Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Рюмина Т. А., Касаджик Е. К., Епураш Е. В., Соболенко Н. В., Плотникова Т. И., Аксенова Ю. В., Саможенова А. О. Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14369/ (дата обращения: 22.06.2018).

Препринт статьи



В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассников».

Ключевые слова: детский сад, ребенок, родитель, школа, мотивационная готовность, психологическая готовность.

Психологическая готовность к обучению включает в себя много разных аспектов. Среди них физическое развитие и состояние здоровья будущего школьника. Адаптация ребенка к новым условиям, новому коллективу, увеличению нагрузки, практически невозможна при несоответствии физического развития возрастной норме. Кроме того, у детей с ослабленным здоровьем, с началом обучения возможны различные осложнения, т. к. во время адаптационного периода резко снижается защитный барьер организма.

Так же различают умственную, эмоциональную, социальную и мотивационную готовность к школе. «Готовность к школе» — это не отдельные знания, умения и навыки, а их определенный набор, хотя уровень развития этих знаний может быть разным и пропорции знаний относительно друг друга, тоже. Такой «рецепт пирога» под названием «готовность к обучению» замечателен тем, что одни ЗУНы компенсируют другие: у одного отличная память и внимание, у другого ребенка замечательно развита мелкая моторика, третий испытывает проблемы внимания, зато у него сформировалась устойчивая мотивация к обучению.

Наряду с умением читать, считать или даже писать, дошкольник 7 лет должен иметь «внутреннюю позицию» будущего школьника, в которую как раз и входят волевая, интеллектуальная, мотивационная готовность. Прежде всего, Мотивационная готовность, личностная готовность, т. е. наличие желания учиться. Но желание пойти в школу и желание учиться в школе у дошкольников существенно отличаются друг от друга.

Ребенок может захотеть пойти в школу потому, что все сверстники идут туда, или пошла любимая подружка, или мама говорит, что эта гимназия престижная, или потому, что купят новые школьные принадлежности, а это атрибуты «взрослости». Это привлекает большинство детей, но, однако, не означает, что дети осознают важность учебы и готовы прилежно учиться.

Зачастую педагоги детского сада сталкиваемся с ситуацией, когда родители, услышав от ребенка заветное «хочу в школу», начинают форсировать события и готовы отправить «во взрослую» жизнь даже, если их чадо воспитанник старшей группы, которому нет и 7 лет. То есть, родители не до конца понимают особенность детской психики, когда ребенка, скорее всего, включается на школу, как на всё новое, неизведанное, манящее.

В нашем детском саду 65 «Родничок», Киселевского городского округа, Кемеровской области воспитатели, взаимодействуя с родителями будущих первоклассников, в первую очередь разъясняют понятие «школьная зрелость», которое включает в себя много компонентов. Это и состояние психосоматики, и адаптивные способности, и подвижность психических процессов, и физиологические особенности, и возраст ребенка. Последний компонент очень важен, хотя и не исключает, что некоторые дети созревают раньше остальных, но все же, если обратиться к истории, наши предки отдавали своих отроков «в учение» не ранее 7 лет. Для таких «скороспелых» родителей важно донести, что если малыш «не дозрел», физические и психические нагрузки первого класса, могут серьезно подорвать его психосоматическое здоровье, да, и попросту надолго отбить желание учиться в школе. Есть и другая сторона, когда родители сами искусственно стараются оттянуть поступление своего ребенка в школу, так как им кажется, что их ребенок не готов к обучению. В этом случае в работу с такими родителями включается старший воспитатель во главе с заведующим детским садом. Многолетняя практика общения с «тревожными» родителями, показывает, что психологическая помощь в первую очередь необходима даже не детям, а родителю, который свои страхи, связанные с обучением в школе, проецирует на своего ребенка.

Взаимодействуя с родителями, мы заостряем их внимание на четком понимании того, что является основным мотивом ребенка к учению. Всем известно, что ребенок-дошкольник быстро понимает, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольник в детском саду или дома с мамой. Возможность поскорее стать важным и взрослым зачастую очень привлекает детей. Они замечают, что школьника не беспокоят, не прерывают во время выполнения домашнего задания, а его игры с игрушками могут спокойно прервать. Также замечают, что родители не соглашаются ребенку-дошкольнику купить новую машинку, а старшему брату-школьнику не отказывают в покупке новых красок, ручек, тетрадей, и таких желанных всеми детьми, дорогих гаджетов: мобильного телефона, компьютера, электронных книг и планшетов, необходимых современным школьникам. Хотя отмечая все так называемые достоинства статуса школьника, ребенок чаще всего не осознает, что придется многим пожертвовать, став школьником. Поэтому мы постоянно разъясняем нашим дошколятам, что учеба в школе — это очень ответственное дело. Уже нельзя будет не пойти в школу, просто потому, что не хочется, нельзя не выполнить домашнее задание, придется определенное количество времени посвящать урокам, возможно даже, в ущерб играм и т. д. Школьнику приходится постепенно понять, что учеба — это тоже работа, служба, как у мамы и папы, и ответственность за её выполнение лежит на нем. Но самое главное не запугать будущих первоклассников, поэтому, мы стараемся одновременно развивать у детей позитивное отношение к предстоящему обучению.

Для профилактики школьной дезадаптации и различных страхов, в нашем детском саду осуществляется образовательная деятельность по формированию мотивационной готовности к школе. Ребята в режиме различных интерактивных игр, тренинговых упражнений, моделирований ситуаций знакомятся с особенностями школьной жизни. Мы стараемся донести до детей, что школа — это место, где они узнают много неизведанного, интересного, полезного, где их с нетерпением ждут добрые и отзывчивые учителя, где у них появятся новые друзья, новые замечательные традиции. Чем больше будущие первоклассники будут знать о школе, тем отчетливее будет понимание, что там им будет безопасно и комфортно, а рядом будут родители и учителя, кто им всегда поможет и поддержит.

Для профилактики школьной дезадаптации необходимо очень плотное сотрудничество с семьями воспитанников, но традиционные формы взаимодействия с родителями (родительские собрания, стендовые доклады и консультации) не всегда эффективны. Важно найти подходы в работе с семьей, которые будут с одной стороны неординарны, увлекательны, интересны для современного родителя, а с другой стороны, покажут высокую результативность взаимодействия в системе «детский сад — семья-школа».

Как уже упоминалось выше, понятие психологическая готовность состоит из нескольких аспектов. Рассмотрим освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями, применяемой в нашем детском саду. Умственная или интеллектуальная готовность включает в себя достаточный уровень развития различных психических процессов, таких как мышление и мыслительные операции, внимание и его компоненты, воображение и т. д., а также различные способности и предпосылки учебной деятельности, которые формируются у ребенка к концу дошкольного детства. На родительском собрании в рамках дискуссии по этой проблеме, мы выявили следующий факт. Многие родители считают, что ребенок умеющий, например, считать и читать, имеющий большой багаж знаний, априори готов к обучению в школе. Знаниевый компонент, конечно, важен, но гораздо важнее то, как ребенок эти знания и умения применяет, как может оперировать усвоенной информацией. А самое главное, применение этих знаний и умений требует осознанности, то есть произвольности психических процессов. Большинство родителей осознали, что совсем по-иному представляли себе готовность к обучению, и в связи с этим, возникла масса вопросов, которые было невозможно осветить в рамках традиционной консультации на родительском собрании. Для решения этой проблемы, нами было проведено анкетирование, в результате, которого мы выявили несколько общих тем, интересующих родителей, а также большое количество частных вопросов по подготовке к обучению. Кроме того, мы представили перечень различных форм работы и предложили родителям выбрать те, в которых бы они хотели принять участие. Изучив итоги анкетирования, мы приняли решение организовать «Клуб для родителей, будущих первоклассников», в рамках которого легко можно будет осветить важные нюансы понятия психологической готовности, в соответствии с родительскими запросами. В течение учебного года на заседаниях Клуба выносились на обсуждение общие вопросы, которые предлагались сотрудникам детского сада: воспитателями, администрацией, учителем-логопедом, медиком. Но большинство тем и вопросов для дискуссии, предлагалось всё же родителями. Для этого в приёмных подготовительных к школе групп мы разместили «Шкатулки вопросов», куда каждый родитель мог положить листок, с волнующей его проблемой, в том числе анонимно. Далее на этапе организации очередного заседания клуба, мы указывали в приглашении перечень вопросов для дискуссии в клубе, и родители по желанию могли выбирать те встречи клуба, которые актуальны именно им.

