Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 1024 раза

Библиографическое описание:

Советова, Т. М. Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр / Т. М. Советова, О. В. Глушкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3203/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современном мире взаимодействие человека с природой представляет большую экологическую проблему. Детям, живущим в наше время, необходимо научиться бережно обращаться с природой, управлять своим поведением в интересах собственного благополучия, экологической безопасности окружающего мира. Поэтому так важно побуждать экологическое сознание именно маленькой личности, обогащать представления детей о себе, о природном мире, развивать их любознательность.

Первоначальные элементы экологической культуры формируются при взаимодействии детей с окружающим предметно-природным миром — растениями, животными, средой их обитания. В первую очередь, положительное отношение к окружающей природной среде закладывается в семье и продолжает развиваться в условиях детского сада. Мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому для того, чтобы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть свое место и свое значение в природе. Взрослому необходимо вызвать у детей чувство радости от встречи с природой, желание позаботиться о живом существе, вызвать гордость и удовольствие от правильно выполненного поступка.

Перед нами встаёт вопрос: как грамотно сформировать у дошкольников экологическую культуру? В настоящее время данному вопросу уделено большое внимание в разработанных парциальных программах по экологическому образованию дошкольников (Н. Н. Вересов «Мы — земляне», И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская «Планета — наш дом», С. Н. Николаева «Юный эколог», Н. А. Рыжова «Наш дом — природа» и др.), которые направлены на передачу экологических знаний, формирование способности понимать и любить природу, относиться к ней бережно.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепил позицию экологического образования дошкольников.

Согласно данному документу, в качестве целевых ориентиров образовательной программы вступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественное — эстетическое развитие; социально — коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

В соответствии с ФГОС ДО, экологическое образование детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (социально — коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие);

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (физическое развитие)

– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка — дошкольника (прежде всего как средство становления осознанно — правильно отношения к природе).

Важнейшее условие реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО — экологизация среды в ДОУ, т. к. среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Наиболее подробно о влиянии среды, в том числе природой, на развитие детей рассматривала Е. И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду, как источник образовательного материала, педагогически её организовывать одна из основных задач, возлагаемых на педагога — дошкольника».

В условиях реализации ФГОС образование детей проводится в игре, т. к. игра оставляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра, как ведущий вид деятельности для детей никогда не надоедает, таким образом, дети заняты, и познают азы экологии. Сущность игры заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.

Одним из эффективных и наиболее интересных способов формирования экологической культуры являются дидактические игры.

В настоящее время дидактической игре придаётся большое значение. Она способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению.

Дидактические игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемых в дошкольной педагогике:

Игры сприродным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, и они охотно соглашаются играть. Только представьте, семена, листики, камешки, разнообразные цветы, шишки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др. — кто бы не согласился с ними поиграть?! Игры моно проводить в группе (в экологическом уголке), так же и на прогулках. На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и обогатить экологический уголок новыми предметами. Но не стоит забывать о безопасности. Дети очень любопытные. Они могут попробовать на вкус природный материал, спрятать в карман, чтобы родителям показать.

Настольно— печатные игры — интересное занятие для детей при ознакомлении с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны: «лото», «домино», парные картинки, разрезные картинки. Это очень занимательный вид игры, дети с удовольствием берут в руки кубики, картинки и рассматривают их, затем соотносят их с другим рисунком, и сделать это правильно и быстрее всех.

Словесные игры — строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия предметов и явлений природы. Такой вид игры подходит для более взрослых дошкольников. В этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно — ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны воспитателя и других детей.

Экологические дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности, но и в непосредственно образовательной деятельности: по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим. Необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых. При обучении их трудовой деятельности, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Рассмотрев роль и основные виды дидактических игр, следует остановиться на этапах дидактических игр по экологии. Использование осуществляется в три этапа.

На 1-м этапе воспитатель подготавливает игру. Главная цель любой дидактической игры — обучающая, а значит основным компонентом в ней является задача, которая скрыта от дошкольника игрой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению — это процесс непосредственного обучения. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе прописан объём знаний. Умений и навыков. Далее, определяется удобное время и место проведения игры и подготавливается нужный дидактический материал, который поможет решить детям игровую задачу.

На 2-м этапе проведение самой игры. Она включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры; дидактическим материалом, который будет использоваться в игре; объяснение и правила игры.

На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры: все ли дети были задействованы; какие приёмы оказались наиболее эффективными в достижении поставленной цели — это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребенка в игре. Иногда на практике проведения игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринужденной игровой форме и быть незаменимым.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом этапе развертывать игру, чтобы ребёнок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющие способы построения игры. Кроме того, начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребёнка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером — сверстником.

Дошкольник много времени проводит в детском саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно относиться ко всему живому и неживому. Большая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребёнок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. На сколько фантазии воспитателя богата, настолько интереснее и занимательнее будет игра. Ведь маленькие детки радуются каждому моменту, каждой мелочи, просто необходимо найти подход. Плоды своих трудов мы увидим через годы, ведь не просто так в народе говорят: «что посеешь, то и пожнёшь».

Литература:

  1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
  2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. — 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, ознакомление детей, природа, экологическая культура, гуманное отношение, детский сад, дидактическая игра, дошкольный возраст, коммуникативное развитие.

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад, гуманное отношение, коммуникативное развитие.

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад, гуманное отношение, коммуникативное развитие.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников...

Особенности формирования экологической культуры...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда... Формирование у детей основ...

Формирование нравственных отношений к природе у детей...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

ребенок, физическая культура, физкультурно-экологическая работа, экологическая культура, занятие, упражнение, игра, детский сад, неживая природа, экологическое образование.

Воспитание основ экологической культуры старших...

Здесь, в природе, вечный источник. Детского разума. В. А. Сухомлинский. В статье говорится об актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников; а также о том, как важно и необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность...

Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний. Социально-личностное развитие детей в условиях...

Влияние дидактических игр на воспитание экологической...

игра, ребенок, природа, дидактическая игра, природный материал, предмет, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое образование детей.

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад, гуманное отношение, коммуникативное развитие.

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад, гуманное отношение, коммуникативное развитие.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников...

Особенности формирования экологической культуры...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда... Формирование у детей основ...

Формирование нравственных отношений к природе у детей...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

ребенок, физическая культура, физкультурно-экологическая работа, экологическая культура, занятие, упражнение, игра, детский сад, неживая природа, экологическое образование.

Воспитание основ экологической культуры старших...

Здесь, в природе, вечный источник. Детского разума. В. А. Сухомлинский. В статье говорится об актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников; а также о том, как важно и необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность...

Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний. Социально-личностное развитие детей в условиях...

Влияние дидактических игр на воспитание экологической...

игра, ребенок, природа, дидактическая игра, природный материал, предмет, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое образование детей.

Задать вопрос