскобовича в развитии сенсомоторных навыков у детей с задержкой психического развития / Ю. В. Волобуева, М. М. Посохова, О. Г. Жаркова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17863/ (дата обращения: 16.12.2024).
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловило необходимость значимых изменений в определении содержания и способов организации коррекционного процесса в дошкольных образовательных организациях. В связи с этим, каждому специалисту приходится искать свои инновационные вспомогательные средства, систематизирующие коррекционный процесс, т. е. наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик — современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна.
Одной из важнейших сторон дошкольного воспитания, зарубежные (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) и отечественный ученые (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) выделяют сенсомоторное развития ребенка дошкольного возраста. У детей с задержкой психического развития недостаточное сенсомоторное развитие, что приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего их обучения [2].
Изучение детей дошкольного возраста с различными проблемами и нарушениями развития позволило обнаружить существенную роль и негативное влияние сенсомоторной недостаточности на остальные стороны психического развития ребенка, его эмоциональное состояние и поведение, формирование различных умений и навыков. Полноценное сенсомоторное развитие составляет фундамент психического развития дошкольника и является той основой, на которой строится развитие всех высших психических функций. Для детей с задержкой психического развития требуется гораздо больше времени и сил для освоения сенсорных эталонов, выделения свойств и отношений предметов или действий. Поэтому с такими детьми необходимо проводить коррекционную деятельность, с применением различных нетрадиционных игровых технологий, дидактических игр и упражнений, которые способствуют созданию эмоционально-положительного отношения к обучению.
В настоящее время в педагогической практике существует множество нетрадиционных игровых технологий. Особое место среди них занимает методика В. В. Воскобовича. Применение данной технологии вызывает интерес у детей с задержкой психического развития, так как данные игры разнообразны по содержанию, очень динамичны. Технология включает излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности. Как отмечает Н. В. Руппель, задача специалиста дошкольной образовательной организации заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекционной деятельности. А для этого такая деятельность должна быть интересной игрой, именно игры В. В. Воскобовича, позволяют разнообразить и заинтересовать дошкольника с задержкой психического развития [3].
В МБДОУ «Колокольчик» разработанапрограмма коррекционной деятельности по развитию сенсомоторных навыков у детей с задержкой психического развития с помощью игровой технологии В. В. Воскобовича.Цель программы: повышение уровня развития сенсомоторных навыков у детей с задержкой психического развития посредством адаптирования игровой технологии В. В. Воскобовича.
Программа реализовывалась поэтапно:
- Начальный этап. Цель: создание условий для развития сенсомоторных навыков у детей с задержкой психического развития посредством адаптации игровой технологии В. В. Воскобовича. На данном этапе коррекционная деятельность по развитию сенсомоторных навыков у детей с ЗПР была организована в двух направлениях: — организация сенсомоторного пространства в детском саду для детей с ЗПР с применением игровой технологии В. В. Воскобовича; — разработка дидактических игр и пособий, на основе «Развивающих игр Воскобовича».
В дошкольной образовательной организации был оформлен интеллектуально-игровой центр «Фиолетовый лес», в котором представлены персонажи сказок В. В. Воскобовича. Интеллектуально-игровой центр представляет собой виртуальный мир, с разнообразными персонажами. С помощью данного центра, в начале работы, проходило знакомство детей (тактильное, зрительное и т. д.) с фигурками героев, которые сопровождали дошкольников в процессе всей коррекционной деятельности [4].
- Основной этап. Цель: Формирование представлений детей с ЗПР о сенсорных эталонах; развитие целостной интегративной сенсомоторной деятельности, влияющей на интеллектуальное развитие и речь дошкольника, стимулирование желание и готовность к общению через сенсомоторные действия с предметами.
На данном этапе специалистами применяется системный подход, который включает комплексное применение развивающих игр В. В. Воскобовича при коррекции сенсомоторных нарушений у дошкольников с ЗПР. Такая деятельность предполагает поэтапное введение игрового материала. Каждый следующий этап предполагает усложнение дидактического и коррекционного оборудования, ориентируясь на возможности и особенности ребенка дошкольного возраста с ЗПР. Постоянное усложнение позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, таким образом, реализуется зона ближайшего развития. Игры и задания подбираются для ребенка сложнее, чем он может выполнить.
При организации и проведении коррекционной образовательной деятельности по развитию сенсомоторных навыков применялись следующие игры: Комплект «Играем в математику», игра «Кораблик «Плюх-Плюх», «Брызг- Брызг», «Ларчик», такие игры способствуют развитию движений руки, манипулятивных действий; совершенствование разнообразных действий с предметами (шнуровка, нанизывание, перекладывание и т. д.); обогащение чувственного опыта детей (учить рассматривать, ощупывать, сжимать и бросать). Дети учатся выполнять действия по подражанию с использованием «Геоконта», «Чудо-крестики» .
На основе развивающих игр В. В. Воскобовича были адаптированы игры для детей с ЗПР, с целью развития сенсомоторных навыков. С целью ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами использовали игру «Соберем гусенице Фифе бусы», для развития навыков счета «Секретный код», «Потерявшаяся цифра», умения ориентироваться на плоскости «Рисунок», «Сказочный городок», «Гномы украшают полянку»; помогают освоить количественный состав чисел игры «Грибная полянка», «Вкусное печенье» и т. д. [5]
Таким образом, герои сказок В. В. Воскобовича позволяют увлечь и заинтересовать ребенка в коррекционной деятельности. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое.
- Заключительный этап. Цель: развитие умение детей с ЗПР самостоятельно применять развивающие игры В. В. Воскобовича, придумывают новые игровые действия, закреплять уже полученные сенсомоторные навыки. Здесь большую значимость приобретает взаимодействие воспитателя с учителем-длогопедом. Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, корректируя ее по необходимости, по рекомендациям учителя-логопеда, заполняя карты наблюдения на каждого ребенка [2].
Для родителей воспитанников с задержкой психического развития, воспитатель организовала «Неделю развивающих игр В. В. Воскобовича», с целью вовлечения в коррекционную деятельность родителей и их детей. С утра встреча детей началась со сказки, в которую были приглашены дети и их родители. Сюжет сказки прослеживался в течение всего дня в разнообразных видах деятельности, применяя развивающие игры, которые соответствовали особенностям детей с ЗПР. В конце недели была организована выставка детских рисунков по мотивам сказок «Фиолетового леса», это стало заключительным мероприятием недели.
Итак, предложенная система коррекционно-образовательной деятельности помогает в развитии сенсомоторных навыков у детей с ЗПР. Включение игр Воскобовича в коррекционно-образовательную деятельность позволяет в непринужденной обстановке решать коррекционные задачи, вовлекая детей в данный процесс, создавая интеллектуально-творческую атмосферу.
Литература:
1. Воротягина И. Г., Степанова Е. Ю. Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3. — С. 88–89.
2. Развивающие игры Воскобовича/ Под ред. В. В.Воскобовича. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 128 с.
3. Руппель Н. В., Зотьева С. А. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича // Молодой ученый. — 2019. — № 12.6. 102.
4. Сентябрев Н. Н., Максимова С. Ю., Состояние сенсомоторной сферы у детей с ЗПР // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2. — С.83–89.
5. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников Сказки Фиолетового Леса. СПб.: Из-во: Детство-пресс, 2017. — 192