Эффективность работы Клуба стала заметна уже после первых заседаний. Во-первых, с точки зрения организационных моментов, гораздо проще собрать небольшую подгруппу родителей, интересующихся узкой проблемой. Во-вторых, анкетирование и обратная связь через элементы тренинга, в рамках заседаний Клуба, позволили гибко вносить коррективы в планирование следующих встреч. В-третьих, постепенно членами клуба стали практически все семьи, поскольку, вход и выход в состав Клуба всегда свободный и регламентируется, лишь личным интересом к той или иной проблеме. Работа в рамках Клуба выявила необходимость применить еще одну эффективную форму взаимодействия — индивидуальное консультирование. Например, когда сотрудники дошкольного учреждения говорят о важности социальной готовности, родители, чьи дети редко посещают детский сад, заявляют, что их ребенок прекрасно обходится без постоянно тесного общения со сверстниками. Речевые навыки и открытость позволяют ему замечательно взаимодействовать с близкими взрослыми, а для коммуникаций со сверстниками, ребенок в сопровождении родителей они посещает детские игровые площадки. В этом случае, в рамках индивидуального консультирования с педагогами группы, заведующим, старшим воспитателем, мы настаиваем всё же посещать детский сад и пройти предшкольную подготовку. Сотрудники детского сада стараются разъяснять родителям, что довольно просто налаживать ни к чему не обязывающее общение на короткое время. Кроме того, мама, бабушка, папа всегда рядом, и в случае конфликта с другими детьми, взрослые быстро устранят недоразумения. Но в школе нет «удобных» бабушки и мамы, а есть незнакомый новый взрослый, как говорится, один на всех, и ватага детей, страждущих внимания, личной территории и желания быть услышанными. Нужно суметь отстоять себе пространство и порцию внимания от учителя, наладить полезные и приятные знакомства, завести добрую дружбу, по возможности, с большим количеством одноклассников, дать понять оппонентам, что тоже имеешь свою точку зрения и можешь за себя постоять. И одновременно с этим, проявить себя в новом статусе, подчинив свои интересы интересам детского коллектива. Такие и подобные узкие вопросы, неэффективно, а иногда некорректно выносить на обсуждение, как на общем консультировании, так и в рамках «Клуба родителей будущих первоклассников». Кроме того, крайне узкие вопросы порой требуют психолого-педагогической диагностики, результаты которой также освещаются в режиме индивидуального консультирования.

Справедливости ради, нужно отметить, что решение вопросов подготовки к обучению в нашем детском саду происходит не только в рамках перечисленных форм работы с родителями, мы также сотрудничаем с учителями школ, педагогами дополнительного образования, Домом детского творчества, детской библиотекой. Проводятся взаимопосещения, «Дни открытых дверей», заседания предшкольных родительских клубов на базе школ, а также различные развлекательно-познавательные мероприятия для родителей и будущих первоклассников. Преемственность дошкольного учреждения и школы, а также тесное сотрудничество детского сада «Родничок» с другими социальными объектами, в равной степени, как и плотное взаимодействие с семьёй, помогают нашим выпускникам благополучно адаптироваться к условиям школьной жизни.

Школьная зрелость у детей формируется практически в течение всего дошкольного детства. Но основная часть работы по формированию психологической готовности к обучению в рамках сотрудничества с семьями, ведется в подготовительной к школе группе. На наш взгляд, организация работы «Клуба для родителей будущих первоклассников» и индивидуальное консультирование стали наиболее успешными и результативными, что подтверждает, как обратная связь с семьями выпускников, так и результаты итогового мониторинга. Кроме того, готовность к школе подразумевает сформированность таких качеств как самостоятельность, социализация и децентрация, общение, прилежание и трудолюбие, саморегуляция и самоконтроль. Но эти качества почти невозможно сформировать у детей только силами дошкольного учреждения. Здесь необходимо очень тесное взаимодействие с родителями и обоюдное согласие по проблеме их формирования.

Литература:

  1. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) — Волгоград: Учитель, 2011. — 297 с.
  2. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе — М.: Знание, 2009. — 192 с.
  3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос