Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада
Автор: Тюковина Наталья Геннадьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 1709 раз
Библиографическое описание:
Тюковина, Н. Г. Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада / Н. Г. Тюковина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2546/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из проблем развития и воспитания дошкольников со зрительной депривацией является проблема обучения социальной и пространственной ориентировке и мобильности.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения, показывает, что большинство детей к моменту поступления в детское специализированное учреждение имеют низкий уровень развития:
познавательной деятельности,
сенсорных эталонов,
навыков ориентировки в пространстве.
Причина такого отставания объясняется особой ролью зрения в познании окружающего мира на ранних этапах развития ребёнка.
Как известно, у детей с нормальным зрением в первые месяцы жизни формируются различные зрительные реакции:
появляется зрачковая реакция на свет,
позже развивается фиксация взора,
слежение глазами за движущимся объектом,
возникает сложное взаимодействие между движениями рук и глаз (2-й месяц), когда рука действует как орган осязания, а глаза следуют за её движением.
Нарушение остроты зрения у ребёнка приводит к отставанию в сенсорном развитии и как следствие в развитии познавательной деятельности. Нарушение формирования бинокулярного зрения оказывает влияние на зрительную работоспособность детей дошкольного возраста, является причиной искаженного восприятия пространственных признаков предметов, глубины пространства, удаленности и расположения предметов в пространстве.
Хорошее бинокулярное зрение формируется при условии нормального развития периферического аппарата, проводящих путей и центральных механизмов бинокулярного синтеза, а также сбалансированной работы глазодвигательного аппарата двух глаз. Особенно наглядно преимущества бинокулярного зрения выступают при оценке объёмной формы предметов и расстояний.
При расстройствах бинокулярного зрения нарушается адекватное восприятие ребёнком окружающего мира. Это выражается:
В формировании обеднённых зрительных образов.
В искажённом восприятии пространственных отношений.
В неточной оценке скорости и направления движения.
В затруднениях при определении цветовых оттенков.
В нарушении зрительно-моторной координации.
У детей, имеющих нарушение зрения (особенно такие нарушения зрения как амблиопия и косоглазие) бинокулярное восприятие нарушено. Эти аномалии не только приводят к снижению зрительных способностей, но и влекут за собой снижение уровня развития познавательных способностей:
внимания,
памяти,
умственной работоспособности.
Поэтому ранняя диагностика и своевременное оказание как медицинской, так и специальной коррекционно-восстановительной помощи необходимо детям с нарушениями зрения.
Для выявления проблем в освоении навыков ориентировки в пространстве у детей, посещающих наш сад я разработала мониторинг развития навыков ориентировки в пространстве для детей со зрительной депривацией. При разработке мониторинга за основу была взята «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», автор Л.И. Плаксина, 2003 год. (Приложение №1).
Задача педагогической коррекции состоит в том, чтобы через систему специальных приёмов и способов преодолеть и восполнить недостатки развития зрительного анализатора, тем самым нормализовать ход психического и физического развития ребёнка. Педагогу необходимо научить дошкольника способам осмысленного и целенаправленного восприятия предметного мира. Развить у него способность «видеть», анализировать, сравнивать.
Успешность интеграции человека со зрительной депривацией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах. Следовательно, трудности пространственной ориентировки в дошкольном возрасте оставшиеся без коррекции, в дальнейшем могут ограничить самостоятельность человека в любой деятельности.
Эти проблемы можно преодолеть во время занятий с учителем-дефектологом по обучению ориентировке в коррекционном зале (в большом пространстве).
Для обучения пространственной ориентировке силами учителей-дефектологов нашего сада был оборудован и оснащен специальный (коррекционный) зал, в котором учитель-дефектолог помогает детям с нарушенным зрением адаптироваться в большом пространстве. Занятия в небольших кабинетах тифлопедагога и других специалистов снижает двигательную активность детей со зрительной депривацией, которые и так страдают зрительно-двигательной недостаточностью. Дети боятся большого пространства, чувствуют себя скованно или, напротив, наблюдается двигательная расторможенность. Само условие пребывания в большом пространстве способствует раскрепощению детей, они чувствуют себя более свободно, не напряжены, это позволяет решить многие задачи направленные на развитие зрительного восприятия детей. В свое планирование я включила 1 раз в неделю занятия по ориентировке в большом пространстве с выходом в коррекционный зал. Создала картотеку игр для развития навыков ориентировки в большом пространстве у детей с нарушением зрения (авторских и переработанных) (Приложение 2).
