Ключевые слова: ориентировка в пространстве, слепые дошкольники
Пространственная ориентировка в психологии и педагогике подразумевает особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Общим условием формирования ориентировки в этом случае является деятельность данных анализаторов, формирование условного рефлекса.
Для незрячего дошкольника ориентировка в пространстве является достаточно важным фактором, формирование и развитие такого навыка необходимое условие дальнейшего развития ребенка, имеющего серьезные проблемы со зрением. Чаще всего тотально слепые или дети, имеющие незначительное остаточное зрение не способны к самостоятельному ориентированию в пространстве без специальной подготовки. [1]
Именно по этой причине пространственную ориентировку незрячих дошкольника в психологии принято делить на две большие группы:
- микроуровень, который включает в себя следующие типы ориентировки — ориентировка в собственном теле, ориентировка в пространстве собственной комнаты или учебного класса, ориентировка в пространстве рук, то есть рабочей зоны, в пространстве стола, листа бумаги. При этом важно сформировать не просто знание об отдельных частях тела или предметах, а именно установить их отношение друг к другу, а также отношения между ребенком и предметом. В связи с этим выделяют ориентировку от себя и ориентировку от предмета. [5]
В рамках коррекционной работы могут использоваться следующие упражнения для развития разного вида ориентировки в микро пространстве.
1) Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле
Индивидуальное занятие «Части тела».
Ребенку предлагается показать следующие части тела: нос, рот, губы и подбородок, пальчики на ногах, кисть, ладонь, левый глаз, правое ухо. [2]
Игра «Парные предметы»
Ход игры — инструктор рассказывает ребенку о парных органах и предметах, при этом совершая с ним определенные манипуляции. Занятие проходит в индивидуальном порядке.
- У тебя есть две ладошки, давай возьмём вот этот карандашик и обведем их на песке, посмотри, чем одна отличается от другой.
- У тебя две руки и две ноги, на две руки мы оденем варежки, а на две ноги ботинки и носки, а еще можем обуть босоножки, а скажи, пожалуйста, бывает у людей два рта или два носа, покажи, где рот и нос.
- У тебя есть два глаза, а еще, какие органы у тебя по два? Ребенок должен показать уши.
Игра «Где пролетает самолет»
Оборудование — детский игрушечный самолетик.
Ход игры — преподаватель предлагает детям взять в руки самолет и выполнить следующее:
- пронести самолетик над головой.
- переложить самолетик из правой руки в левую.
- посадить самолетик на ладошку и вытянуть вперед правую руку.
- спрятать самолетик от врага за спину.
- посадить самолетик на левую ладошку.
- посадить самолётик рядом с левой ногой.
- посадить самолетик впереди себя на пол.
- посадить самолетик справа рядом с собой.
Групповое занятие «Расставание»
Ход игры — Дети берутся за руки и гуляют по учебному классу. После команды преподавателя, дети расцепляют руки и расходятся по разным углам помещения, начинают звать друг друга по очереди. Сначала один ребенок должен определить далеко или близко от него другой, а потом и другие дети должны проделать тоже самое. [5]
2) Образовательные ситуации, направленные на развитие умений и навыков осязательного обследования предметов в пространстве
Индивидуальное занятие «Какой разной может быть бумага»
Ход игры — Преподаватель предлагает ощупать разные виды бумаги. Это может быть глянец, картон, папиросная бумага, бархатная бумага, ватман, альбомный лист, тетрадный лист, листочек из блокнота.
На следующем этапе ребенку необходимо разобрать листки бумаги сначала по их качествам, а потом по величине.
Игра «Изучаем животных и предмет»
Ход игры — преподаватель берет ребенка за руку, они вместе отправляются к большому двух тумбовому письменному столу. Преподаватель, используя принцип «рука в руке» вместе с ребенком ощупывает стол:
- сначала проверяет со скольких сторон к нему можно подойти.
- затем обследует, есть ли что-то вверху стола.
- затем руками ребенка обследует столешницу, то место, куда человек садиться за стол, его переднюю часть, выдвигает каждый ящик и предлагает сесть за стол.
На следующем этапе перед ребенком на стол ставиться небольшая фигурка собаки. Малышу предлагается исследовать ее. Сначала надо обследовать впереди, это же животное, такой должна быть инструкция педагога, а потом тело. Вместе с ребенком он определяет, что это собака. Ребенку предлагается запомнить, что предметы, которые стоят и их используют люди, стол стул, кресло и другое обследуются сначала по сторонам, а потом внутри, а все живое исследуется, начиная с морды или лица. [2]
Занятия данного уровня проводят обычно как в индивидуальном порядке, так и в небольших группах, их численность не может превышать 7 человек, так как в любом случае каждый ребенок требует внимания со стороны педагога.
- макроуровень предполагает ориентировку ребенка в пространстве улицы, двора школы любой другой местности. При этом важно научить ребенка сначала ориентироваться в помещении, так как тогда он не будет бояться передвигаться и на более большие расстояния. Сама технология ориентировки в макро пространстве сильно отличается от ориентировки в микро пространстве. Важным тут является два наиболее важных подхода, которые были выведены еще в середине прошлого века. Первый подход более жесткий, но и незрячий в этом случае отличается меньшей мобильностью. Он связан с непосредственным запоминанием незрячего ориентиров и препятствий при ориентировки в пространстве на открытой местности. При этом он не владеет так называемой картой местности, то есть ему почти не известно, что находится впереди него, а что сзади, а также отклонение от такого маршрута может вызвать серьезные проблемы в ориентировки.
Есть другая модель обучения, которая предполагает ориентировку с формированием плана местности. Она занимает больше времени, но незрячий ребенок приобретает и больший уровень мобильности. Тем не менее, в любом случае ориентировка незрячих в макро пространстве осуществляется с тактильной тростью белого цвета. Она выполняется из разных материалов, может быть складной или цельнолитой, но в любом случае должна подходить ребенку по росту, удобно лежать в руке. [4]
Ориентировка в пространстве представляет собой важный шаг в реабилитации и абилитации дошкольников со сложными патологиями зрения, это кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. Ориентировка слепого ребенка возможна только с использованием сохранных сенсорных систем, восприятия звуков, запаха, положения собственного тела, а также навыка считывания информации с тактильной трости. В целом мобильность и дальнейшее адекватное и нормативное развитие дошкольника зависит от степени сформированности у него умения ориентироваться в пространстве. Это необходимо для перехода на следующую ступень развития — систематическое обучение в школе, не важно специализированная она или общеобразовательная.
Литература:
- Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. ДМ.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
- Коррекционная направленность специального образования детей с глубоким нарушением зрения: сб. метод работ / сост. Б. К. Тупоногов, К. Г. Кравцов. — М.: АПКиППРО, 2006. — 244с.
- Любимов, А. А. Рекомендации по сопровождению детей с нарушением зрения / А. А. Любимов // Незрячий ребенок в семье. Рекомендации родителям: сбор. Статей — Тольятти, 2009..
- Обучение слепых пространственной ориентировке. — М.:ВОС, 1982.
- Обучение слепых пространственной ориентировке: учеб. Пособие / М. Н. Наумов. — М.: ВОС, 1982. — 115с.