Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Рюмина Т. А., Касаджик Е. К., Епураш Е. В., Соболенко Н. В., Плотникова Т. И., Аксенова Ю. В., Саможенова А. О. Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14369/ (дата обращения: 14.08.2018).



В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассников».

Ключевые слова: детский сад, ребенок, родитель, школа, мотивационная готовность, психологическая готовность.

Психологическая готовность к обучению включает в себя много разных аспектов. Среди них физическое развитие и состояние здоровья будущего школьника. Адаптация ребенка к новым условиям, новому коллективу, увеличению нагрузки, практически невозможна при несоответствии физического развития возрастной норме. Кроме того, у детей с ослабленным здоровьем, с началом обучения возможны различные осложнения, т. к. во время адаптационного периода резко снижается защитный барьер организма.

Так же различают умственную, эмоциональную, социальную и мотивационную готовность к школе. «Готовность к школе» — это не отдельные знания, умения и навыки, а их определенный набор, хотя уровень развития этих знаний может быть разным и пропорции знаний относительно друг друга, тоже. Такой «рецепт пирога» под названием «готовность к обучению» замечателен тем, что одни ЗУНы компенсируют другие: у одного отличная память и внимание, у другого ребенка замечательно развита мелкая моторика, третий испытывает проблемы внимания, зато у него сформировалась устойчивая мотивация к обучению.

Наряду с умением читать, считать или даже писать, дошкольник 7 лет должен иметь «внутреннюю позицию» будущего школьника, в которую как раз и входят волевая, интеллектуальная, мотивационная готовность. Прежде всего, Мотивационная готовность, личностная готовность, т. е. наличие желания учиться. Но желание пойти в школу и желание учиться в школе у дошкольников существенно отличаются друг от друга.

Ребенок может захотеть пойти в школу потому, что все сверстники идут туда, или пошла любимая подружка, или мама говорит, что эта гимназия престижная, или потому, что купят новые школьные принадлежности, а это атрибуты «взрослости». Это привлекает большинство детей, но, однако, не означает, что дети осознают важность учебы и готовы прилежно учиться.

Зачастую педагоги детского сада сталкиваемся с ситуацией, когда родители, услышав от ребенка заветное «хочу в школу», начинают форсировать события и готовы отправить «во взрослую» жизнь даже, если их чадо воспитанник старшей группы, которому нет и 7 лет. То есть, родители не до конца понимают особенность детской психики, когда ребенка, скорее всего, включается на школу, как на всё новое, неизведанное, манящее.

В нашем детском саду 65 «Родничок», Киселевского городского округа, Кемеровской области воспитатели, взаимодействуя с родителями будущих первоклассников, в первую очередь разъясняют понятие «школьная зрелость», которое включает в себя много компонентов. Это и состояние психосоматики, и адаптивные способности, и подвижность психических процессов, и физиологические особенности, и возраст ребенка. Последний компонент очень важен, хотя и не исключает, что некоторые дети созревают раньше остальных, но все же, если обратиться к истории, наши предки отдавали своих отроков «в учение» не ранее 7 лет. Для таких «скороспелых» родителей важно донести, что если малыш «не дозрел», физические и психические нагрузки первого класса, могут серьезно подорвать его психосоматическое здоровье, да, и попросту надолго отбить желание учиться в школе. Есть и другая сторона, когда родители сами искусственно стараются оттянуть поступление своего ребенка в школу, так как им кажется, что их ребенок не готов к обучению. В этом случае в работу с такими родителями включается старший воспитатель во главе с заведующим детским садом. Многолетняя практика общения с «тревожными» родителями, показывает, что психологическая помощь в первую очередь необходима даже не детям, а родителю, который свои страхи, связанные с обучением в школе, проецирует на своего ребенка.

Взаимодействуя с родителями, мы заостряем их внимание на четком понимании того, что является основным мотивом ребенка к учению. Всем известно, что ребенок-дошкольник быстро понимает, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольник в детском саду или дома с мамой. Возможность поскорее стать важным и взрослым зачастую очень привлекает детей. Они замечают, что школьника не беспокоят, не прерывают во время выполнения домашнего задания, а его игры с игрушками могут спокойно прервать. Также замечают, что родители не соглашаются ребенку-дошкольнику купить новую машинку, а старшему брату-школьнику не отказывают в покупке новых красок, ручек, тетрадей, и таких желанных всеми детьми, дорогих гаджетов: мобильного телефона, компьютера, электронных книг и планшетов, необходимых современным школьникам. Хотя отмечая все так называемые достоинства статуса школьника, ребенок чаще всего не осознает, что придется многим пожертвовать, став школьником. Поэтому мы постоянно разъясняем нашим дошколятам, что учеба в школе — это очень ответственное дело. Уже нельзя будет не пойти в школу, просто потому, что не хочется, нельзя не выполнить домашнее задание, придется определенное количество времени посвящать урокам, возможно даже, в ущерб играм и т. д. Школьнику приходится постепенно понять, что учеба — это тоже работа, служба, как у мамы и папы, и ответственность за её выполнение лежит на нем. Но самое главное не запугать будущих первоклассников, поэтому, мы стараемся одновременно развивать у детей позитивное отношение к предстоящему обучению.