Занятие, построенное в форме игры или театрализованной игры, ведёт к повышению у детей эмоционально положительного тонуса, создаёт условие для выражения ребёнка своих чувств, мыслей, переживаний, создаёт условие для эмоционального комфорта для него и как следствие, более лёгкого решения коррекционных задач развития зрения.
Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной депривацией:
Овладение ориентировкой на своем теле;
Обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);
Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем.
Условия овладения дошкольниками со зрительной депривацией умениями ориентировки в окружающем пространстве:
Развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);
Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);
развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);
развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).
Поэтому картотеку игр я также разделила на разделы:
1. Игры, направленные на развитие сохранных анализаторов.
1. 1. Игры, способствующие развитию зрительного восприятия в свободном пространстве.
1.2. Игры, способствующие развитию слухового восприятия в свободном пространстве.
2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки на своем теле, телах близких людей и микропространстве.
2.1. Игры и упражнений, способствующие развитию ориентировки на своем теле и телах близких людей.
2.2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки в микропространстве.
3. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.
Занятия по развитию навыков ориентировки с использованием игр проводятся в кабинете учителя-дефектолога, в помещении группы, в коррекционном зале, в других помещениях на территории всего дошкольного учреждения, а также на прогулке.
Для этого специально для помощи детям с нарушенным зрением в овладении навыками ориентировки в большом пространстве создается предметно-развивающая среда (в группах, кабинетах и на площадке для прогулок) соответствующая зрительным диагнозам, возрасту и индивидуальным особенностям детей.
Проведение занятий по ориентировке в большом пространстве (в коррекционном зале) в виде игр способствует повышению у детей эмоционально-положительного тонуса. Задания выполняются легче и с большим желанием, чем на занятиях статического типа. Материал, выполненный в условиях эмоционального комфорта, запоминается быстрее и легче.
Успешное освоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включении в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у детей к обучению ориентировке все занятия проводятся в игровой форме, с использованием ярких, красочных пособий, игрушек и дидактических игр, доступных для детей с пониженным зрением.
Приложение 1
Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой у детей средней группы
№ п/п |
ФИО |
|
Восприятие предметных картинок в свободном пространстве |
Узнавание звучащих игрушек и предметов, голосов знакомых людей, шумов |
Локализация звучащих предметов |
Показ и соотнесение пространственного расположения частей своего тела и куклы (верх-низ, право-лево, перед, за, напротив) Словесное обозначение расположения предметов в пространстве с отсчётом от себя. (вверху – внизу, справа-слева, впереди-сзади, в центре) |
Ориентировка в групповом помещении, на участке, и в кабинете учителя-дефектолога, залах |
Знакомство с простейшей схемой пространства |
Знакомство со схематическим изображением поз человека и умение принимать заданную позу |
Сформированность временных понятий (день, ночь, утро, вечер) |
Пространственная соотнесенность предметов |
Уровень овладения ориентировкой |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Цветное изображение |
Контрастное изображение |
местонахождение |
удаленность |
передать по образцу |
Словесно объяснить |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой у детей старшей группы
№ п/п |
ФИО |
Восприятие сенсорных эталонов в свободном пространстве |
Восприятие силуэтного и контурного изображения предметов и объектов окружающего мира в свободном пространстве |
Восприятие удаленности предмета в реальном пространстве и на рисунках |
Локализация звуков живой и неживой природы |
Словесное обозначение расположения предметов в пространстве. |
Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от себя. |
Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от объекта |
Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по схеме-пути |
Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по плану |
Нестереоскопические способы восприятия и передачи глубины пространства. |
Уровень овладения пространственной ориентировкой |
|||||||||||||||||||||||||||||
Цвет, оттенки |
форма |
Величина |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг уровня овладения пространственной ориентировкой детей подготовительной группы
№ п/п |
ФИО |
Восприятие сенсорных эталонов в свободном пространстве |
Восприятие силуэтного и контурного изображения предметов и объектов окружающего мира в свободном пространстве |
Восприятие удаленности предмета в реальном пространстве и на рисунках, умение «составить» схему. |
Локализация звуков живой и неживой природы |
Словесное обозначение расположения предметов в пространстве. |
Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от себя. |
Навыки ориентировки в пространстве с отсчетом от объекта. Уметь соотносить прямое и зеркальное отображение пространства.
