Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии
Автор: Чеботарева Надежда Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 20.10.2017
Статья просмотрена: 1456 раз
Библиографическое описание:
Чеботарева, Н. П. Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии / Н. П. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13132/ (дата обращения: 16.12.2024).
В Федеральных государственных образовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка — дошкольника. Поэтому одним из принципов ФГОС ДО является реализация Программы в форме игры, как специфической для детей дошкольного возраста. [3]
Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Игровая педагогическая технология— организация педагогического процесса вформе различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
‒ отбору, разработке, подготовке игр;
‒ включению детей в игровую деятельность;
‒ осуществлению самой игры;
‒ подведению итогов, результатов игровой деятельности.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [1]
В рамках подготовки детей к школьному обучению актуальной становится проблемаразвития пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа бумаги у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа бумаги у детей старшего дошкольного возраста, в процессе использования элементов игровой технологии.
Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
1) использовать дидактические игры с математическим содержанием, как основу игровой технологии для формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) включать работу по развитию пространственных представлений в образовательный процесс;
3) воспитывать любознательность, интерес к математике в ходе реализации игровой технологии;
4) развивать инициативу и творчество детей.
На основе системы данных (по Т. А. Мусейибовой) по формированию у дошкольников пространственных представлений выделили два блока игр, формирующих пространственные отношения у старших дошкольников.
Первый блок игр, формирующий пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Это представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (о нахождении того или иного предмета, о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения предмета); представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.
Второй блок игр на вербализацию пространственных представлений.
Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов, как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. п.), появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т. п. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. [2]
Итак, переходим непосредственно к тем дидактическим играм с математическим содержанием и игровым упражнениям, составляющие игровую технологию по формированию пространственных отношений у старших дошкольников.
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, внизу, вверху, впереди, сзади, далеко, близко. Цель таких игр закреплять умение ребёнка определять свое местоположение, относительно других детей или предметов окружения. Такие игры позволяют детям закрепить в речи слова, обозначающие пространственные отношении, упражняют в нахождении различных сторон. Игры: «Где звенит колокольчик?», «Скажи, наоборот», «На плоту».
Игры на установление пространственных отношений между предметами
Цель: развивать умение определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка»,), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т. д.).
Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета. Учитывали, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.
Сначала мы показывали на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между), и обозначали их точными словами, затем меняли местоположение предметов или заменяли тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создавали соответствующие ситуации, а также искали их в окружающей обстановке. Предлагали игровые упражнения «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». Проводились упражнения-инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.
Игры на формирование умений детей занимать определённое пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Цель таких игр совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве относительно себя, других детей и предметов интерьера в группе или каких-либо ориентиров на участке детского сада.
Игра «Корабли» Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат перевёрнутые контейнеры на одинаковом расстоянии друг от друга: 3–4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом «острове» кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного). Ребёнок выбирает к кому он хочет отправиться, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова», ребёнок переворачивает контейнер, чтобы убедиться в правильности выполнения задания. Воспитатель (или позже ребёнок) в данной игре выполняет роли диспетчера, так как только у него есть схема, на каком острове кто живёт.
Игры для развития умения передвигаться вуказанном направлении.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. На музыкальных и физкультурных занятиях педагоги для точного обозначения направления движения употребляют в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, мы упражняем их двигаться в указанном направлении.
Игры «Куда пойдешь ичто найдешь», «Синхронное плавание».
Вначале, проводя эти игры, мы давали указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делали тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета следует после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр сначала ограничено небольшой площадью «Найди магнит» (на магнитной доске), «Синхронное плавание» (занималась площадь ковра в групповой комнате) а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка.
Игры для развития ориентировки на плоскости.
В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Так как последующее обучение в школе предполагает умение ребенка ориентироваться на листе бумаги.
Прежде всего, следуя методике мы объясняли значение выражений вцентре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний. [2]
Не секрет, что дети старшего дошкольного возраста любят рисовать различные схемы, прятать и искать клады. Вот эту заинтересованность детей мы использовали в формировании пространственных отношениях и ориентировке на листе бумаги. Мальчики чаще всего рисовали схемы маршрутов автобуса, машины или корабля, рисовали схемы площадки или групповой комнаты. Девочки рисовали планы кукольного домика. Дети обменивались своими планами, самостоятельно организовывали игры по поиску той или иной игрушки. Схемы для игры «Я еду на машине» соединяли между собой и получалась огромная схема со множеством интересных маршрутов с поворотами, разными ориентирами. Дети стремились придумать самый дальний маршрут, зарисовывали схемы, исполняли роль ведущего, организовывали контроль за проездом. Воспитатель в этой деятельности стремился стать на позицию сотрудничества с ребёнком, не навязывал свой способ действия, а сам рисовал или клеил свою схему маршрута, что приводило к заинтересованности детей и они стремились сделать похоже. Педагог побуждал робких и стеснительных детей принимать участие в таких играх, через роль диспетчера (ведущего), в зарисовке схем. Он создавал ситуации успеха для таких детей, чем способствовал повышению их самооценки и утверждению в детском коллективе.
Анализ нашей работы показал, что формирование пространственных представлений является важной частью математического развития старших дошкольников. При этом полноценное формирование пространственных представлений возможно при использовании игровых технологий.
В дидактических играх моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
При использовании игровых технологий легко и без насилия над личностью можно научить ребёнка различным практическим способам выделения, своей фигуры и заданного предмета в пространстве, обозначать его местоположение соответствующими словами. У детей осуществляется накопление сенсорного опыта, на основе которого формируются пространственные представления. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима чёткая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае игровые технологии будут эффективным средством обучения дошкольников и формирования у них пространственных представлений.
Литература:
- Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2012. — 15 с..
- Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 9. — С. 21–25.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html