Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 06.03.2015

Статья просмотрена: 3576 раз

Библиографическое описание:

Копосова, Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников / Е. А. Копосова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/59/ (дата обращения: 26.04.2024).

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек [1, с.5].

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Сегодня в связи с экологическим и социальным неблагополучием отмечается нарастающее ухудшения здоровья детей. Большинство детей приходящих в начальную школу не достаточно готовы к обучению, с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция качества здоровья, увеличивается число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно — сосудистой системы, заболеваниями верхних дыхательных путей. Это приводит к тому, что при условиях школьных нагрузок большинство детей с традиционной организационной системой воспитания оказываются в числе не успевающих учеников. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания «неуспеха», усугубляющего поведенческие и нервно-психические отклонения, а это в свою очередь приводит к асоциальным формам поведения. [2,с.5]

Следовательно, возникает необходимость создания системной работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Работая воспитателем старшей группы в МАДОУ № 20, для самообразования на 2014–15 учебный год взяла тему «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников», которая направлена на здоровый образ жизни дошкольников, включает в себя систему оздоровительных мероприятий, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность.

Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Воспитать психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка.

Поставила перед собой задачи:

1. Оздоровительные

-          охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья детей;

-          формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

-          совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, прогулок и игр на свежем воздухе, закаливания;

-          формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

-          прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников

2. Образовательные

-          формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;

-          научить " слушать» и «слышать» свой организм;

-          учить осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека;

-          формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-          создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

-          выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

3. Воспитательные

-          воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-          выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

-          расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

-          воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;

-          Формирование правильного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Сама деятельность разделена на два этапа, подготовительный и образовательный.

1. Подготовительный этап

Цели:

-          Ознакомить с ежедневными правилами здорового образа жизни.

-          Раскрыть индивидуальность и способности каждого ребёнка.

-          Закрепить интерес к здоровому образу жизни через разнообразие игр.

-          Развить основы коллективных отношений.

К концу подготовительного этапа дети должны:

-          Знать и уметь пользоваться ежедневными навыками личной гигиены, знать и понимать для чего они нужны.

-          Принимать активное участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, зарядка после сна, игры на улице, физ.минутка во время пассивных занятий)

-          Иметь навыки совместной коллективной деятельности.

2. Общеразвивающий этап

Цели:

-          Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения.

-          Обучать детей основным техникам физкультуры.

-          Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности.

-          Развивать у детей интерес к различным видам спорта.

-          Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и в правильном питании.

-          Учить «слушать» и «слышать» свой организм.

К концу общеобразовательного этапа дети должны:

-          Уметь пользоваться навыками здоровье сбережения, культурно-гигиеническими навыками.

-          Активно участвовать во всех физически-развивающих мероприятиях.

-          Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

-          Понимать, что плохо влияет на организм, а что идет на пользу. Что вредно кушать, и что нужно кушать для развития организма.

-          Различать свое состояние, здоров или болен.

-          Иметь навыки совместной коллективной деятельности.

-          Ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из важных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Я, как педагог, должна научить детей правильному выбору только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за своё здоровье.

Для успешного решения поставленных задач требуется выполнение условий:

-          Организационные условия — ежедневное проведение мероприятий режимных моментов. Организация спортивно-массовых мероприятий, раз в две недели.

-          Научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой.

-          Материально-технические условия — спортивный зал, физкультурный уголок в группе, спортивная площадка на улице, разнообразный спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, музыка для сопровождения занятий (игр), настольные игры.

-          Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий.

Комплекс оздоровительных мероприятий:

-          Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН

-          Режим дня, системность

-          Утренняя гимнастика

-          Зарядка после сна

-          Физкультурные минутки в течения дня, пальчиковая гимнастика

-          Закаливание, массажные дорожки. Создание условий для полноценного сна

-          Мытье прохладной водой рук по локоть

-          Прогулки на свежем воздухе. Соблюдение сезонной одежды детей

-          Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке)

-          Подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры (с элементами различных видов спорта), групповые упражнения, в том числе на свежем воздухе

-          Рациональное, сбалансированное питание

-          Витоминотерапия, кислородные коктейли

-          Соблюдение правил личной гигиены

-          Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций

-          Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.

-          Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

-          Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

 

Литература:

 

1.         http://www.zdorovajaplaneta.ru

2.         В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова

3.         От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4.         От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5.         В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова

6.         Сборник подвижных игр; Э. Я. Степаненкова

7.         Подвижные и дидактические игры на прогулке; Н. В. Нищева.

8.         Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет; Л. А. Уланова, С. О. Иордан.

9.         Нескучная гимнастика; Е. А. Алябьева

10.     Пальчиковые игры; Е. А. Ульева.

11.     Физкультурные занятия в детском саду, старшая группа; Л. И. Пензулаева.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье сбережения, ребенок, укрепление здоровья детей, Утренняя гимнастика, большинство детей, двигательная деятельность, Российская Федерация, свежий воздух, совместная коллективная деятельность.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух... Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Добрые советы для здоровья ваших детей | Статья в журнале...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух, совместная коллективная...

Методическая разработка организованной образовательной...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух... Организационно-педагогические условия приобщения детей...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность. Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое...

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе...

ребенок, здоровье, здоровый образ жизни, образовательный процесс, воспитанник, ортопедический режим, игра, здоровье сбережения, воспитательный процесс, снятие напряжения.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух... Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Добрые советы для здоровья ваших детей | Статья в журнале...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух, совместная коллективная...

Методическая разработка организованной образовательной...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух... Организационно-педагогические условия приобщения детей...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность. Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое...

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе...

ребенок, здоровье, здоровый образ жизни, образовательный процесс, воспитанник, ортопедический режим, игра, здоровье сбережения, воспитательный процесс, снятие напряжения.

Задать вопрос