|
Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по схеме-пути, умение составлять самостоятельно схему-путь. |
Ориентировка в помещениях детского сада, на участке по плану, умение самостоятельно изображать простейший план. |
Нестереоскопические способы восприятия и передачи глубины пространства. |
Уровень овладения ориентировкой |
||||||||||||||||||||||||||||
Цвет, оттенки |
форма |
Величина |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
X |
I |
V |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Перечень игр и упражнений, направленных на развитие навыков ориентировки в большом пространстве детей с нарушением зрения от 2-х до 7 лет
№ п/п |
Название игры или упражнения |
Рекомендуемый возраст для проведения игры |
1. Игры, направленные на развитие сохранных анализаторов. |
||
1. 1. Игры, способствующие развитию зрительного восприятия в свободном пространстве |
||
1. |
«Большие и маленькие». |
2 — 4 года. |
2. |
«Найди такую же игрушку». |
2 — 4 года. |
3. |
«Найди. одинаковые фигуры». |
2 — 4 года. |
4. |
«Найди круг такого же цвета». |
2 — 4 года. |
5. |
«Воробушки и автомобиль». |
З — 5 лет. |
6. |
«Цветные полянки». |
З — 5 лет. |
7. |
«Кошка и котята» |
2 — 4 года. |
8. |
«Наседка и цыплята» |
2 — 4 года. |
9. |
«Мышка и мышата» |
З - 4 года. |
10. |
«Зайчиха и зайчата». |
З — 4 года. |
11. |
«Солнышко и дождик». |
2 — 4 года. |
12. |
«Лохматый пес». |
З — 4 года. |
13 . |
«Котята» |
2 — 4 года. |
14. |
«Чудесный мешочек». |
2 года — 5 лет. |
15 . |
«Бусинки». |
4 года — 7 лет. |
16. |
«Укрась коврик». |
4 года — 7 лет. |
17. |
«Бусы». |
4 года — 7 лет. |
18. |
«Зайцы и волк». |
4 года — 6 лет. |
19. |
«Найди, какой волк пришел к тебе в гости». |
5 - 6 лет. |
20. |
«Найди своего зайчика». |
5 - 6 лет. |
21. |
«Садовник». |
5 - 6 лет. |
22. |
«Радуга». |
5 — 6 лет. |
23. |
«Ракушки». |
5 - 7 лет. |
24. |
«Геометрические бусы». |
4 года — 7 лет. |
25. |
«Цветные геометрические бусы». |
4 года — 7 лет. |
26. |
«Составь узор». |
4 года — 7 лет. |
27. |
«Найди свой треугольник». |
5 — 6 лет. |
28. |
«Самолеты». |
4 года — 7 лет. |
29. |
«Мой веселый, звонкий мяч». |
З года — 5 лет. |
30 |
«Зайка беленький сидит». |
З — 4 года. |
31 . |
«Птички летают». |
З — 4 года. |
32. |
«Птички в гнездышках». |
З — 4 года. |
33 |
«Мыши и кот». |
З — 4 года. |
34. |
«Воробушки и кот». |
З — 4 года. |
35 . |
«Кролики». |
З — 4 года. |
36. |
«Зайцы и волк». |
З — 4 года. |
37. |
«Не опоздай». |
З — 4 года. |
38. |
«Найди свой домик». |
З — 4 года. |
39. |
«Найди цветные картинки». |
4 года — 5 лет. |
40. |
«Город». |
5—6 лет. |
41 . |
«Принеси игрушку такого же цвета (формы, величины)». |
2 — З года. |
42. |
«Найди такой же кубик (кирпичик)». |
2 — З года. |
