Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей
Авторы: Анисимова Ирина Викторовна, Жамсаранова Ольга Михайловна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 02.12.2023
Статья просмотрена: 119 раз
Библиографическое описание:
Анисимова, И. В. Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей / И. В. Анисимова, О. М. Жамсаранова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8827/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.
Ключевые слова: детский сад, родитель, дошкольное учреждение, ребенок, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение.
Федеральная программа дошкольного образования (ФОП ДО) в работе по взаимодействию с семьями воспитанников ставит следующие цели:
— повышение родительских компетенций
— создание единого образовательного пространства «дом — детский сад».
Предъявляемые ФОП ДО требования и социальный заказ ставят дошкольное учреждение перед необходимостью работать в поиске и освоении инноваций, способствующих оптимизации деятельности всего коллектива в режиме развития.
Повышение качества дошкольного образования мы видим в совершенствовании конструктивных взаимоотношений с семьями воспитанников, строящихся на идее социального партнёрства, вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс, повышение родительских компетенций в обучении и воспитании ребенка, установлении прочных связей, направленных на духовное развитие и обогащение личности ребёнка с первых лет жизни.
Ценность семьи и семейного образа жизни в настоящее время очень значима. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, своеобразным транслятором основных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен огромный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений. Несомненно, процесс воспитания начинается в семье, и его успешность зависит от многих факторов, в том числе и от образа жизни родителей, которые являются ближайшим примером для детей. И если этот пример положителен, то он будет способствовать “доброму” воспитанию. Только правильное воспитание создает человека с высокими общественными интересами и нравственными стремлениями.
Проанализировав все аспекты деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения, была создана школа для родителей, которая стала неотъемлемой частью воспитания и образования детей в нашем детском саду.
Школа для родителей включает в себя ряд самостоятельно функционирующих мини-школ, элементов единого образовательного пространства. В нашем ДОУ действуют такие мини-школы, как родительский клуб «Малышандия» для родителей детей раннего и младшего возраста, Академия нескучных наук «ПРОдетство» для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста, киноклуб «Зеркало».
В рамках работы родительского клуба «Малышандия» специалистами ДОУ проводятся консультации, занятия, тренинги, семинары и мероприятия по оказанию своевременной, индивидуальной, территориально доступной помощи и поддержки семьям. Организация психолого-педагогической помощи родителям здесь строится на основе интеграции деятельности воспитателя, педагога — психолога, учителя — логопеда и других специалистов. Для нас не менее важно выявление отношения родителей к детскому саду. Наши исследования показывают, что родители, посещавшие со своими детьми родительский клуб, более готовы к изменению социальной ситуации для ребенка. Они более спокойны, зная, чего ожидать, более открыты, более контактны, понимают, что происходит с их малышом, знают, как вести себя в период адаптации.
Рис. 1. Родительский клуб «Малышандия»
В результате такой работы налаживается прочная связь взаимоотношений в семье, родители становятся активными участниками педагогического процесса.
В рамках мини-школы Академия нескучных наук «ПРОдетство» проводятся мероприятия с участием родителей, их членов семьи, детей, воспитателей ДОУ. Для участия в Академии нескучных наук педагоги организуют познавательно развлекательную программу для родителей и детей. Главное условие участия — семьи в полном составе. Мероприятие проходит один раз в месяц. Родителям предлагается вместе с детьми посетить пять площадок и получить полезные мини-консультации от педагогов, психологов, учителя-логопеда, медицинских работников. Взрослые узнают секреты «осознанного родительства», учатся играть вместе со своими детьми, учатся приемам сохранения и укрепления здоровья и многому другому.
Инновационная форма работы показала эффективность взаимодействия семьи в совместной деятельности. Дети с восторгом воспринимали родителей, которые прыгали, играли, изготавливали что-то своими руками. Родители смотрели на своих детей и понимали, что детский сад –это серьезно, они видят работу дошкольного учреждения изнутри. Педагоги по — другому оценивают семью, видят возможности пап и мам, учатся новым методам и приемам работы с родителями. Такой проект — новый взгляд на обычные события. Это праздник детства и родительства.
Академия нескучных наук «ПРОдетство»
Мини-школа «Академия нескучных наук» создает условия для организации выставок фотографий, рисунков, экскурсий, мультимедийных презентаций. Эти методы позволяют родителям приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Киноклуб «Зеркало» — это еще одна современная форма группового взаимодействия педагога с родителями, которым интересно смотреть и обсуждать продукты киноискусства по вопросам преобразования воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Такая форма взаимодействия помогает наладить партнерские отношения и получить обратную связь от всех участников киноклуба. У родителя много вопросов по воспитанию ребенка, и эти вопросы зачастую остаются без ответа. Киноклуб «Зеркало» помогает найти ответы на вопросы и переживания родителей.
Киноклуб «Зеркало»
Воспитанники детского сада вместе с родителями участвуют в городских, региональных, всероссийских конкурсах различной тематики: в городских спортивных соревнованиях: «Мама, папа, я — спортивная семья»; в городском конкурсе «Здоровое сердце»; в региональном конкурсе «Мир заповедной природы», и др. Результатами участия стали призовые места воспитанников.
Кроме того, на сайте детского сада родители могут узнать о конкурсах, выставках и других мероприятиях, проводимых в нашем детском саду.
Инновационные формы работы с семьёй способствуют не только установлению партнёрских отношений с семьями воспитанников, но и побуждают педагогов и воспитателей активнее использовать в работе новые технологии.
Инновационная ценность деятельности школы для родителей состоит в том, что работа с семьёй выделена не с позиции воздействия на неё, а с позиции взаимодействия с ней.
Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного учреждения.
Литература:
- ФОП ДО. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
- Методические рекомендации по взаимодействию детского сада с родителями. — Текст: электронный // Институт воспитания: [сайт]. —URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/d9e/39dz0qmg3ctw8jr0260w61o5szluwn01.pdf
Ключевые слова
дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, ребёнок, детский сад, дошкольное учреждение, родительПохожие статьи
Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей
В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ
В статье авторы рассматривают актуальные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Описывают опыт своего учреждения в данном вопросе.
Дополнительное образование в детском саду
В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...
Продуктивное обучение в практике современного детского сада
В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.
Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...
Похожие статьи
Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей
В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ
В статье авторы рассматривают актуальные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Описывают опыт своего учреждения в данном вопросе.
Дополнительное образование в детском саду
В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...
Продуктивное обучение в практике современного детского сада
В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.
Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...