Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
Авторы: Грахова Ирина Павловна, Газизова Фарида Самигулловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 01.05.2018
Статья просмотрена: 2905 раз
Библиографическое описание:
Грахова, И. П. Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни / И. П. Грахова, Ф. С. Газизова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14188/ (дата обращения: 27.04.2024).
В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе.
Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Будущее государства, экономическое процветание зависит от здоровья молодого поколения. Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников объявлено одним из стратегических направлений модернизации образования, стало атрибутом образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является: охрана и укрепление физического, психического здоровья и физического развития детей [1].
В то же время в детских садах за последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение здоровья детей. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дидактические игры являются эффективным средством формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Они помогают укрепить детский организм, предотвращает отклонения в здоровье, развивает независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формирует здоровый образ жизни.
По мнению Т. И. Осокина существуют следующие критерии оценки состояния здоровья:
– уровень физической активности и морфологическая (связанная с структурой) разработка на данном этапе;
– наличие хронических заболеваний, физических дефектов, которые ограничивают социальный потенциал;
– умственное и социальное благополучие, способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды [2, 84].
Дидактическая игра — целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.
В процессе дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни решаются задачи: закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; формируется представление о органах тела и их функциях; формируется желание заниматься спортом, изучаются виды спорта; закрепляются правила поведения на солнце, на воде; формируется представление о дыхательной, пищеварительной, выделительной системах и их функционировании; формируется представление о микробах; дается понятие некоторых болезней и методах их профилактики; закрепляются знания о лекарственных и ядовитых растениях (грибах); закрепляются умения: анализировать внешние отличия человека и животных, давать краткое описание человеческому организму. Дидактические игры по формированию знаний о здоровом образе жизни связаны с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знания детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, помогают в развитии логического мышления, творческих способностей и положительных эмоций
Исследование формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательное учреждение № 12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан старшей группе № 4 и № 5. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования сформированности знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников:
1) Диагностическая методика «Закончи предложения» (Е. А. Терпугова).
2) Анкетирование «Сформированность навыков здорового образа жизни» (И. М. Новикова).
3) Тестирование «Навыки здоровьесберегающего поведения дошкольников в окружающей среде» (Н. И. Зеленская).
– навыки здоровьесберегающего поведения.
Результаты этапа эксперимента показали, что и у и у группы уровень сформированности образа находится, на уровне.
Далее, на этапе эксперимента нами был комплекс дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. По окончанию формирующего этапа эксперимента нами было проведено контрольное исследование сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы.
Цель контрольного этапа эксперимента: проверить и экспериментально доказать эффективность комплекса дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Уровень сформированности знаний оздоровом образе жизни удетей старшего дошкольного возраста экспериментальной иконтрольной группы
Критерии |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни |
- |
61 % |
39 % |
10 % |
57 % |
33 % |
Навыки здорового образа жизни |
- |
68 % |
32 % |
7 % |
57 % |
36 % |
Навыки здоровьесберегающего поведения |
- |
37 % |
63 % |
30 % |
50 % |
20 % |
Уровень знаний о здоровом образе жизни |
высокий |
средний |
||||
Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность работы: сформированности образа жизни у группы до уровня, а у контрольной группы на уровне. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр — эффективна.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.gara№ t.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk
2. Рунова М. А. Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни ребенка в детском саду. 5 -7 лет. / М. Рунова. — М.: Академия, 2013. — 248 с.
3. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Е. И. Удальцова. — М.: Педагогика, 2016. — 356 с.
Похожие статьи
Формирование представлений здорового образа жизни у детей...
Ключевые слова: здоровый образ жизни, оздоровительная технология, валеология, дошкольное учреждение.
Определить факторы и условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников
Формирование здорового образа жизни у детей старшего...
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый образ жизни это — образ
правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Формирование представлений о здоровом образе жизни...
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности)...
Формы и методы работы по формированию у детей здорового...
здоровый образ жизни, игра, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, ребенок, оздоровительная работа, детский сад, здоровье детей, дыхательная гимнастика, физическое воспитание. Похожие статьи.
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...
Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни...
Формирование навыков здорового образа жизни...
Работая воспитателем старшей группы в МАДОУ № 20, для самообразования на 2014–15 учебный год взяла тему «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников», которая направлена на здоровый образ жизни дошкольников...
Формирование начал экологической культуры у дошкольников...
В соответствии с ФГОС ДО, экологическое образование детей дошкольного возраста предполагает
– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка — дошкольника (прежде всего как средство становления...
Педагогические условия формирования здорового образа...
Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]: Организация взаимодействия ДОО и семьи.
Похожие статьи
Формирование представлений здорового образа жизни у детей...
Ключевые слова: здоровый образ жизни, оздоровительная технология, валеология, дошкольное учреждение.
Определить факторы и условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников
Формирование здорового образа жизни у детей старшего...
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый образ жизни это — образ
правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Формирование представлений о здоровом образе жизни...
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности)...
Формы и методы работы по формированию у детей здорового...
здоровый образ жизни, игра, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, ребенок, оздоровительная работа, детский сад, здоровье детей, дыхательная гимнастика, физическое воспитание. Похожие статьи.
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...
Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни...
Формирование навыков здорового образа жизни...
Работая воспитателем старшей группы в МАДОУ № 20, для самообразования на 2014–15 учебный год взяла тему «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников», которая направлена на здоровый образ жизни дошкольников...
Формирование начал экологической культуры у дошкольников...
В соответствии с ФГОС ДО, экологическое образование детей дошкольного возраста предполагает
– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка — дошкольника (прежде всего как средство становления...
Педагогические условия формирования здорового образа...
Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]: Организация взаимодействия ДОО и семьи.