Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тюковина, Н. Г. Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада / Н. Г. Тюковина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2546/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одной из проблем развития и воспитания дошкольников со зрительной депривацией является проблема обучения социальной и пространственной ориентировке и мобильности.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения, показывает, что большинство детей к моменту поступления в детское специализированное учреждение имеют низкий уровень развития:

  • познавательной деятельности,

  • сенсорных эталонов,

  • навыков ориентировки в пространстве.

Причина такого отставания объясняется особой ролью зрения в познании окружающего мира на ранних этапах развития ребёнка.

Как известно, у детей с нормальным зрением в первые месяцы жизни формируются различные зрительные реакции:

  • появляется зрачковая реакция на свет,

  • позже развивается фиксация взора,

  • слежение глазами за движущимся объектом,

  • возникает сложное взаимодействие между движениями рук и глаз (2-й месяц), когда рука действует как орган осязания, а глаза следуют за её движением.

Нарушение остроты зрения у ребёнка приводит к отставанию в сенсорном развитии и как следствие в развитии познавательной деятельности. Нарушение формирования бинокулярного зрения оказывает влияние на зрительную работоспособность детей дошкольного возраста, является причиной искаженного восприятия пространственных признаков предметов, глубины пространства, удаленности и расположения предметов в пространстве.

Хорошее бинокулярное зрение формируется при условии нормального развития периферического аппарата, проводящих путей и центральных механизмов бинокулярного синтеза, а также сбалансированной работы глазодвигательного аппарата двух глаз. Особенно наглядно преимущества бинокулярного зрения выступают при оценке объёмной формы предметов и расстояний.

При расстройствах бинокулярного зрения нарушается адекватное восприятие ребёнком окружающего мира. Это выражается:

  1. В формировании обеднённых зрительных образов.

  2. В искажённом восприятии пространственных отношений.

  3. В неточной оценке скорости и направления движения.

  4. В затруднениях при определении цветовых оттенков.

  5. В нарушении зрительно-моторной координации.

У детей, имеющих нарушение зрения (особенно такие нарушения зрения как амблиопия и косоглазие) бинокулярное восприятие нарушено. Эти аномалии не только приводят к снижению зрительных способностей, но и влекут за собой снижение уровня развития познавательных способностей:

    • внимания,

    • памяти,

    • умственной работоспособности.

Поэтому ранняя диагностика и своевременное оказание как медицинской, так и специальной коррекционно-восстановительной помощи необходимо детям с нарушениями зрения.

Для выявления проблем в освоении навыков ориентировки в пространстве у детей, посещающих наш сад я разработала мониторинг развития навыков ориентировки в пространстве для детей со зрительной депривацией. При разработке мониторинга за основу была взята «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», автор Л.И. Плаксина, 2003 год. (Приложение №1).

Задача педагогической коррекции состоит в том, чтобы через систему специальных приёмов и способов преодолеть и восполнить недостатки развития зрительного анализатора, тем самым нормализовать ход психического и физического развития ребёнка. Педагогу необходимо научить дошкольника способам осмысленного и целенаправленного восприятия предметного мира. Развить у него способность «видеть», анализировать, сравнивать.

Успешность интеграции человека со зрительной депривацией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах. Следовательно, трудности пространственной ориентировки в дошкольном возрасте оставшиеся без коррекции, в дальнейшем могут ограничить самостоятельность человека в любой деятельности.

Эти проблемы можно преодолеть во время занятий с учителем-дефектологом по обучению ориентировке в коррекционном зале (в большом пространстве).

