Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников
Автор: Жирова Марина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 13.06.2019
Статья просмотрена: 526 раз
Библиографическое описание:
Жирова, М. В. Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников / М. В. Жирова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15157/ (дата обращения: 22.12.2024).
Формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста является важной составляющей в развитии каждого ребенка. В практике воспитателем используются разнообразные игры на развитие пространственной ориентировки.
Пространственное представление у детей воспитатель развивает в различных видах деятельности и во время режимных процессов (развитие речи, конструирование, изодеятельность, математическое развитие, индивидуальная работа, музыкальные и физкультурные мероприятия, утренняя гимнастика, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх и другое).
Сформированность пространственных и временных представлений указывает на развитие ребенка-дошкольника вообще и его готовность к обучению в школе, что является одной из важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность ребенка, как овладел он письмом, чтением, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Музыкально-ритмическое воспитание как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, учитывая внутренние законы развития ребенка и влияние на это развитие внешних условий. Движущими силами музыкально-ритмического развития являются прежде всего воздействие обучения и воспитания, обстоятельства внешней жизни, а также качественные изменения в психических процессах, вызываемые музыкальными переживаниями ребенка. На основании накопленного опыта и сформированного уровня музыкально-ритмического развития ребенок сам активно участвует в процессе дальнейшего развития. Его музыкальность зависит от врожденных индивидуальных задатков, но она и есть результат развития в процессе обучения и воспитания [6, 19].
Над созданием системы музыкально-ритмического воспитания на современном этапе времени работали многие педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Александровой Н. Т., а также ее ученикам и последователям Комаровой Е. В., Збруевой Н. П., Гринер В. И., Румер М. А. Научные исследования в области музыкально-ритмического воспитания дошкольников проводили Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. и их ученики: Палавандишвили М. Л., Зимина А. Н. В практической разработке методики и содержания работы с детьми младшего возраста по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Руднева С. Д.,Бабаджан Т. С., Метлов Н. А., Генералова Л. С., Соковнина Е. Н., Лифиц И. В., Ломова Т. П., Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э.
Музыка сопровождает человека с первых дней и на протяжении всей жизни, оказывает очень большое влияние на развитие в целом.
Сухомлинский В. А. говорил, что «музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [6,37].
На современном этапе реорганизации дошкольного образования необходимо учитывать то, что музыкальное, и, в частности, музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста должны быть направлены прежде всего на общее развитие ребенка, на развитие его базовых качеств личности. Подтверждение этого можно проследить в работах Н. А. Ветлугиной, Б. М. Теплова, Р. Тагора, П. Н. Алохина.
Использование различной музыкально-ритмической деятельности в ДОУ невозможно без учета возрастных особенностей детей. Общеизвестно, что двигательная активность полезна для здоровья всех возрастных категорий, а в дошкольном возрасте — это безусловно является важным. О роли движения в физическом и психическом развитии ребенка говорится почти во всех книгах, брошюрах, статьях по воспитании и развитии детей.
Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процесс согласования активности мышц тела, направленный на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.
Пространственная ориентация — одна из сложнейших по своей структуре и функциям психологических систем, включающих в свой состав работу восприятия, представления, мышления и воображения. Ориентация в пространстве предполагает нахождение своего места в нем и направление движения к точке назначения.
Изучением координации и пространственной ориентации в специально подобранных двигательных заданиях у детей дошкольного возраста занимались В. С. Фарфель, В. П. Назаров, А. И. Козлов, А. П. Виноградова, а также А. В. Коробков, М. М. Кольцова.
Коробков А. В. в результате экспериментальных физиологических исследований приходит к выводу, что в возрасте 4–5 лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма. По данным Кольцовой М. М., в семилетнем возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности.
Фарфель В. С. сделал вывод о том, что особую ценность должны приобретать такие педагогические действия, которые ставят задачу не только привития конкретных умений, но и развития определенных способностей, таких как выносливость, быстрота, чувство времени, пространственные ощущения, координированность.
Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников заключается в точном и конкретном использовании схем, инструкций, методических указаний музыкального руководителя. От того, как правильно и систематически будет воспитатель использовать в различных видах деятельности музыкально-ритмические упражнения, будет зависеть качество и сформированность пространственной ориентировки у детей [5,17].
Специалистами отмечено, что развитие навыков ориентировки в пространстве и умений выполнять перестроения — одна из самых сложных задач. Для этого необходимы достаточно длительный период времени, единство требований со стороны педагогов, а также постоянное подкрепление навыков в различных видах деятельности с воспитателем.
Дети старшего дошкольного возраста выполняют уже достаточно разнообразные перестроения: становятся в колонны и шеренги, «звездочки», исполняют «ручеек», передвигаются «змейкой». Во время обучения детей ориентировки в пространстве музыкальный руководитель рекомендует воспитателю использовать схемы танца — на бумаге или на фланелеграфе, или нарисованные мелом на доске, на улице на прогулке. Все зависит от ситуации и времени использования этого.
Работа начинается с самого простого, например: детям предлагается посмотреть рисунок и встать так, как показано на этом рисунке, причем линию можно показать в различных вариантах. Затем задания усложняются. Далее идут уже две, три, четыре линии, можно добавить цвета, которые будут определять в какой линии стоят девочки, а в какой мальчики, одновременно можно уточнять, кто находится слева или справа. В этих упражнениях важно для того, чтобы выполнить самостоятельно эти задания детям необходимо общаться, а общение для достижения общей цели очень значимо для детей дошкольного возраста, таким образом, еще идет развитие и нравственно-коммуникативных качеств личности.
После работа идет на усложнение, предлагаются круги. Воспитатель и музыкальный руководитель вместе с детьми выясняет какие это круги: маленький, большой, круг девочек или круг мальчиков. Когда идет беседа о расположение кругов, то у детей происходит развитие пространственного понятия, а также осуществляется работа над предлогами: внутри, снаружи, зайти в круг, выйти из круга, в кругу, за кругом. Таким образом, развивается речь ребенка, систематизируются знания.
Схемы с кругами можно применять не только при изучении танцевальных композиций, но и на мероприятиях по физической культуре, используя подвижные игры. Детям при помощи схем легче объяснить, кто из них находится в маленьком кругу, а кто в большом. Также, детям легче с помощью наглядного рисунка понять, что такое «змейка» или что такое «спираль».
Воспитатель в этой работе может использовать такой вариант. Сначала предложить детям построится каким-либо образом (линия, круг и т. д.), а затем изобразить это на рисунке. Это представляет собой тоже очень интересный вид деятельности и детям эти занятия очень нравятся. Здесь развивается пространственное видение, мышление, внимание, память, диалогическая речь.
Еще одно упражнение, способствующее развитию ориентации в пространстве, и помогающее в усвоении правил исполнения танцевальных поворотов. Это повороты по «точкам зала».
Педагог объясняет детям, что 4 стены зала соответствуют 4 танцевальным точкам. Первая танцевальная точка — это стена справа, и первый поворот исполняется к этой стене, следующая стена — это точка 2, и поворот к ней, далее точка 3 и поворот, последний поворот лицом к зрителю — это точка 4. На первоначальном изучении взгляд обязательно фиксируется на каждой точке (стене). Затем, повороты исполняются танцевальным шагом, сначала по восемь танцевальных шагов на каждую точку, затем по четыре шага, затем по два шага и по одному. Такая схема по «точкам» воспитатель отрабатывает с детьми во время использования рабочих тетрадей, где дошкольники учатся писать графические диктанты. Получается, что дети с листа бумаги, как бы переносят свои умения на игровую площадку и происходит такое своеобразное соединение и закрепление знаний.
Стоит отметить, что в дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево. Во время уже школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета, а именно: по сторонам горизонта — север, юг, запад, восток.
Из исследований известно, что различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с определенными частями собственного тела. Так воспитатель дает четкие словесные инструкции, которые упорядочивают связи, например, Найди, где вверху — это где голова, где внизу — это где ноги, впереди — это где лицо, а сзади — это где спина, направо — это там, где правая рука, а налево — это где левая. Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
Воспитатель во время работы с дошкольниками при обучение и развитии ориентировки в пространствесоздает всевозможные условия для того, чтобы дети сумели ориентироваться не только в пространстве зала, сцены, производить перестроения, ориентироваться в танцевальных рисунках на музыкальных мероприятиях, но и в период проведения мероприятий по физической культуре, в повседневных режимных моментах.
В виду того, что формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи, существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов.
С появлением в активном словаре дошкольников слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень — расширяются и углубляются пространственные представления. Поэтому смело можно говорить о том, что использование музыкально-ритмических упражнений наряду с другими видами деятельности помогают успешному формированию пространственной ориентировки у дошкольников.
Литература:
- Буренина А. И. Дорогие коллеги / А. И. Буренина // Музыкальная палитра. — 2007. — № 4. — С. 2–3.
- Буренина А. И. Дорогие коллеги / А. И. Буренина // Музыкальная палитра. — 2007. — № 3. — С. 2–3.
- Радынова О. П. Музыкальное развитие детей / О. П. Радынова. — М.: Гуманит.изд.центрВладос, 2007. — 600 с.
- Тютюнникова Т. Э. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество / Т. Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 113–121.
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры и упражнения в концепции К. Орфа / Т. Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 9. — С. 115–128.
- Фомина Н. Сказочный мир ритмической гимнастики / Н. Фомина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — С. 36–45.
- Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие / И. В. Штанько. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 144 с.
- Якобсон С. Г. Дошкольник, каков он?: Пособие для воспитателей детских садов / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. — 80 с.
- Яхнина Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. П. П. Рузанова. — М.: Гуманит.изд.центрВладос, 2003. — 272 с.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2018/03/15/tanets-kak-sredstvo-sotsializatsii-detey