Для профилактики школьной дезадаптации и различных страхов, в нашем детском саду осуществляется образовательная деятельность по формированию мотивационной готовности к школе. Ребята в режиме различных интерактивных игр, тренинговых упражнений, моделирований ситуаций знакомятся с особенностями школьной жизни. Мы стараемся донести до детей, что школа — это место, где они узнают много неизведанного, интересного, полезного, где их с нетерпением ждут добрые и отзывчивые учителя, где у них появятся новые друзья, новые замечательные традиции. Чем больше будущие первоклассники будут знать о школе, тем отчетливее будет понимание, что там им будет безопасно и комфортно, а рядом будут родители и учителя, кто им всегда поможет и поддержит.

Для профилактики школьной дезадаптации необходимо очень плотное сотрудничество с семьями воспитанников, но традиционные формы взаимодействия с родителями (родительские собрания, стендовые доклады и консультации) не всегда эффективны. Важно найти подходы в работе с семьей, которые будут с одной стороны неординарны, увлекательны, интересны для современного родителя, а с другой стороны, покажут высокую результативность взаимодействия в системе «детский сад — семья-школа».

Как уже упоминалось выше, понятие психологическая готовность состоит из нескольких аспектов. Рассмотрим освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями, применяемой в нашем детском саду. Умственная или интеллектуальная готовность включает в себя достаточный уровень развития различных психических процессов, таких как мышление и мыслительные операции, внимание и его компоненты, воображение и т. д., а также различные способности и предпосылки учебной деятельности, которые формируются у ребенка к концу дошкольного детства. На родительском собрании в рамках дискуссии по этой проблеме, мы выявили следующий факт. Многие родители считают, что ребенок умеющий, например, считать и читать, имеющий большой багаж знаний, априори готов к обучению в школе. Знаниевый компонент, конечно, важен, но гораздо важнее то, как ребенок эти знания и умения применяет, как может оперировать усвоенной информацией. А самое главное, применение этих знаний и умений требует осознанности, то есть произвольности психических процессов. Большинство родителей осознали, что совсем по-иному представляли себе готовность к обучению, и в связи с этим, возникла масса вопросов, которые было невозможно осветить в рамках традиционной консультации на родительском собрании. Для решения этой проблемы, нами было проведено анкетирование, в результате, которого мы выявили несколько общих тем, интересующих родителей, а также большое количество частных вопросов по подготовке к обучению. Кроме того, мы представили перечень различных форм работы и предложили родителям выбрать те, в которых бы они хотели принять участие. Изучив итоги анкетирования, мы приняли решение организовать «Клуб для родителей, будущих первоклассников», в рамках которого легко можно будет осветить важные нюансы понятия психологической готовности, в соответствии с родительскими запросами. В течение учебного года на заседаниях Клуба выносились на обсуждение общие вопросы, которые предлагались сотрудникам детского сада: воспитателями, администрацией, учителем-логопедом, медиком. Но большинство тем и вопросов для дискуссии, предлагалось всё же родителями. Для этого в приёмных подготовительных к школе групп мы разместили «Шкатулки вопросов», куда каждый родитель мог положить листок, с волнующей его проблемой, в том числе анонимно. Далее на этапе организации очередного заседания клуба, мы указывали в приглашении перечень вопросов для дискуссии в клубе, и родители по желанию могли выбирать те встречи клуба, которые актуальны именно им.

Эффективность работы Клуба стала заметна уже после первых заседаний. Во-первых, с точки зрения организационных моментов, гораздо проще собрать небольшую подгруппу родителей, интересующихся узкой проблемой. Во-вторых, анкетирование и обратная связь через элементы тренинга, в рамках заседаний Клуба, позволили гибко вносить коррективы в планирование следующих встреч. В-третьих, постепенно членами клуба стали практически все семьи, поскольку, вход и выход в состав Клуба всегда свободный и регламентируется, лишь личным интересом к той или иной проблеме. Работа в рамках Клуба выявила необходимость применить еще одну эффективную форму взаимодействия — индивидуальное консультирование. Например, когда сотрудники дошкольного учреждения говорят о важности социальной готовности, родители, чьи дети редко посещают детский сад, заявляют, что их ребенок прекрасно обходится без постоянно тесного общения со сверстниками. Речевые навыки и открытость позволяют ему замечательно взаимодействовать с близкими взрослыми, а для коммуникаций со сверстниками, ребенок в сопровождении родителей они посещает детские игровые площадки. В этом случае, в рамках индивидуального консультирования с педагогами группы, заведующим, старшим воспитателем, мы настаиваем всё же посещать детский сад и пройти предшкольную подготовку. Сотрудники детского сада стараются разъяснять родителям, что довольно просто налаживать ни к чему не обязывающее общение на короткое время. Кроме того, мама, бабушка, папа всегда рядом, и в случае конфликта с другими детьми, взрослые быстро устранят недоразумения. Но в школе нет «удобных» бабушки и мамы, а есть незнакомый новый взрослый, как говорится, один на всех, и ватага детей, страждущих внимания, личной территории и желания быть услышанными. Нужно суметь отстоять себе пространство и порцию внимания от учителя, наладить полезные и приятные знакомства, завести добрую дружбу, по возможности, с большим количеством одноклассников, дать понять оппонентам, что тоже имеешь свою точку зрения и можешь за себя постоять. И одновременно с этим, проявить себя в новом статусе, подчинив свои интересы интересам детского коллектива. Такие и подобные узкие вопросы, неэффективно, а иногда некорректно выносить на обсуждение, как на общем консультировании, так и в рамках «Клуба родителей будущих первоклассников». Кроме того, крайне узкие вопросы порой требуют психолого-педагогической диагностики, результаты которой также освещаются в режиме индивидуального консультирования.

Справедливости ради, нужно отметить, что решение вопросов подготовки к обучению в нашем детском саду происходит не только в рамках перечисленных форм работы с родителями, мы также сотрудничаем с учителями школ, педагогами дополнительного образования, Домом детского творчества, детской библиотекой. Проводятся взаимопосещения, «Дни открытых дверей», заседания предшкольных родительских клубов на базе школ, а также различные развлекательно-познавательные мероприятия для родителей и будущих первоклассников. Преемственность дошкольного учреждения и школы, а также тесное сотрудничество детского сада «Родничок» с другими социальными объектами, в равной степени, как и плотное взаимодействие с семьёй, помогают нашим выпускникам благополучно адаптироваться к условиям школьной жизни.

Школьная зрелость у детей формируется практически в течение всего дошкольного детства. Но основная часть работы по формированию психологической готовности к обучению в рамках сотрудничества с семьями, ведется в подготовительной к школе группе. На наш взгляд, организация работы «Клуба для родителей будущих первоклассников» и индивидуальное консультирование стали наиболее успешными и результативными, что подтверждает, как обратная связь с семьями выпускников, так и результаты итогового мониторинга. Кроме того, готовность к школе подразумевает сформированность таких качеств как самостоятельность, социализация и децентрация, общение, прилежание и трудолюбие, саморегуляция и самоконтроль. Но эти качества почти невозможно сформировать у детей только силами дошкольного учреждения. Здесь необходимо очень тесное взаимодействие с родителями и обоюдное согласие по проблеме их формирования.

Литература:

  1. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) — Волгоград: Учитель, 2011. — 297 с.
  2. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе — М.: Знание, 2009. — 192 с.
  3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, школа, мотивационная готовность, психологическая готовность, обучение, индивидуальное консультирование, дошкольное учреждение, будущий школьник.

Похожие статьи

Мотивационная готовность как компонент психологической...

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против?

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Педагогические условия подготовки детей к школе...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против? детский сад, школа, ребенок...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня, готовность ребенка.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Психологическая готовность дошкольника к обучению

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление. Сущность готовности ребенка к школьному...

Система педагогического руководства в проблеме готовности...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная

ребенок, родитель, школьное обучение, работа, недостаточная готовность, учитель, школа, главный образ, детский сад, индивидуальный...

Современные проблемы и инновационные подходы подготовки...

Педагогические условия подготовки детей к школе... детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Мотивационная готовность как компонент психологической...

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против?

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Педагогические условия подготовки детей к школе...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против? детский сад, школа, ребенок...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня, готовность ребенка.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Психологическая готовность дошкольника к обучению

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление. Сущность готовности ребенка к школьному...

Система педагогического руководства в проблеме готовности...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная

ребенок, родитель, школьное обучение, работа, недостаточная готовность, учитель, школа, главный образ, детский сад, индивидуальный...

Современные проблемы и инновационные подходы подготовки...

Педагогические условия подготовки детей к школе... детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Задать вопрос