Для обучения пространственной ориентировке силами учителей-дефектологов нашего сада был оборудован и оснащен специальный (коррекционный) зал, в котором учитель-дефектолог помогает детям с нарушенным зрением адаптироваться в большом пространстве. Занятия в небольших кабинетах тифлопедагога и других специалистов снижает двигательную активность детей со зрительной депривацией, которые и так страдают зрительно-двигательной недостаточностью. Дети боятся большого пространства, чувствуют себя скованно или, напротив, наблюдается двигательная расторможенность. Само условие пребывания в большом пространстве способствует раскрепощению детей, они чувствуют себя более свободно, не напряжены, это позволяет решить многие задачи направленные на развитие зрительного восприятия детей. В свое планирование я включила 1 раз в неделю занятия по ориентировке в большом пространстве с выходом в коррекционный зал. Создала картотеку игр для развития навыков ориентировки в большом пространстве у детей с нарушением зрения (авторских и переработанных) (Приложение 2).

Занятие, построенное в форме игры или театрализованной игры, ведёт к повышению у детей эмоционально положительного тонуса, создаёт условие для выражения ребёнка своих чувств, мыслей, переживаний, создаёт условие для эмоционального комфорта для него и как следствие, более лёгкого решения коррекционных задач развития зрения.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной депривацией:

  • Овладение ориентировкой на своем теле;

  • Обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

  • Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем.

Условия овладения дошкольниками со зрительной депривацией умениями ориентировки в окружающем пространстве:

  • Развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

  • Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

  • развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

  • развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Поэтому картотеку игр я также разделила на разделы:

1. Игры, направленные на развитие сохранных анализаторов.

1. 1. Игры, способствующие развитию зрительного восприятия в свободном пространстве.

1.2. Игры, способствующие развитию слухового восприятия в свободном пространстве.

2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки на своем теле, телах близких людей и микропространстве.

2.1. Игры и упражнений, способствующие развитию ориентировки на своем теле и телах близких людей.

2.2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки в микропространстве.

3. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

Занятия по развитию навыков ориентировки с использованием игр проводятся в кабинете учителя-дефектолога, в помещении группы, в коррекционном зале, в других помещениях на территории всего дошкольного учреждения, а также на прогулке.

Для этого специально для помощи детям с нарушенным зрением в овладении навыками ориентировки в большом пространстве создается предметно-развивающая среда (в группах, кабинетах и на площадке для прогулок) соответствующая зрительным диагнозам, возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Проведение занятий по ориентировке в большом пространстве (в коррекционном зале) в виде игр способствует повышению у детей эмоционально-положительного тонуса. Задания выполняются легче и с большим желанием, чем на занятиях статического типа. Материал, выполненный в условиях эмоционального комфорта, запоминается быстрее и легче.

Успешное освоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включении в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у детей к обучению ориентировке все занятия проводятся в игровой форме, с использованием ярких, красочных пособий, игрушек и дидактических игр, доступных для детей с пониженным зрением.


Приложение 1

Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой у детей средней группы


№ п/п

ФИО

Восприятие сенсорных эталонов в свободном пространстве

(цвета, формы, величины)

Восприятие предметных картинок в свободном пространстве

Узнавание звучащих игрушек и предметов, голосов знакомых людей, шумов

Локализация звучащих предметов

Показ и соотнесение пространственного расположения частей своего тела и куклы (верх-низ, право-лево, перед, за, напротив) Словесное обозначение расположения предметов в пространстве с отсчётом от себя. (вверху – внизу, справа-слева, впереди-сзади, в центре)

Ориентировка в групповом помещении, на участке, и в кабинете учителя-дефектолога, залах

Знакомство с простейшей схемой пространства

Знакомство со схематическим изображением поз человека и умение принимать заданную позу

Сформированность временных понятий (день, ночь, утро, вечер)

Пространственная соотнесенность предметов

Уровень овладения ориентировкой

Цветное изображение

Контрастное изображение

местонахождение

удаленность

передать по образцу

Словесно объяснить

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V





































































































































































































































































































































































































































































































































Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой у детей старшей группы


№ п/п

ФИО

Восприятие сенсорных эталонов в свободном пространстве

Восприятие силуэтного и контурного изображения предметов и объектов окружающего мира в свободном пространстве

Восприятие удаленности предмета в реальном пространстве и на рисунках

Локализация звуков живой и неживой природы

Словесное обозначение расположения предметов в пространстве.

Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от себя.

Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от объекта

Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по схеме-пути

Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по плану

Нестереоскопические способы восприятия и передачи глубины пространства.

Уровень овладения пространственной ориентировкой

Цвет, оттенки

форма

Величина

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V







































































































































































































































































































































































































































































































































Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой детей подготовительной группы


№ п/п

ФИО

Восприятие сенсорных эталонов в свободном пространстве

Восприятие силуэтного и контурного изображения предметов и объектов окружающего мира в свободном пространстве

Восприятие удаленности предмета в реальном пространстве и на рисунках, умение «составить» схему.

Локализация звуков живой и неживой природы

Словесное обозначение расположения предметов в пространстве.

Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от себя.

Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от объекта. Уметь соотносить прямое и зеркальное отображение пространства.


Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по схеме-пути, умение составлять самостоятельно схему-путь.

Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по плану, умение самостоятельно изображать простейший план.

Нестереоскопические способы восприятия и передачи глубины пространства.

Уровень овладения ориентировкой

Цвет, оттенки

форма

Величина

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V

X

I

V


















































































































































































































































































































































































































































































































































































Приложение 2

Перечень игр и упражнений, направленных на развитие навыков ориентировки в большом пространстве детей с нарушением зрения от 2-х до 7 лет

п/п

Название игры или упражнения

Рекомендуемый

возраст для

проведения игры

1. Игры, направленные на развитие сохранных анализаторов.

1. 1. Игры, способствующие развитию зрительного восприятия в свободном пространстве

1.

«Большие и маленькие».

2 — 4 года.

2.

«Найди такую же игрушку».

2 — 4 года.

3.

«Найди. одинаковые фигуры».

2 — 4 года.

4.

«Найди круг такого же цвета».

2 — 4 года.

5.

«Воробушки и автомобиль».

З — 5 лет.

6.

«Цветные полянки».

З — 5 лет.

7.

«Кошка и котята»

2 — 4 года.

8.

«Наседка и цыплята»

2 — 4 года.

9.

«Мышка и мышата»

З - 4 года.

10.

«Зайчиха и зайчата».

З — 4 года.

11.

«Солнышко и дождик».

2 — 4 года.

12.

«Лохматый пес».

З — 4 года.

13 .

«Котята»

2 — 4 года.

14.

«Чудесный мешочек».

2 года — 5 лет.

15 .

«Бусинки».

4 года — 7 лет.

16.

«Укрась коврик».

4 года — 7 лет.

17.

«Бусы».

4 года — 7 лет.

18.

«Зайцы и волк».

4 года — 6 лет.

19.

«Найди, какой волк пришел к тебе в гости».

5 - 6 лет.

20.

«Найди своего зайчика».

5 - 6 лет.

21.

«Садовник».

5 - 6 лет.

22.

«Радуга».

5 — 6 лет.

23.

«Ракушки».

5 - 7 лет.

24.

«Геометрические бусы».

4 года — 7 лет.

25.

«Цветные геометрические бусы».

4 года — 7 лет.

26.

«Составь узор».

4 года — 7 лет.

27.

«Найди свой треугольник».

5 — 6 лет.

28.

«Самолеты».

4 года — 7 лет.

29.

«Мой веселый, звонкий мяч».

З года — 5 лет.

30

«Зайка беленький сидит».

З — 4 года.

31 .

«Птички летают».

З — 4 года.

32.

«Птички в гнездышках».

З — 4 года.

33

«Мыши и кот».

З — 4 года.

34.

«Воробушки и кот».

З — 4 года.

35 .

«Кролики».

З — 4 года.

36.

«Зайцы и волк».

З — 4 года.

37.

«Не опоздай».

З — 4 года.

38.

«Найди свой домик».

З — 4 года.

39.

«Найди цветные картинки».

4 года — 5 лет.

40.

«Город».

5—6 лет.

41 .

«Принеси игрушку такого же цвета (формы, величины)».

2 — З года.

42.

