Современные формы взаимодействия с родителями при формировании математических представлений на основе развивающих игр и пособий В. В. Воскобовича
Автор: Златьева Юлия Владимировна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 16.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Златьева, Ю. В. Современные формы взаимодействия с родителями при формировании математических представлений на основе развивающих игр и пособий В. В. Воскобовича / Ю. В. Златьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9691/ (дата обращения: 20.12.2024).
Препринт статьи
В статье автор рассматривает современные формы взаимодействия с родителями при формировании математических представлений на основе развивающих игр и пособий В. В. Воскобовича. Он обсуждает значимость вовлечения родителей в процесс обучения математике у детей через игровые методики. Автор исследует, как различные игры и упражнения могут способствовать развитию математических навыков у детей и каким образом родители могут активно участвовать в этом процессе.
Статья обсуждает важность создания интерактивной обучающей среды, где математика становится увлекательной и доступной для детей. Автор предлагает конкретную методику и игры, которые помогут родителям и детям вместе исследовать мир математики, развивая при этом у детей математические представления и навыки.
Ключевые слова: игры, родители, дети.
Современная компетенция дошкольного образования к обновлению его содержания имеет ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.
В детском саду педагог не стремится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Большой акцент делается на развитие их способности видеть, открывать в окружающем мир свойства, отношения, зависимости, на развитие конструктивных умений ребёнка.
Воплощая свои идеи, педагог стремится ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить все свои усилия для овладения материалом. Так как интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные возможности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития — это проблемно-поисковый, и главная форма организации детской деятельности — это игра.
Изучив труды великих отечественных педагогов, а также современную литературу, педагог поставил перед собой задачи:
- Воспитывать у дошкольников интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать для себя что-то новое.
- Научить ребёнка не просто учиться, а учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы по средствам развивающих игр и способов В. В. Воскобовича.
Конечно же, обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без помощи родителей (законных представителей). Как говорил В. А. Сухомлимский, «Каким бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец». [1] Эта же идея лежит в основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательной организации. Взаимодействие с ближайшим макросоциальным окружением воспитанников семьёй для обеспечения полноценного развития является одной из основных задач, стоящих перед педагогами.
В соответствии со ст. 44, п. 1 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) имеют право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. [2] Как отмечено в ФГОС ДО, данный закон является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. [3]
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Ведь партнёрство возникает тогда, когда учитываются интересы всех субъектов деятельности и прежде всего родителей (законных представителей).
На сегодняшний день необходимы особые формы сотрудничества с родителями. Так как родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в детском саду, внести свой большой вклад в образовательную деятельность. Это может быть и эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье, а также участие в управленческой деятельности ДОО и многое другое. Но, поскольку, чаще всего инициаторами являются педагоги, поэтому главное создать условие для активного включения родителей в жизнедеятельность детского учреждения, что является одной из главной задачей педагогов.
На основании ФГОС ДО п.2.9, который гласит, что в части основной образовательной программы (ООП), формируемой участниками образовательных отношений, на основе которой строят работу все педагоги ДОО, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или парциальных образовательных программ, методики, формы организации образовательной работы. Была организованна тьюторская работа по внедрению развивающей технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича в структуру рабочей программы воспитателя группы. Для того, чтобы родители стали нашими единомышленниками в этом направлении, работа с семьёй была разбита на этапы.
- Этап «Информационный»
Была организационная встреча, где родители были непосредственными участниками образовательной деятельности ФГОС ДО п.3.2.5. После краткого образа основных принципов развивающей технологии Воскобовича, было вынесено на обсуждение два вопроса:
- Целесообразность реализации долгосрочного проекта, начиная с младшей группы, по внедрению в программу технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в математическом развитии детей как одно из направлений проекта.
- Формы донесения информации для родителей по данному направлению развития дошкольников.
Когда все участники высказали своё обоснованное мнение по предложенным вопросам и учли все «за» и «против», было принято решение о целесообразности реализации данного проекта. Формы донесения информации до родителей должны соответствовать совместной действительности: быть ёмкими, интересными и доступными в понимании. На второй встрече-семинаре родители более подробно познакомились с методическим пособием «Играем в математику» использование технологии В. В. Воскобовича. Развивающая среда «Фиолетовый лес», игровой комплект «Коврограф Ларчик», пособие «Набор цифр и знаков Ларчик», графический тренажёр «Игровизор» с приложением «Лабиринты цифр. «Прозрачный квадрат», «Чудо крестики 1,2,3», «Чудо-Соты 1», «Чудо-Цветик», «Фонарики», «Логоформочки 3,5», «Волшебная Восьмерка 1, 3» и многое другое. [4] По желанию все присутствующие могли попробовать «поиграть» в предложенные, соответственно возрасту детей, игры и пособия.
- Этап «Практический»
На практическом этапе были серии мастер-классов, где родители на практике узнавали, как правильно использовать ту или иную игру или методическое пособие «Играем в математику» и других игровых комплектов, способствующее развитию математических представлений у детей. После каждого мастер-класса родители по желанию могли взять понравившуюся им игру домой, чтобы несколько вечеров поиграть в кругу семьи.
После освоения игр и пособия математической направленности был организован «круглый стол», на котором родители делились своим мнением относительно игр и пособий, опытом их применения и, как правильно, приходили к общему решению пополнить развивающую среду группы данными играми или пособиями.
- Этап «Итоговый»
Последний этап был построен на совместной работе детей и родителей. Был проведён квест. Квест был построен таким образом, чтобы участникам пришлось использовать все математические знания и умения, полученные в процессе освоения игр и пособий В. В. Воскобовича.
В конце учебного года была проведена «Ярмарка идей», на которой родители делились своими идеями использования игр и пособий по формированию у детей элементарных математических представлений.
Следовательно, из выше сказанного, используя различные развивающие игры и пособия Воскобовича в работе с детьми, можно сделать вывод, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняются сложные задания. Обучая детей в процессе игры, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
Развивающие игры и пособия В. В. Воскобовича стали одним из основных средств воспитательно-образовательной работы, так как в них ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Опыт работы показал, что успех усвоения элементарных математических представлений зависит не только от педагога, но и от заинтересованности в этом успехе их семейного окружения.
Поэтому на сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться из социально-культурных реалий современной жизни и на основе новых форм работы и положений законодательства в образовании.
Литература:
- Сухомлимский, В. А. Родительская педагогика. СПб. 2017.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2013.
- Играем в математику. Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты» в математическом развитии детей: методическое пособие В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. С-П: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2018. — 312 с.