Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 06.07.2016

Статья просмотрена: 3495 раз

Библиографическое описание:

Руппель, Н. В. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича / Н. В. Руппель, С. А. Зотьева, А. В. Коноплева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. Т.6. 102-. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31988/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье обобщён опыт педагогов практиков нашего ДОУ по использованию развивающих игр и пособий в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста. Статья предлагается для использования в работе воспитателям ДОУ, педагогам развивающих центров, студентам педагогических колледжей и всем заинтересованным в изучении технологии развивающего обучения.

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФГОС ДО, очень мало. Примером может служить игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников.

Использование этой технологии в педагогическом процессе МАДОУ д/с № 1 «Радость» позволило нам перестроить свою образовательную деятельность. Мы перешли от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, а на более поздних этапах — и к самостоятельной. Развивающие игры-технологии, разработанные В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий.

Для реализации этой технологии мы выбрали методику «Сказки Фиолетового леса», направленную на развитие познавательно-творческого процесса в игровой форме. Это позволяет нам решить следующие задачи:

  1. Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.
  2. Совершенствовать у дошкольников процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.
  3. Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.
  4. Способствовать проявлению у детей самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
  5. Развивать у детей гибкость мышления, способность находить выход из нестандартной ситуации, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
  6. Создавать ситуации, стимулирующие развитие коммуникативной культуры: умение слушать и договариваться в процессе игры.

Для организации предметно-развивающего пространства в детском саду был проведён смотр — конкурс на лучший центр занимательной математики, оснащённый развивающими играми Воскобовича В. В. и оформленный с использованием методики «Сказки Фиолетового леса». В конкурсе участвовали все возрастные группы, каждая проявила творчество, изюминку в оформлении.

Кроме этого, в детском саду организована отдельная комната «Фиолетовый лес». По сути, Фиолетовый лес — это мир фантазии и творчества, населённый необычными существами, в котором есть сказочные поляны, озёра, ручьи, острова и т. д. «Сказки Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. «Фиолетовый лес» используется воспитателями для проведения непрерывной образовательной деятельности по сюжетам сказок с подгруппой детей. Также эту комнату используют в своей работе специалисты Лекотеки и воспитатели для проведения индивидуальных игровых сеансов с детьми с ОВЗ.

Образовательное содержание строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания, поэтому работа начинается с первой младшей группы. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, что позволяет эффективно развивать познавательные способности детей дошкольного возраста.

Данная технология применяется во всех видах деятельности, используется как в непрерывной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуется ручная умелость и интеллект. Приведём пример разработанной и ежегодно проводимой «Недели игр» Воскобовича, в которой задействованы дети всех возрастных групп, педагоги и родители. Утро детей начиналось со сказки, которая продолжалась в течение всего дня в разных видах деятельности с использованием развивающих игр в соответствии с возрастом детей. Например, дети младших групп с помощью игры «Геоконт», используя цветные резиночки разной длины, собирали домик для сказки «Теремок», с помощью «Квадрата Воскобовича» конструировали Мышку-норушку. После прогулки дети продолжали сказку, конструируя из различных игр её героев (Зайку-побегайку с помощью игры «Чудо-цветик» и «Чудо-соты» и т. д.). Вечером дети с увлечением продолжали самостоятельно играть в эти игры, самостоятельно конструируя предметы, располагая их в пространстве, придумывая и составляя своих персонажей сказок. В старших и подготовительных группах в конце недели увлекательно прошла интеллектуальная игра «Почемучки и Любознайки». Соревнуясь друг с другом, ребята проявили логическое мышление, сенсорные и творческие способности, а также умение слушать и договариваться между собой и в команде в процессе решения игровых задач. Выставка рисунков по мотивам сказок «Фиолетового леса» всех возрастных групп стала заключительным мероприятием недели игры В. Воскобовича.

В течение «Недели игры» воспитатели каждой группы в целях обмена опытом работы по данной технологии провели показ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с играми Воскобовича В. В.

Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, формированию математических представлений способствует совместная работа с родителями. В рамках Недели игры родители приняли участие в мастер-классе по играм Воскобовича, а также в обучающем тренинге «Значение развивающих игр Воскобовича для детей с ОВЗ». Взаимодействие с родителями проходит систематически. Мы стараемся заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации «Домашняя игротека», «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание»; игровые тренинги, на которых познакомили родителей с развивающими пособиями, приглашали родителей на открытые мероприятия, провели мастер-класс на тему «Интеллектуальные игры дошкольников».

Опытом результативного использования данной технологии мы обмениваемся как внутри ДОУ, так и на мероприятиях городского уровня. На семинаре — практикуме городского сетевого взаимодействия дошкольных учреждений города Руппель Н. В. была представила презентацию «Организация специальной развивающей среды в соответствии и игровой технологией В. В. Воскобовича».

Коноплева А. В. представила презентацию из опыта использования игровой технологии Воскобовича с детьми с ОВЗ на педсовете в ДОУ. Зотьева С. А. провела открытую для педагогов ДОУ интеллектуальную викторину среди подготовительных групп.

Оценка результативности проведённой работы показала следующие результаты.

Дети 5–6 лет стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, стали проявлять наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, творчество в играх.

3-х летние малыши легко различают и называют цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики рук.

Кроме того, у дошкольников, в образовательном процессе с которыми использовали игровую технологию В. В. Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Включение в коррекционную работу с детьми ОВЗ игр В. Воскобовича позволило добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей активной работы с ними. Решенным оказался вопрос мотивационной готовности к школе. Дети хотят идти в школу и учиться ради самого учения. Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым.

Предлагаем педагогам дошкольных учреждений использовать игровую технологию В. В. Воскобовича в работе с детьми во всех видах деятельности, также с детьми ОВЗ и в кружковой работе.

Литература:

  1. В. В. Воскобович, Л. В. Вакуленко Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; СПб, 2013.
  2. Т. Харько Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса»; СПб, Детство-Пресс,2013.
  3. В. В. Воскобович, Л. В. Вакуленко Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; МатериалыIIВсероссийской научно-практической конференции г. Хабаровск, СПб, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игровая технология, вид деятельности, игра, Фиолетовый лес, непрерывная образовательная деятельность, детский сад, дошкольный возраст, игровая форма, образовательный процесс.


Похожие статьи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством сократического диалога (метода)

В данной статье рассматривается опыт работы использования сократовского диалога с детьми дошкольного возраста. Данная работа — это обобщение опыта, помогающая педагогам научиться использовать сократовский метод ведения диалога в образовательном проце...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения

Материал представляет комплексную систему организации деятельности дошкольного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Здесь представлены основные направления деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению ...

Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности

В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...

Похожие статьи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством сократического диалога (метода)

В данной статье рассматривается опыт работы использования сократовского диалога с детьми дошкольного возраста. Данная работа — это обобщение опыта, помогающая педагогам научиться использовать сократовский метод ведения диалога в образовательном проце...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения

Материал представляет комплексную систему организации деятельности дошкольного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Здесь представлены основные направления деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению ...

Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности

В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...

Задать вопрос