Авторы: Проценко Елена Александровна, Лебедева Наталья Вячеславовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 14.05.2016

Статья просмотрена: 694 раза

Библиографическое описание:

Проценко Е. А., Лебедева Н. В. Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1275-1281.



Одной из приоритетных задач российского образования является забота о здоровье детей, уровень которого определяется многими факторами: наследственностью, состоянием здоровья родителей, социально-бытовыми условиями, климатической зоной проживания.

Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, здоровым, крепким — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Так что же такое «здоровье»?

Здоровье — это физическая, социальная и психологическая гармония человека. Согласно формулировки Всемирной организации здоровья, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Составляющие здоровья: физическое и психическое здоровье.

Не секрет, что развитие, обучение и воспитание ребенка — дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов — детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье.

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений.

Если на физическое здоровье общественное воспитание может повлиять лишь в 20 %, т. к. 20 % — наследственность, 30 % — роды, 30 % — образ жизни семьи, то влияние на убеждения и стремления в выборе позитивных целей — это приоритетная задача общественных институтов воспитания.

Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки — всё это всегда было предметом неустанной заботы народа.

Формирование позитивных взглядов на жизнь, стрессоустойчивость, тяга к здоровому образу жизни формируется у человека, начиная с раннего детства. И мы знаем, какие ценности заложены в душу ребенка к пяти годам, такие приоритеты будут у него и во взрослой жизни.

Базисными моментами, формирующими характер ребенка в дошкольном детстве, являются — личный пример окружающих и «слово».

«Слово», интонационная выразительность, с которой оно произнесено, играет наиважнейшую роль в воспитании маленького ребенка. Из поколения в поколение из столетия в столетие истоки воспитания маленького человечка начинаются с устного народного творчества — фольклора. То, что отобрано вековыми традициями не может быть плохим. Фольклор — это сильнодействующее воспитательное средство. При помощи него можно похвалить, пожурить, посетовать, пожалеть, успокоить, побудить на какие-либо действия. Отмечается, что различные формы устного народного творчества — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

С первых дней мамы напевают детям колыбельные, затем дети знакомятся с потешками, пестушками, сказками, чуть позже заучивают считалки, скороговорки, учатся понимать смысл поговорок и пословиц. Таким образом, народ отбирал те приемы, средства воспитания, которые влияют на формирование нравственных чувств и оценок норм поведения, на воспитание эстетических чувств, на здоровье физическое и психическое.

Таким образом, идеалом физического и психического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены — здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, игры, спортивные соревнования и праздники (и все это с шутками, прибаутками, пословицами, поговорками), обеспечивал нормальное физическое развитие детей.

Так почему же сейчас этим проверенным веками средствам воспитания отводиться так мало внимания?

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, Интернету, все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения. А ведь как говорилось выше, фольклор и художественная литература — важные средства формирования личности ребенка, развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

Таким образом, у нас определились две парадигмы:

1) наиважнейшая задача общества — укрепление и сохранения здоровья подрастающего поколения;

2) наисильнейший воспитательный инструмент — «слово» — фольклор, литературные произведения.

Следовательно, необходимо провести синтез этих парадигм и разработать систему мероприятий, базисной основой которой будет значимость, оптимальность и эффективность.

С 2008 года, работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки и плоскостопие), организация такой системы работы стала для меня наиболее актуальной.

Укрепление физического и психического здоровья детей, есть не что иное, как подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Создавая систему работы по теме:«Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова», я поставила пред собой цель, чтобы это была комплексная система, воздействующая на ребенка-дошкольника, помогающая воспитать здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства человека.

Система включает в себя 4 основных направления:

– Обеспечение психологического благополучия;

– Охрана и укрепление здоровья детей;

– Духовное здоровье;

– Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям

Мы хотим воспитать ребенка

счастливым:

– любит жизнь

– уверен в себе

– легко общается

– умеет адаптироваться

– реализует способности

здоровым:

– физически развит

– закален

– правильно питается

– находится в условиях

– эмоционального комфорта

умным:

– образован

– умеет учиться

– хочет учиться

В связи с оздоровительной направленностью группы потребовалось определение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. В этой связи мы выделили для себя приоритеты:

Физическое здоровье: воспитание правильной осанки, профилактику и лечение плоскостопия, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, всестороннее развитие физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Психическое здоровье: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, поддержание бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов, воспитание положительных нравственно-волевых качеств, всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности.

Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, я глубоко изучила исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике. Меня привлекли работы исследователей, решающих этно-педагогические проблемы-профессоров Афанасьева, Гордина, Волкова, Эльдарова, Арутюнян и другие.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович. Опираясь на народные методы воспитания, педагоги создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни.

