Социализация детей в условиях разновозрастного творческого коллектива | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 28.11.2018

Статья просмотрена: 804 раза

Библиографическое описание:

Валеева, А. Р. Социализация детей в условиях разновозрастного творческого коллектива / А. Р. Валеева, Е. М. Вихарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3759/ (дата обращения: 16.11.2024).



В связи с происходящими в современном мире процессами в различных сферах общественной деятельности возникает проблема социализации и адаптации к быстро изменяющимся условиям.

Научный интерес к процессу социализации в настоящее время проявился как к педагогическому явлению. В творческом объединении учреждения дополнительного образования детский разновозрастный коллектив обладает богатыми социализирующими возможностями в формировании личности ребенка, отличаясь от других коллективов целями своей деятельности, функциями, обусловленными сущностью дополнительного образования, способом организации деятельности, позволяющим реализовывать воспитательный и творческий потенциал сотрудничества разных поколений [4, с.72].

При определении понятия «социализация» можно столкнуться с различными его определениями, разнообразием подходов к этому явлению и их классификацией. В работах А. В. Мудрика, Н. Ф. Головановой представлено более полное описание классификаций концепций социализации западных и отечественных социальных, психолого-педагогических теорий, анализ которых показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации: субъект-объектный, субъект-субъектный [1, с. 232].

Говоря об этой проблеме, Н. Э. Политнева отмечает: «Мы рассматриваем социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. На каждом этапе социализации возникает соединение усвоения социального опыта и его воспроизведения» [4].

По мнению Л. Г. Логиновой, «Дополнительное образование — неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие, а в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию» [2, с. 135].

Существует несколько условий функционирования дополнительного образования как культурно-образовательного пространства (Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова): «открытость границ, позволяющая не только расширять и разнообразить физическое пространство, но и увеличивать его за счет организации встреч субъектов образования; вариативность среды, стимулирующая поиск различных ресурсов, связей, отношений, которые могут обогатить образовательную среду и тем самым стимулировать преобразующую деятельность педагога и ребенка; погружение в культуру как возможность «проживания» событий истории и культуры и «знакомства» с людьми разных эпох, включения в диалог с ними; эмоционально-художественная насыщенность среды, направленная на обогащение образовательного пространства предметами, несущими эстетическую нагрузку, стимулирующую творческую и познавательную активность» [2, с. 243].

Разновозрастный коллектив объединения учреждения дополнительного образования выступает одновременно как агент первичной социализации, компенсируя недостатки первичной социализации подростков в семье, которые по тем или иным причинам стали жертвой социализации, и как агент вторичной социализации, когда актуализируются проблемы групповой интеграции, развития «Я»- концепции подростка на основе идентификации с другими и осознания своего отличия, своей индивидуальности.

Как отмечает Н. Э.Политнева: «педагогическое сопровождение и поддержка разновозрастного коллектива как фактора социализации школьников привносит дополнительные требования к профессиональным компетенциям педагога дополнительного образования: владение широким диапазоном возрастосообразных эмоциональных воздействий; знание структуры и содержания межвозрастного взаимодействия, а также владение методами и приемами его организации; умение выстроить не только траекторию развития коллектива, но и каждого его члена с учетом самоценности каждого возрастного периода; формировать субъектную позицию родителей, администрации в обеспечении социально-психологического здоровья школьников» [4, с.75].

Образцовый шоу-игровой коллектив «Хок» осуществляет свою педагогическую, творческую и воспитательную деятельность в Детско-юношеском центре города Глазова. Коллектив успешно работает в учреждении уже более 20 лет и реализует дополнительные образовательные общеразвивающие программы по современной хореографии, народно-сценическому танцу, гимнастике и акробатике, актерскому мастерству. В шоу-игровом коллективе «Хок» занимаются дети в возрасте с 4 до 17 лет. Художественный руководитель коллектива Алина Раисовна Валеева сумела собрать команду педагогов-единомышленников, способных не только обучать детей, но и осуществлять большие шоу-проекты. Дети при этом получают не только специальную хореографическую подготовку, большой концертный и конкурсный опыт, но и навыки театральной, организационно-игровой и постановочной деятельности. Следует подчеркнуть также, что многие из нынешних педагогов «Хока» являются его выпускниками.

На примере данного разновозрастного коллектива ярко прослеживаются механизмы взаимодействия воспитанников, которые сознательно разрабатывались и внедрялись в практику деятельности коллектива:

  1. Коллективная ответственность — на время осуществления большого шоу-проекта старшим поручается группа средних, младших или «малышковых» воспитанников для осуществления дополнительных репетиций, а также контроля за выполнением указаний педагогов.
  2. Совместная деятельность с родителями — когда родители активно подключаются к подготовке большого общего проекта (турслет, новогодняя игровая программа для детей города, воскресный «данс-холидей» и т. д.).
  3. Творческое взаимодействие — постановка старшими творческих номеров для подшефной группы в рамках профильных смен при лагерях отдыха.
  4. Мотивация примером старших — активная и успешная концертная и конкурсная деятельность старших подвигает младших на более старательное обучение и подражание им. В том числе, примером для всех служат выпускники-педагоги.
  5. Продуктивное межличностное взаимодействие — помимо общения в своей группе, обучающиеся постоянно объединяются во временные разновозрастные творческие группы для решения творческих задач определенного проекта.

Итак, обучаясь в разновозрастном коллективе «Хок» воспитанники вовлекаются в целенаправленную продуманную работу по социализации личности. Как правила, каждый выпускник шоу-игрового коллектива «Хок»: не имеет проблем в общении со сверстниками; грамотно выстраивает отношения со старшими; имеет больше общих интересов с родителями; не теряется в сложных жизненных ситуациях; полезен и интересен для окружающих.

Таким образом, в шоу-игровом коллективе «Хок» обучающиеся приобретают столь необходимый им социальный опыт, как результат действий самого обучающегося, так и активного взаимодействия с окружающим миром. Ребенок социализируется и приобретает собственный опыт: в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.

Литература:

  1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — С.272.
  2. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — С. 352.
  3. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель. — 2002. — № 5.– С.79–82.
  4. Политнева Н. Э.Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей // Преподаватель XXI век. — 2009. — № 1.- С. 72–76.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, разновозрастной коллектив, социальный опыт, коллектив, Политнева, процесс социализации, социальная среда.
Задать вопрос