Бинокулярное зрение и его формирование. Нарушения бинокулярности у детей. Развитие бинокулярного зрения у дошкольников с косоглазием и амблиопией с помощью педагогических средств коррекции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 13.10.2022

Статья просмотрена: 1654 раза

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Бинокулярное зрение и его формирование. Нарушения бинокулярности у детей. Развитие бинокулярного зрения у дошкольников с косоглазием и амблиопией с помощью педагогических средств коррекции / О. Н. Кутрань. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 76-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17465/ (дата обращения: 17.12.2024).



Главная особенность зрительной системы в том, что оба глаза функционируют между собой четко и слаженно, взаимодействуя при этом с головным мозгом. Бинокулярность — одна из важнейших функций зрительного анализатора и формируется позднее остальных.

Бинокулярное зрение — это сложный механизм, благодаря работе которого человек видит окружающее пространство в объемном трехмерном виде, различая формы, размеры предметов, расстояние между ними, удаленность друг от друга. Еще бинокулярное зрение называют пространственным, стереоскопическим и глубинным [3].

C:\Users\Оксана\Desktop\e0523a66db4f3ea289284b5ed720592f.jpg

Этот процесс осуществляется за счет, так называемого, фузионного рефлекса. Он представляет собой соединение двух изображений, идущих от каждого глаза, в одно. Объединение этих двух изображений происходит в коре головного мозга, который получает сигналы от органов зрения и обрабатывает их.

Другие основные функции зрения, как глазодвижение, острота зрения, цветовосприятие начинают формироваться с рождения, поэтому их нормальное и своевременное развитие, отсутствие глазных заболеваний и патологий нервной системы являются залогом развития бинокулярности зрительного анализатора.

Есть несколько этапов, в течение которых происходит закладывание основ для развития бинокулярного (стереоскопического) восприятия. После появления на свет малыш еще не имеет сознательного зрения, глазные движения его хаотичны, а взгляд блуждающий. Бинокулярного зрения на этом этапе еще нет, т. к. для его функционирования необходимо наличие согласованных движений глазных яблок [1].

Примерно через две-три недели у ребенка увеличивается светочувствительность, яркое освещение «заставляет» малыша цепляться взглядом за окружающих предметы, удерживает его на них, смотреть более пристально.

На втором месяце у новорожденного исчезает бесцельное блуждание глаз, их движения становятся параллельными, симметричными и согласованными. На этом этапе бинокулярное зрение также отсутствует, но начинают развиваться и устанавливаться физиологические основы для его формирования.

К концу второго месяца малыш начинает осваивать ближнее пространство. Сначала он видит все в двух измерениях — по высоте и ширине, это плоскостное видение. Осязательный анализатор помогает ребенку расширять представления о предметах ближнего пространства. Так у малыша появляется первое понимание объемности. Хватательный рефлекс появляется у детей примерно в четыре месяца. Они еще не могут распознавать расстояние до объекта, ошибаются при определении их объемов, но в целом оценивают пространство верно.

E:\Самообразование по зрительным функциям с 2019-2020 до 2022-23 уч.гг\Бинокулярность 2021-2022\afc55ed27ee2d46530f17f5f9b2c4a1d-800x.jpg

Дальнее пространство малыш начинает осваивать на шестом месяце. Он ползает, пытается встать на ноги, что дополняет осязательную функцию. В этот же период происходят изменения в сетчатке глаз — величина изображений на ней увеличивается. Кроме этого, укрепляются глазные мышцы. Движения глаз приобретают согласованный характер. Механизм ориентации в пространстве, основанный на рефлексах, значительно усложняется. Процесс восприятия превращается в продукт мозговой активности. Дальнейшее формирование бинокулярного (пространственного) зрения теперь напрямую связано не только с глазами, но и с познавательной деятельностью.

Таким образом, бинокулярное зрение у детей первого года жизни находится только на этапе формирования. Создаются все необходимые условия для его дальнейшего развития. В начале второго года жизни бинокулярность начинает формироваться уже быстрее.

Но серьезные изменения качественного характера в развитии бинокулярного зрения наблюдаются в дошкольном возрасте и окончательно пространственное (глубинное) зрение формируется только в подростковом возрасте — к 12–15 годам. На протяжении всего этого времени необходимо внимательно следить за развитие зрения ребенка для своевременного выявления отклонений и глазных заболеваний и их устранений.

Причин для расстройства бинокулярности может быть масса — разные показатели рефракции глаз, нарушение иннервации мышц, изменение строения роговицы, механические повреждения мышечной ткани зрительных органов, инфекционные заболевания глаз и головного мозга и т. д. Однако наиболее часто бинокулярное зрение утрачивается или не способно сформироваться при наличии у ребенка косоглазия, которое может быть врожденным или приобретенным, которое в свою очередь может привести к амблиопии (снижению остроты зрения) либо потере глубинного восприятия. Причины косоглазия могут быть разными — травмы, параличи, парезы, аномалии развития и прикрепления глазодвигательных мышц, патологии центральной нервной системы, стрессы, инфекционные и соматические заболевания.

C:\Users\Оксана\Desktop\shutterstock_1486725275.jpg

Амблиопия может быть и причиной косоглазия, и его следствием. Имеет место, когда один глаз обладает настолько низкой остротой зрения, при которой становится невозможным процесс слияния двух изображений в одно, т. е. фузии, без которого бинокулярного (глубинного) зрения быть не может.

Нарушения бинокулярного зрения могут проявляться повышенной утомляемостью глаз, отсутствием четкого различения основных цветов и его оттенков, степени цветовой насыщенности объекта, проблемами с фокусировкой, ухудшением зрения как вблизи, так и вдаль, снижением зрительного комфорта, частыми головными болями, птозом (опущение верхнего века), нистагмом (непроизвольные колебательные движения глазных яблок), привычкой закрывать один хуже видящий глаз при рассматривании объекта.

Для устранения у детей зрительных заболеваний, приводящих к отсутствию бинокулярного зрения, применяются различные методы диагностики, плеопто-ортоптического лечения и медицинских средств коррекции. На ряду с медицинским воздействием немаловажная роль в развитии и совершенствовании бинокулярного зрения отводится методам и приемам педагогической коррекционно-развивающей деятельности с детьми [2].

В процессе применения специальных комплексных мероприятий основной целью является подготовка детей к аппаратному лечению, создание предпосылок для развития полноценного стереоскопического зрения, тем самым закрепляя результаты офтальмологического лечения и, конечно, подготовка детей к школьному обучению.

Данная цель дает возможность для реализации следующих коррекционных задач:

  1. Дать детям представление о линейной перспективе, научить понимать зависимость величины предмета от расстояния;
  2. Сформировать способы восприятия глубины пространства плоскостного изображения. Научить анализировать многоплановые изображения, выделяя объекты на каждом из них;
  3. Научить детей способам восприятия объектов при разной их удаленности, используя сохранные анализаторы (все виды чувств, кроме зрения);
  4. Развивать измерительные навыки а макро- и микропространстве;
  5. Научить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами окружающего мира;
  6. Накапливать активный и пассивный словарь детей пространственной терминологией в процессе определения пространственных направлений, выделении пространственных признаков предметов и их местоположения с точкой отчета от себя и от другого объекта;
  7. Учить самостоятельно моделировать пространственные отношения объектов с учетом глубины пространства;
  8. Развивать фузионные резервы, процессы слияния изображений посредством специальных пособий и оборудования;
  9. Развивать стереопсис, учить фокусировать взгляд, видеть глубину в стереоизображениях.

Глубинное зрения реализовывается в процессе восприятия относительной глубины положения предметов в пространстве. На плоскостных изображениях возможно отражение глубины изобразительными средствами. Оценка глубины пространственного расположения предмета происходит в таких случаях за счет так называемых вторичных факторов (распределение светотеней, пересечение контуров, размеров и т. д.). Человек обладает многими механизмами оценки глубины. Некоторые из них совершенно очевидны. Например, если приблизительно известна величина объектов, то можно оценить примерное расстояние до него и понять, какой из объектов ближе, а какой дальше. Если взять проекцию параллельных линий, например, железнодорожных рельсов, уходящих вдаль, то в проекции они будут сближаться. Такие примеры перспективы весьма эффективные показатели глубины пространства.

C:\Users\Оксана\Desktop\hello_html_m7ee0e1f5.jpg

Для формирования глубинного (пространственного) зрения у детей сначала необходимо их научить понимать зависимость величины предмета от расстояния до него, т. е. дать понятие о линейной перспективе. Для этого можно использовать фланелеграф или доску с набором соответствующих плоскостных деталей, с помощью которых дети учатся самостоятельно моделировать и наглядно представлять зависимость величины предмета от его расстояния.

Затем нужно познакомить детей с многоплановыми картинами. Рассматривая такие картины, ребенок видит разнообразие элементов рисунков, учиться определять расстояния между предметами, определять их размер и постепенно учится видеть глубину пространства на картине, расширяет свои представления о пространственных отношениях между различными объектами.

Также важно научить детей с нарушением зрения понимать загороженность или заслоненность предметов друг другом, какие предметы на картинке или в реальной действительности находятся ближе к самому ребенку и ничем на загорожены и, соответственно, видны полностью, а у каких предметов видна только его части или несколько частей из-за загороженности их другими объектами. Но дети должны понимать, что если какая-то часть предмета не видна глазу, это не значит, что ее не существует [2].