«Найди такой же кубик (кирпичик)».

2 — З года.

1.2. Игры, способствующие развитию слухового восприятия в свободном пространстве

43.

«Иди в ту сторону, откуда позвали».

2 года — б лет.

44.

«Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна)».

2 года — 5 лет.

45.

«Где позвонили?».

З года — 7 лет.

46.

«Кошка и котенок».

5 — 7 лет.

47.

«Что звучало?».

З года — 7 лет.

48.

«Что это за звуки?».

4 года — 7 лет.

49.

«Жмурки с колокольчиком».

5 — 7 лет.

50.

«Что слышишь вокруг?».

5 — 7 лет.

51 .

«Кто что услышит?>.

2 — З года.

52.

«Кто кричит?».

2 — З года.

53.

«Где спряталась игрушка?».

З года — б лет.

54.

«Веселая корова».

4 года — б лет.

55.

«Чья мама?».

2 — 4 года.

56.

«Кто тебя позвал?».

4 года — 7 лет.

2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки на своем теле, телах близких людей и микропространстве

2.1. Игры и упражнений, способствующие развитию ориентировки на своем теле и телах близких людей

57.

«Покажи, где у тебя голова (ноги. . .)».

2 — 4 года.

58.

«Покажи, где у куклы голова (ноги и пр.)».

2 — 4 года.

59.

«Покажи, где у Маши (меня) голова (ноги и пр.)».

2 — 4 года.

60.

«Оденем куклу на прогулку».

З — 4 года.

б 1 .

«Купание куклы».

З — 4 года.

62.

«Куда села бабочка».

З — 4 года.

63.

«Возьми игрушку в правую (левую) руку.

З — 4 года.

64.

«Топни правой (левой) ногой».

З — 4 года.

65.

«Подними вверх правую (левую) руку».

З — 4 года.

66.

«Поздоровайся с куклой».

2 — З года.

67.

«Попрыгай на левой (правой) ноге»

З — 4 года.

68.

«Помаши ребятам правой (левой) рукой».

З — 4 года.

69.

«В какой руке у тебя игрушка?».

З — 4 года.

70.

«Куда села птичка».

З года — 7 лет.

7 1 .

«Где лежит носовой платок».

З — 4 года.

2.2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки в микропространстве

72.

«Хлопаем в ладоши».

З года — 5 лет.

73 .

«Что у тебя справа?».

З года — 5 лет.

74.

«Расскажи, где нарисована. . . ».

З года — 7 лет.

75.

«Поставь так же, как нарисовано».

З года — 7 лет.

76.

«Муха».

5—7лет.

3. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах

77.

«Поставь игрушку…».

3 года — 5 лет.

78.

«Найди, какая игрушка слева (справа, сзади спереди от тебя?»

З года —6 лет.

79.

«Где медвежонок?>

З года —6 лет.

80.

«Погуляем с куклой по группе».

2 — З года.

81.

«Покажем кукле любимый игровой уголок».

2 — З года.

82.

«Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом, полотенце, любимую игрушку)».

2 — З года.

83.

«Поезд».

З года — 5 лет.

84.

«Кукла Катя купила мебель».

4 года — 7 лет.

85 .

«Моряки».

З года — 5 лет.

86.

«Куда покатился мяч?»

З года — 5 лет.

87.

«Далеко — близко»

З года — 5 лет.

88.

«В гости к животным».

З года — 7 лет.

89.

«Сделай так».

З года — 5 лет.

90.

«Найди игрушку».

З года — 7 лет.

91.

«Отгадай, куда идем».

4 года — 7 лет.

92.

«Поставь, как на картинке».

4 года — 7 лет.

93 .

«Чей мяч укатился дальше?»

4 года — 7 лет.

94.

«Нарисуй картинку».

4 года — 7 лет

95.

«Укрась коврик».

4 года — 7 лет

96.

«Угадай, где спрятана игрушка».

4 года — 7 лет

97.

«Какой игрушки не стало?».

4 года — 7 лет

98.

«Расскажи, как стоят игрушки».

4 года — 7 лет

99.

«Кто дальше бросил мячик?».

4 года — 7 лет

100.

«Какая машина проехала дальше?».

4 года — 7 лет

101 .

«Найди такую же игрушку».

4 года — 7 лет

102.

«Расставь кегли, как на картинке».

5 — 7 лет.

103.

«Моряки».

4 года — 6 лет

104.

«Куда пойдем на экскурсию?».

5 — 7 лет.

105.

«Нарисуй путь в музыкальный зал (и т.п.)».

6 — 7 лет.

106.

«Расскажи, как ты идешь домой?».

6 — 7 лет.

107.

«Найди, где клад».

5 — 7 лет.

108.

«Андрюшина комната».

5 — 7 лет.

109.

«Где спрятался зайчик?».

5 — 7 лет.

110.

«Зоопарк».

5—7лет.

111.

«Страна роботов».

5 — 7 лет.

112.

«Страна испорченных роботов».

6 — 7 лет.

113 .

«Расставь кегли».

4 — 7 лет.

114.

«Дорога».

5 — 7 лет.

115.

«Зеркало».

5 — 7лет.

116.

«Кривое зеркало».

5 — 7 лет.

117.

«Где твое место?».

5 — 7 лет.

118.

«Угадай, кто здесь стоит?».

5 — 7 лет.

119.

«В гости...»

5—7лет.

120.

«Найди предмет».

5 — 7 лет.

121 .

«Путешествие по д/с»

6 — 7 лет.

122.

«Найди, кто спрятался».

5 — 7 лет.

123.

«Правильно пойдешь — игрушку найдешь».

5 — 7 лет.

124.

«Что изменилось?».

5 — 7 лет.

125.

«Расскажи, куда села бабочка?».

5 — 7 лет.

126.

«Найди по схеме»

5 — 7 лет.

127.

«Расставь предметы по схеме».

5 — 7 лет.

128.

«Найди свое место».

5 — 7 лет.

129.

«Нарисуй схему — путь».

6 — 7 лет.

130.

«Нарисуй схему, как стоят предметы».

6 — 7 лет.

131.

«Нарисуй дорогу в гости к …».

6 — 7 лет.

132.

«Нарисуй картинку».

5 — 7 лет.

133.

«Нарисуй схему по словесному указанию».

6 — 7 лет.

134.

«Живая картинка».

5 — 7 лет.

135.

«Кирпичики»

5 — 7 лет.

136.

«Спрячь клад и составь схему — путь».

6 — 7 лет.

137.

«Спрячь клад и составь план».

6 — 7 лет.

4. Игры, способствующие развитию движений (сформированности правильной позы, походки при ориентировке и обследовании).

138.

«Чем займемся?».

5 — 7 лет.

139.

«Подадим сигнал на берег».

5 — 7 лет.

140.

«Море волнуется раз».

5 — 7 лет.

141 .

«Сделай так же».

2 — 4 года.

142.

«Обезьянки».

2 — 4 года.


Основные термины (генерируются автоматически): свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ориентировка, пространственная ориентировка, развитие ориентировки, ребенок, игра, навык ориентировки, детский сад.

Похожие статьи

Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной отсталостью через занятия по продуктивной деятельности на примере лепки

Анализ семейной ситуации и оценка психоэмоциональной сферы младших школьников с дезадаптацией

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Когнитивный мониторинг как средство обеспечения психофизиологической комфортности пятиклассников в адаптационный период

Развитие мелкой моторики рук дошкольников в рамках деятельности музыкального руководителя

Похожие статьи

Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной отсталостью через занятия по продуктивной деятельности на примере лепки

Анализ семейной ситуации и оценка психоэмоциональной сферы младших школьников с дезадаптацией

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Когнитивный мониторинг как средство обеспечения психофизиологической комфортности пятиклассников в адаптационный период

Развитие мелкой моторики рук дошкольников в рамках деятельности музыкального руководителя