1.2. Игры, способствующие развитию слухового восприятия в свободном пространстве |
||
43. |
«Иди в ту сторону, откуда позвали». |
2 года — б лет. |
44. |
«Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна)». |
2 года — 5 лет. |
45. |
«Где позвонили?». |
З года — 7 лет. |
46. |
«Кошка и котенок». |
5 — 7 лет. |
47. |
«Что звучало?». |
З года — 7 лет. |
48. |
«Что это за звуки?». |
4 года — 7 лет. |
49. |
«Жмурки с колокольчиком». |
5 — 7 лет. |
50. |
«Что слышишь вокруг?». |
5 — 7 лет. |
51 . |
«Кто что услышит?>. |
2 — З года. |
52. |
«Кто кричит?». |
2 — З года. |
53. |
«Где спряталась игрушка?». |
З года — б лет. |
54. |
«Веселая корова». |
4 года — б лет. |
55. |
«Чья мама?». |
2 — 4 года. |
56. |
«Кто тебя позвал?». |
4 года — 7 лет. |
2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки на своем теле, телах близких людей и микропространстве |
||
2.1. Игры и упражнений, способствующие развитию ориентировки на своем теле и телах близких людей |
||
57. |
«Покажи, где у тебя голова (ноги. . .)». |
2 — 4 года. |
58. |
«Покажи, где у куклы голова (ноги и пр.)». |
2 — 4 года. |
59. |
«Покажи, где у Маши (меня) голова (ноги и пр.)». |
2 — 4 года. |
60. |
«Оденем куклу на прогулку». |
З — 4 года. |
б 1 . |
«Купание куклы». |
З — 4 года. |
62. |
«Куда села бабочка». |
З — 4 года. |
63. |
«Возьми игрушку в правую (левую) руку. |
З — 4 года. |
64. |
«Топни правой (левой) ногой». |
З — 4 года. |
65. |
«Подними вверх правую (левую) руку». |
З — 4 года. |
66. |
«Поздоровайся с куклой». |
2 — З года. |
67. |
«Попрыгай на левой (правой) ноге» |
З — 4 года. |
68. |
«Помаши ребятам правой (левой) рукой». |
З — 4 года. |
69. |
«В какой руке у тебя игрушка?». |
З — 4 года. |
70. |
«Куда села птичка». |
З года — 7 лет. |
7 1 . |
«Где лежит носовой платок». |
З — 4 года. |
2.2. Игры и упражнения, способствующие развитию ориентировки в микропространстве |
||
72. |
«Хлопаем в ладоши». |
З года — 5 лет. |
73 . |
«Что у тебя справа?». |
З года — 5 лет. |
74. |
«Расскажи, где нарисована. . . ». |
З года — 7 лет. |
75. |
«Поставь так же, как нарисовано». |
З года — 7 лет. |
76. |
«Муха». |
5—7лет. |
3. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах |
||
77. |
«Поставь игрушку…». |
3 года — 5 лет. |
78. |
«Найди, какая игрушка слева (справа, сзади спереди от тебя?» |
З года —6 лет. |
79. |
«Где медвежонок?> |
З года —6 лет. |
80. |
«Погуляем с куклой по группе». |
2 — З года. |
81. |
«Покажем кукле любимый игровой уголок». |
2 — З года. |
82. |
«Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом, полотенце, любимую игрушку)». |
2 — З года. |
83. |
«Поезд». |
З года — 5 лет. |
84. |
«Кукла Катя купила мебель». |
4 года — 7 лет. |
85 . |
«Моряки». |
З года — 5 лет. |
86. |
«Куда покатился мяч?» |
З года — 5 лет. |