Для правильного определения глубины пространства и адекватной ориентации крайне важно развивать у детей глазомерные функции при оценке расстояний между предметами в процессе применения и совершенствования зрительной, зрительно-двигательной и двигательно-тактильной чувствительности. Для реализации этой задачи полезными будут игры-упражнения «Сбей кеглю мячом», «Попади в цель», «Набрось кольцо», «Что ближе, что дальше» и т. д.

Сложность выполнения таких задания состоят в том, что отсутствие и плохо развитое бинокулярное зрение не позволяет детям верно оценить расстояние и понять, насколько удалены предметы от ребенка. Для помощи в этом зрительное восприятие детей должно уточняться, дополняться их двигательными и тактильными ощущениями.

Необходимо отметить, что дошкольникам с нарушением зрения свойственно неумение получать информацию об окружающем мире и его пространстве с помощью сохранных анализаторов — слуха, осязания, обоняния, двигательной чувствительности — и использовать ее в самостоятельной практической ориентировке. Поэтому крайне важно специально развивать все виды чувств. Для этого можно предлагать детям задания, игры и упражнения на развития слуховых и обонятельных ощущений при различении звуков и запахов, разных по насыщенности, длительности, направлению и т. д., на развитие осязательных ощущений пальцев и кистей рук при различении предметов на ощупь по характеру поверхности, материалу, величине, форме и т. д.

Все действия педагога и детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться словесными обозначениями, точной терминологией. Именно на основе полисенсорного восприятия пространства, закрепленного названием, у ребят создается обобщенный полноценный образ пространства.

Крое этого, такой комбинированный вид деятельности, требующий от ребенка умения рисовать, штриховать, чертить, вырезать, перемещать, конструировать, зрительно определять, рассматривать, совмещать и т. д. будет способствовать развитию мелкой моторик рук, зрительно-моторной координации, ручной умелости, прослеживающей функции глаз, фиксации взора, что является специальными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми со зрительными нарушениями.

C:\Users\Оксана\Desktop\medium_0ef4ac5cdc13661cf6640d37639e7f7a.jpg

Для развития фузионных процессов, способствующих слиянию двух изображений в одно, необходимо проводить ряд коррекционных упражнений — «Совмести картинки», «Стеклограм», «Составь целое из частей», «Кольцеброс». Для увеличения стереоскопических возможностей детей, улучшения порога пространственного различения очень полезны рассматривание детьми стереоскопических картин и видеоизображений, стереоскопов со слайдами.

Таким образом, в результате своевременного и качественного выполнения комплексных мер медицинского и коррекционно-педагогического характера в соответствии со зрительным диагнозом ребенка вполне возможно развить у него бинокулярное (стереоскопическое) зрение и все глубинно-пространственные функции, а, следовательно, максимально успешно его социализировать в школьное общество для полноценной жизнедеятельности.

Литература:

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. 240 с.;
  2. Малева З. П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. 127с.$
  3. Справочник медицинского оптика. Ч. 3 / под ред. В.Бахтина. 2016. 198с.

Похожие статьи

Глазодвигательные нарушения у детей. Развитие глазодвигательного аппарата и прослеживающей функции глаз у дошкольников с нарушением зрения

Оценка эффективности нейропротекторной терапии при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич (ДЦП) — обобщённый термин, объединяющий в одну группу различные нарушения двигательных функций у детей, в родах или сразу после них при поражении головного и спинного мозга. При лечении ДЦП применяются нейропротекторы. Ко...

Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции

Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Алкогольная кома. Ведение пациентов с алкогольными комами

В данной статье представлена четкая последовательность лечебно-восстановительных мероприятий на догоспитальном и госпитальном этапах для пациентов с комами, алкогольного генеза.

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Проявления конфликтности старшего дошкольника. Психокоррекция конфликтности с помощью танцедвигательного подхода

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Похожие статьи

Глазодвигательные нарушения у детей. Развитие глазодвигательного аппарата и прослеживающей функции глаз у дошкольников с нарушением зрения

Оценка эффективности нейропротекторной терапии при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич (ДЦП) — обобщённый термин, объединяющий в одну группу различные нарушения двигательных функций у детей, в родах или сразу после них при поражении головного и спинного мозга. При лечении ДЦП применяются нейропротекторы. Ко...

Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции

Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Алкогольная кома. Ведение пациентов с алкогольными комами

В данной статье представлена четкая последовательность лечебно-восстановительных мероприятий на догоспитальном и госпитальном этапах для пациентов с комами, алкогольного генеза.

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Проявления конфликтности старшего дошкольника. Психокоррекция конфликтности с помощью танцедвигательного подхода

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования