Профориентационная работа с младшими школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Киструй, А. К. Профориентационная работа с младшими школьниками / А. К. Киструй. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72440/ (дата обращения: 23.11.2024).



Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение личности, лэпбук как форма профориентационной работы.

В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому человеку необходимо владеть информацией о себе, о мире профессий, о ситуации на рынке труда.

В исследованиях многих ученых профессиональная ориентация рассматривается как основное средство профессионального самоопределения человека. Это взгляд человека на мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее возможности в окружающем мире.

Чем обусловлена сегодня необходимость организации работы по профессиональному самоопределению уже в начальной школе?

Цель профориентационной работы младших школьников — формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, изучение интересов и склонностей учащихся младших классов.

Для младших школьников очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех профессий, которые детям хорошо знакомы. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Профориентационная работа в начальных классах проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Первое знакомство с профессиями начинается в 1 классе на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, физической культуры и музыки. Богатство учебного материала позволяет проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения в начальной школе. Непрерывная профориентационная работа на уроках дает представления о мире профессий, направлена на развитие интереса к будущей профессии, на понимание роли труда в жизни человека, что является одним из компонентов психологической готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.

Профориентационные мероприятия во внеурочной работе могут быть представлены в виде классного часа и встречи с людьми разных профессий, экскурсий на предприятия или в музей, оформления классного уголка профессий, сочинения, конкурсов, ведения «профессионального портфолио», защиты проектов и ролевых игр, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.

Профориентационная работа с младшими школьниками имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Одной из инновационных форм профориетационной работы с младшими школьниками является создание лэпбука.

Лэпбук — это интерактивная тематическая папка, где для представления материала используются вращающиеся и высовывающиеся элементы, кармашки, окошки, конверты, чистые листочки для заметок. Их могут использовать люди любого возраста, но лучше всего они подходят для работы с детьми. Создание лэпбука вызывает у детей интерес, развивает познавательную активность, творчество, позволяет в игровой форме дать ребенку знания об окружающем мире.

Автором проекта совместно с учителем была разработана программа профессиональной ориентации учащихся 3 класса, конечным итогом которой и должен был стать лэпбук на тему «Хороших профессий на свете не счесть».

Была проведена большая предварительная работа по формированию представлений у младших школьников о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека: беседы о различных профессиях, конкурсы рисунков, устный журнал, экскурсии в пожарную часть, в магазин, в библиотеку, в музей промышленно-гуманитарного техникума города. Дома родители рассказывали детям об особенностях своей профессии. А некоторые дети даже побывали у родителей на работе.

После предварительной работы, каждый ученик класса приступил созданию своей странички лэпбука по определенной профессии, соблюдая два основных условия: первое — профессии повторяться не должны, второе условие — обязательно должна быть рублика «История профессии», посвященная 75-летию победы в годы Великой Отечественной войны.

Страничка могла содержать: рисунки, рассказы о профессии, основные инструменты, загадки, кроссворды и многое другое. Оформление зависит от фантазии и способностей каждого ребенка.

Целый месяц ребята собирали материал по своим профессиям, делились находками с нами и одноклассниками, спрашивали у нас совета.

Настало время защищать свою страничку общего лэпбука. Все с гордостью приносили и показывали их классу. Несколько дней ушло на презентацию страниц и сбор их в единый лэпбук. Все старались, помогая друг другу, соединяли и склеивали аккуратно каждую страничку. В итоге получился большой лэпбук, состоящий из 30 страниц, рассказывающих о различных профессиях. Помогали в оформлении и учитель, и я, и родители.

После почтения рассказа Николая Носова «Незнайка и его друзья», у ребят возникла идея создать свой «Город Коротышек». Обсудив эту интересную идею, решили во время дежурства класса на большой перемене организовывать загадки, конкурсы, викторины по профессиям. Каждый ребенок готовил задания по своей страничке.

В холле школы организовали конкурс работ под общим названием «Хороших профессий на свете не счесть». Конкурс проходил по трем номинациям: 1номинация — содержание материала; 2 номинация — интерес к профессии; 3 номинация — оригинальное оформление, творческий подход.

Работы во время перемены могли посмотреть и оценить одноклассники, учащиеся других классов школы, учителя, родители, студенты НПГТ. У лэпбука всегда стояли дежурные, которые отправляли жетончики посетителей в нужные кармашки номинаций. Остальные дети самостоятельно по очереди организовывали игры, викторины, конкурсы по профессиям для всех учащихся начальных классов. Самым активным участникам этих мероприятий затем были вручены сертификаты.

Презентация проекта вышла за пределы класса, была организована в холле начальной школы. Такое мероприятие было впервые. На презентации присутствовали учащиеся всех начальных классов, учителя, родители. Ребята старались достойно представить свою работу, отвечали на вопросы. Все присутствующие оценивали ответы учащихся. У детей и взрослых была возможность отразить свое впечатление на «заборе пожеланий». Получилась обратная связь. А это очень важно для детей начальных классов, так как в этом возрасте ребенок обязательно нуждается в поощрении.

Настал долгожданный день подведения итогов, определения победителей. Ребята все вместе честно подсчитывали жетончики по трем номинациям. И в итоге были выявлены победители конкурса. Больше всех голосов получила страничка, представляющая профессию «Пожарный», второе место достойно заняла страничка, посвященная профессии «Диктор» и третье место — профессии «Почтальон». Во всех этих работах очень интересно отражена историческая страничка, посвященная 75-летию победы: рассказал об известном всему миру дикторе Левитане, роль пожарных в годы войны и интересная история солдатского письма. Победителям были торжественно вручены дипломы. На родительском собрании мы показали созданный детьми лэпбук «Хороших профессий на свете не счесть». Родители обменялись своими впечатлениями, поблагодарили за организацию такой значимой для детей деятельности.

C:\Users\Ирина\Desktop\КИСТРУЙ\JfVsn6UxM9s.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\КИСТРУЙ\vuGmnA294g4.jpg

Рис. 1. Лэпбук профессий «Пожарный» и «Учитель»

Достоинством проведенной работы является то, что этот проект имеет продолжение. Во-первых, он был представлен на конференции по преддипломной практике выпускникам специальности «Преподавание в начальных классах» техникума и учителям начальных классов базовых школ. Во-вторых, родители предложили на следующий год продолжить профориетационную работу и познакомиться с профессией медицинского работника. В-третьих, этот проект материально не затратен (примерно 50 рублей на оформление одной страницы: на бумагу, клей и ленту), а значит, такая форма может быть использована в работе любого учителя.

Подводя итог, следует отметить, что коллективно созданный лэпбук, его презентация и массовые мероприятия на перемене с обучающимися других классов, стал результатом хорошо организованной проведенной профориентационной работы по программе «Хороших профессий в мире не счесть». А самое главное, что проект дал возможность увидеть и услышать обратную связь. Такая совместная деятельность помогает сплочению дружного работоспособного коллектива, не оставаться равнодушным к делам класса. Он помог вовлечь родителей в жизнедеятельность класса, увидеть своих детей в настоящем деле.

Литература:

  1. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: введение в мир профессий. / Г. Семенова. // Начальная школа. — 2014. — № 2. — С.28–31
  2. Соколова, М. В. Профориентация в начальной школе . / М. В. Соколова // Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября». — 2010. — № 20. — С. 18–24
  3. Шалаева, Г. П. Кем мне стать? Большая книга профессий. / Г. П. Шалаева. — ООО «Филологическое общество «СЛОВО», 2009. — 156 с.
  4. Яковлева, С. А. Путешествие в Страну профессий. / С. А. Яковлева. // Начальная школа. — 2011. — № 29. — С. 21–26.
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, мир профессий, профориентационная работа, ребенок, класс, жизнь человека, начальная школа, окружающий мир, понимание роли труда, профессиональная ориентация.


Ключевые слова

профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение личности, лэпбук как форма профориентационной работы

Похожие статьи

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе

Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость д...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Похожие статьи

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе

Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость д...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Задать вопрос