87. |
«Далеко — близко» |
З года — 5 лет. |
88. |
«В гости к животным». |
З года — 7 лет. |
89. |
«Сделай так». |
З года — 5 лет. |
90. |
«Найди игрушку». |
З года — 7 лет. |
91. |
«Отгадай, куда идем». |
4 года — 7 лет. |
92. |
«Поставь, как на картинке». |
4 года — 7 лет. |
93 . |
«Чей мяч укатился дальше?» |
4 года — 7 лет. |
94. |
«Нарисуй картинку». |
4 года — 7 лет |
95. |
«Укрась коврик». |
4 года — 7 лет |
96. |
«Угадай, где спрятана игрушка». |
4 года — 7 лет |
97. |
«Какой игрушки не стало?». |
4 года — 7 лет |
98. |
«Расскажи, как стоят игрушки». |
4 года — 7 лет |
99. |
«Кто дальше бросил мячик?». |
4 года — 7 лет |
100. |
«Какая машина проехала дальше?». |
4 года — 7 лет |
101 . |
«Найди такую же игрушку». |
4 года — 7 лет |
102. |
«Расставь кегли, как на картинке». |
5 — 7 лет. |
103. |
«Моряки». |
4 года — 6 лет |
104. |
«Куда пойдем на экскурсию?». |
5 — 7 лет. |
105. |
«Нарисуй путь в музыкальный зал (и т.п.)». |
6 — 7 лет. |
106. |
«Расскажи, как ты идешь домой?». |
6 — 7 лет. |
107. |
«Найди, где клад». |
5 — 7 лет. |
108. |
«Андрюшина комната». |
5 — 7 лет. |
109. |
«Где спрятался зайчик?». |
5 — 7 лет. |
110. |
«Зоопарк». |
5—7лет. |
111. |
«Страна роботов». |
5 — 7 лет. |
112. |
«Страна испорченных роботов». |
6 — 7 лет. |
113 . |
«Расставь кегли». |
4 — 7 лет. |
114. |
«Дорога». |
5 — 7 лет. |
115. |
«Зеркало». |
5 — 7лет. |
116. |
«Кривое зеркало». |
5 — 7 лет. |
117. |
«Где твое место?». |
5 — 7 лет. |
118. |
«Угадай, кто здесь стоит?». |
5 — 7 лет. |
119. |
«В гости...» |
5—7лет. |
120. |
«Найди предмет». |
5 — 7 лет. |
121 . |
«Путешествие по д/с» |
6 — 7 лет. |
122. |
«Найди, кто спрятался». |
5 — 7 лет. |
123. |
«Правильно пойдешь — игрушку найдешь». |
5 — 7 лет. |
124. |
«Что изменилось?». |
5 — 7 лет. |
125. |
«Расскажи, куда села бабочка?». |
5 — 7 лет. |
126. |
«Найди по схеме» |
5 — 7 лет. |
127. |
«Расставь предметы по схеме». |
5 — 7 лет. |
128. |
«Найди свое место». |
5 — 7 лет. |
129. |
«Нарисуй схему — путь». |
6 — 7 лет. |
130. |
«Нарисуй схему, как стоят предметы». |
6 — 7 лет. |
131. |
«Нарисуй дорогу в гости к …». |
6 — 7 лет. |
132. |
«Нарисуй картинку». |
5 — 7 лет. |
133. |
«Нарисуй схему по словесному указанию». |
6 — 7 лет. |
134. |
«Живая картинка». |
5 — 7 лет. |
135. |
«Кирпичики» |
5 — 7 лет. |
136. |
«Спрячь клад и составь схему — путь». |
6 — 7 лет. |
137. |
«Спрячь клад и составь план». |
6 — 7 лет. |
4. Игры, способствующие развитию движений (сформированности правильной позы, походки при ориентировке и обследовании). |
||
138. |
«Чем займемся?». |
5 — 7 лет. |
139. |
«Подадим сигнал на берег». |
5 — 7 лет. |
140. |
«Море волнуется раз». |
5 — 7 лет. |
141 . |
«Сделай так же». |
2 — 4 года. |
142. |
«Обезьянки». |
2 — 4 года. |