Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Грахова И. П., Газизова Ф. С. Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14188/ (дата обращения: 20.06.2018).



В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе.

Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.

Будущее государства, экономическое процветание зависит от здоровья молодого поколения. Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников объявлено одним из стратегических направлений модернизации образования, стало атрибутом образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является: охрана и укрепление физического, психического здоровья и физического развития детей [1].

В то же время в детских садах за последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение здоровья детей. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дидактические игры являются эффективным средством формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Они помогают укрепить детский организм, предотвращает отклонения в здоровье, развивает независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формирует здоровый образ жизни.

По мнению Т. И. Осокина существуют следующие критерии оценки состояния здоровья:

– уровень физической активности и морфологическая (связанная с структурой) разработка на данном этапе;

– наличие хронических заболеваний, физических дефектов, которые ограничивают социальный потенциал;

– умственное и социальное благополучие, способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды [2, 84].

Дидактическая игра — целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.

В процессе дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни решаются задачи: закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; формируется представление о органах тела и их функциях; формируется желание заниматься спортом, изучаются виды спорта; закрепляются правила поведения на солнце, на воде; формируется представление о дыхательной, пищеварительной, выделительной системах и их функционировании; формируется представление о микробах; дается понятие некоторых болезней и методах их профилактики; закрепляются знания о лекарственных и ядовитых растениях (грибах); закрепляются умения: анализировать внешние отличия человека и животных, давать краткое описание человеческому организму. Дидактические игры по формированию знаний о здоровом образе жизни связаны с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знания детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, помогают в развитии логического мышления, творческих способностей и положительных эмоций

Исследование формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательное учреждение № 12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан старшей группе № 4 и № 5. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.

Методики исследования сформированности знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников:

1) Диагностическая методика «Закончи предложения» (Е. А. Терпугова).

2) Анкетирование «Сформированность навыков здорового образа жизни» (И. М. Новикова).

3) Тестирование «Навыки здоровьесберегающего поведения дошкольников в окружающей среде» (Н. И. Зеленская).

– навыки здоровьесберегающего поведения.

Результаты этапа эксперимента показали, что и у и у группы уровень сформированности образа находится, на уровне.

Далее, на этапе эксперимента нами был комплекс дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. По окончанию формирующего этапа эксперимента нами было проведено контрольное исследование сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы.

Цель контрольного этапа эксперимента: проверить и экспериментально доказать эффективность комплекса дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

Уровень сформированности знаний оздоровом образе жизни удетей старшего дошкольного возраста экспериментальной иконтрольной группы

Критерии

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни

-

61 %

39 %

10 %

57 %

33 %

Навыки здорового образа жизни

-

68 %

32 %

7 %

57 %

36 %

Навыки здоровьесберегающего поведения

-

37 %

63 %

30 %

50 %

20 %

Уровень знаний о здоровом образе жизни

высокий

средний

Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность работы: сформированности образа жизни у группы до уровня, а у контрольной группы на уровне. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр — эффективна.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.gara№ t.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk

2. Рунова М. А. Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни ребенка в детском саду. 5 -7 лет. / М. Рунова. — М.: Академия, 2013. — 248 с.

3. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Е. И. Удальцова. — М.: Педагогика, 2016. — 356 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос