Творческое объединение «Непоседы» — эффективная форма социализации дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фролова, Т. С. Творческое объединение «Непоседы» — эффективная форма социализации дошкольников / Т. С. Фролова, С. Г. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14917/ (дата обращения: 16.12.2024).



В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования детей. В действующем Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» особое место уделяется профориентации, адаптации ребенка к жизни в обществе, выявлению и поддержке одаренных детей.

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию свободного времени.

Дошкольный возраст — самая яркая и неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Одновременно дети приобщаются к культуре, общим человеческим ценностям. У дошколят происходит первоначальное формирование личности, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Деятельность творческого объединения «Непоседы» МБУ ДО «Дом детского творчества№ 2» г. Читы направлена на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Все это необходимо для того, чтобы ребёнок, переходя на следующую ступень образования, чувствовал себя социально уверенным, хотел получать знания и умел применить их на практике. Процесс социализации детей начинается тогда, когда родители приводят своих малышей 5–6 лет к педагогу в творческое объединение «Непоседы» для обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Учение с увлечением». Комплексная программа социально — педагогического направления реализуется в МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» с 2000-го года. Это — программа социальной адаптации, цель которой интеллектуально — познавательное обучение детей с чередованием различных видов детской деятельности (игровой, познавательной, оздоровительной). Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности, способствует формированию у ребёнка собственного мнения, индивидуального мировосприятия, формирует практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивает коммуникативную культуру, учит общаться в коллективе сверстников, а значит, учит сотрудничеству и сотворчеству. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное.

Проведенная диагностика показывает, что до 40 % дошколят испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, не умеют озвучить свою просьбу, слушать, оценивать, приветствовать друг друга, выполнять правила игры и т. д. Поэтому мониторинг, соответственно задачам обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Учение с увлечением», предусматривает исследование по четырем аспектам: нравственный аспект воспитания, развитие социальной уверенности, познавательно-речевое развитие и психофизиологическое развитие.

Отслеживание результативности по программе в аспекте социальной уверенности проводится по направлениям: сформированность коммуникативных навыков, мотивационно-познавательной деятельности и личностных качеств. Методическая часть мониторинга представлена методами наблюдения педагогом дополнительного образования детей, воспитателем группы детского сада и родителями.

Для воспитания социальной уверенности в творческом объединении «Непоседы» созданы все условия познавательно-речевого развития детей. Каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой характер, темперамент, привычки. Попадая в атмосферу, где таких ребят в учебной группе более 10, а на переменках более 20, приходится учиться общению, учиться договариваться, дружить и помогать друг другу. Привыкая к педагогу, сверстникам, участвуя в творческих занятиях, воспитательных мероприятиях, играх на переменках (индивидуально, в парах и микрогруппах), ребенок демонстрирует окружающим и родителям, какой он стал взрослый и самостоятельный.

Особенное значение для социализации и познавательно — речевого развития дошкольников имеет организация совместных с родителями и педагогом театрализованных сезонных праздников, развлечений, игровых программ, детских творческих дел. Каждый год в творческом объединении «Непоседы» проводятся традиционные мероприятия: «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Весенняя капель», «Вот и стали мы на год взрослей», где самыми активными участниками являются дети.

Ежегодно ребята участвуют в итоговом мероприятии МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы, — фестивале детского творчества. Дети активно привлекаются для участия в текущих тематических еженедельных и итоговых выставках декоративно — прикладного творчества как индивидуально, так и совместно с семьей. В творческом объединении «Непоседы» практикуется оформление и персональных выставок. Наиболее инициативные дети и семьи участвуют в интернет — конкурсах различных уровней, пополняя портфолио личных достижений дошколят. Такого рода мероприятия позволяют решать задачи, касающиеся формирования речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания ребенка.

Участвуя в мероприятиях, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, сказочных персонажей, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, прививать устойчивый интерес к родной культуре, литературе. Дети с удовольствием включаются в театрализованные утренники, мини-спектакли, конкурсы вместе с родителями, ведущими и педагогом. Игра увлекает, создаёт внутренний комфорт, придает раскованность, организует легкое общение взрослого, ребенка и сверстников.

Эффективная культурно-досуговая деятельность в творческом объединении «Непоседы» в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Учение с увлечением» для дошкольников сформирована за счет сплочённости, согласованности, скоординированности действий педагога с воспитателями детских садов, педагогом-психологом, логопедом и родителями.

После окончания обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Учение с увлечением» в творческом объединении «Непоседы» для дошкольников, родители не спешат покидать стены МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы и с удовольствием приводят своих детей, но уже в другие объединения. Ребята с удовольствием учатся танцевать, рисовать, петь, занимаются спортом и туризмом. И очень часто новые творческие объединения дети посещают уже парами, группами, познакомившись и подружившись с раннего детства в творческом объединении «Непоседы».

Таким образом, социализация — это процесс усвоения ребенком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, формирования индивидуальности; процесс вхождения в общество, помогающий ребенку становиться личностью, быть социально значимым. Творческое объединение «Непоседы» — эффективная форма социализации дошкольников в МБУ ДО «Дом детского творчества № 2».

Основные термины (генерируются автоматически): детское творчество, ребенок, дополнительное образование детей, программа, социальная уверенность, Дом, дошкольный возраст, педагог, родитель.

Похожие статьи

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга»

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Внеземные поселения»

Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Система оздоровления часто болеющих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа «Здоровый дошкольник» (из опыта работы)

«Любознайка». Проект по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Школа раннего развития «Радуга» как эффективное средство формирования социально-активной личности дошкольника

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Похожие статьи

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга»

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Внеземные поселения»

Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Система оздоровления часто болеющих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа «Здоровый дошкольник» (из опыта работы)

«Любознайка». Проект по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Школа раннего развития «Радуга» как эффективное средство формирования социально-активной личности дошкольника

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»