Детская художественная литература, фольклор, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на развитие образной речи, воспитание нравственных качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни. В результате общения с художественным произведением, фольклором у дошкольников воспитывается чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости.

В последние годы, годы компьютерных технологий, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность народного искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проанализировав уровень развития своих воспитанников, мы пришли к выводу, что у детей недостаточный уровень знаний художественной литературы, устного народного творчества, не на должном уровне мотивация сохранения и укрепления здоровья.

Был сделан вывод: использование фольклора может стать эффективным средством оптимизации процесса укрепления психофизического развития детей дошкольного возраста, если его умело использовать и при условии, если работа по укреплению здоровья проводится не только на специальных занятиях, а так же и в других видах деятельности, при тесной взаимосвязи с родителями, поэтапной, целенаправленной, систематической и системной работе.

Владение технологиями анализа воспитательно-образовательной деятельности позволили: во — первых, в соответствии с данными диагностики в зависимости от состояния здоровья детей отобрать содержание, формы и методы работы с детьми, обеспечивающие развитие личности ребенка, его творчества, инициативы, укрепление физического и психического здоровья с непосредственным использованием художественного слова и устного народного творчества.

Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Простудившемуся человеку в народе говорят: «Пропотеешь — и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждает: «От мнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», — остроумно замечает народ.

Во-вторых, мы приступили к разработке плана — проекта по формированию у детей интереса к художественной литературе и устному народному творчеству, а так же воспитанию привычки к здоровому образу жизни и желанию сохранять и укреплять свое здоровье.

Это прежде всего включение художественного слова в режимные моменты: во время утреннего приема детей, при проведении утренней гимнастики, во время приема пищи, при проведении коррекционной работы, на прогулке во время наблюдений, при проведении подвижных и спортивных игр, трудовых поручений. Так — же, использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха, что позволило формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту, а благоприятный климат способствовал успешной социализации, формированию положительных нравственных качеств.

Использование устного народного творчества в игровой деятельности, помогает раскрыть ребенку возможность взаимодействия с окружающей средой, учит преобразовывать ее и себя, обеспечивая эмоционально — психологический комфорт. Использование фольклора помогает ребенку развить сюжет, украсить игру.

Систематическое использование малых фольклорных форм и художественного слова при проведении занятий (непосредственно образовательной деятельности) сыграло так же немаловажную роль в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей.

На всех этих мероприятиях использовались разные произведения устного народного творчества, такие, как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение и слушание сказок.

На мероприятиях по изобразительной деятельности использование фольклора помогает воспринимать красоту, расширяет представление о способах и средствах создания выразительного образа в изобразительном искусстве. Все это оказывает развивающее воздействие на формирование его эмоциональной сферы, эстетических чувств.

На познавательных занятиях использование фольклора помогает ребенку испытывать чувство радости, радостного удовлетворения и восхищения природными явлениями, постигать тайны природы, окружающего мира.

В речевой деятельности с помощью устного народного творчества дети приобщаются к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомятся с историей своего родного края.

На музыкальных занятиях используются разные произведения устного народного творчества как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение, слушание сказок. Устное народное творчество используется с целью приобщения детей к прекрасному миру музыкального искусства через удовлетворение потребностей в добрых и ласковых интонациях речи, нежных звуках песен.

На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой мы решили как можно больше знакомить детей с произведениями устного народного творчества, преподносить произведения, не занижая возможности детского восприятия. Исполняя произведение, старались обеспечить понимание смыслового содержания его детьми благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса.

Я отметила такую особенность художественного восприятия детей, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, развивает и воспитывает в детях нравственные чувства и положительные взаимоотношения, что способствует созданию благоприятного микроклимата в группе.

Трудно переоценить значение народной сказки для всестороннего развития и воспитания ребенка. Она пробуждает чувство оптимизма, прививает самые лучшие человеческие качества. Доступные и близкие детям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки несут в себе бесценную народную мудрость.

В двигательной деятельности мы использовали фольклор для развития эмоциональной сферы, активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. Он учит управлять своим телом, помогает поверить в свои силы.

Особое значение мы придавали подвижным, хороводным играм — как важному фактору развития и воспитания. В нашем представлении игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д. Устное народное творчество помогает поддерживать внимание, интерес детей, желание слушать, смотреть и повторять вместе или отдельно, вырабатывать правильную речь. В произведениях устного народного творчества, используемых мной, детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания.

Художественная литература и фольклор создают в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем, что позволяет растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, а это как нельзя лучше воспитывает.

В рамках этого проекта мною был разработан ряд мероприятий, нацеленных на укрепление физического и психического здоровья детей через произведения устного народного творчества: комплексные, игровые мероприятия: «Домотканые коврики», «Прогулка в лес», «Буренушка», «Весна», «Кот проказник», «Петушок в гостях у ребят» и др.

Особый интерес в рамках проекта, вызвали у детей проведение познавательных игр и развлечений. Это инсценировки, вечера досуга: «Репка», «Петушок и Машенька», «Сказки про козлика», «Шутки, прибаутки, потехи». Очень важно было научить ребят слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью мы обыгрывали малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты,

Я заметила, что театрализованная деятельность увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. ДОУ работает в тесном сотрудничестве с театральными коллективами г. Нижневартовска, Челябинска. Приглашаются артисты кукольного театра с целью повышения эмоциональной заинтересованности, отзывчивости, способности понимать, воспроизводить услышанное и увиденное. У детей повышается интерес к художественной литературе.

В ДОУ и в группе мы совместно с узкими специалистами всячески стремимся создать для детей интересную и содержательную жизнь, создать условия для проявления культурно — познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, для обеспечения психофизического благополучия ребенка, а так же использования полученных знаний и умений для проведения различных интересных мероприятий. Эти мероприятия способствуют формированию эмоционального отношения к устному народному творчеству, воспитывают чуткость к художественному слову, учат вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, воспитывают желание заниматься спортом.

Проводятся викторины и конкурсы: «Литературная викторина», «Сказка за сказкой», «Угадай из какой сказки», «Волшебный талисман» и так далее с целью развивающего воздействия на формирование у детей эмоциональной сферы, эстетических чувств.

Большое внимание следует уделять взаимодействию с родителями: проводить консультации, беседы, конкурсы, выставки, литературные викторины.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс данной педагогической технологии позволяет достичь положительных результатов в развитии детей.

Для активизации родителей по участию в воспитательно-образовательном процессе и в частности по определенной мною теме, необходимо расширить поле информационной деятельности, поэтому принято решение участвовать в реализации проекта ДОУ «ИКТ-взаимодействие», с интеграцией в данный проект мероприятий направленных на решение задач по теме «Позитивное воздействие художественного слова и устного народного творчества на физическое и психическое развитие ребенка».

Проект заключается в расширении рамок информационного поля родителей посредством компьютерных технологий (предоставление необходимой информации на CD и DVD дисках) по следующим направлениям:

а) информация о деятельности, условиях функционирования детского сада

б) спектр дополнительных образовательных услуг микрорайона;

в) для будущих первоклассников и их родителей информация о ближайших школах микрорайона;

г) возможности ребенка на каждом возрастном этапе, в соответствии с федеральными государственными требованиями и общеобразовательными программами воспитания и обучения детей ДОУ.

д) коррекционная помощь: педагогическая, психологическая, специальной направленности;

е) игровые развивающие упражнения в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.

Распространение данных информационных дисков позволит родителям владеть достоверной информацией в полной мере, с минимумом временных затрат.

При игре ребенка в компьютерные игры в домашних условиях, воспитатель непроизвольно дистанционно может влиять на воспитательно-образовательный процесс. Формируется и позитивное отношение к детскому саду и воспитателям.

Так же существует возможность (при согласии родителей) рассылка выше перечисленной информации на личные e-mаil.

Участие в реализации данного проекта по выше обозначенной теме позволит не только повысить процентное количество родителей активно участвующих в жизнедеятельности сада, но и раскрыть для всех остальных участников образовательного процесса (педагоги ДОУ, МОУСОШ) значимость воздействия на физическое и психическое развитие ребенка художественного слова и устного народного творчества.

Грамотно подобранное художественное слово, фольклор должны стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Заключение

Мы разработали педагогическую систему внедрения фольклора, художественного слова в жизнедеятельность детей нашей группы.

Система включала в себя 4 основных направления:

– Обеспечение психологического благополучия;

– Охрана и укрепление здоровья детей;

– Духовное здоровье;

– Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Работая по этим направлениям, мы включали художественное слово, произведения фольклора во все виды деятельности детей: в режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность, а так же, сопровождали художественным словом двигательную активность детей. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха позволило формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту, а благоприятный климат способствовал успешной социализации, формированию положительных нравственных качеств.

Влияние устного народного творчества и художественного слова на психическое здоровье заключается в формировании позитивных взглядов на жизнь, развивает стрессоустойчивость личности.

Влияние на физическое здоровье отражается в сформированности положительного отношения к здоровому образу жизни.

Долг старших — с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И фольклор, и художественное слово — верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, устное народное творчество, литературные произведения возбуждают в нём ответные чувства.

Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

Рассмотренные нами памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.

Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.

Ни одна из приведённых пословиц и поговорок и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего народа, они имеют весьма широкое распространение среди масс. .

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в воспитательно-образовательном процессе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Литература:

  1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] М.: Высшая школа, 1987.
  2. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] — М.: Высшая школа, 1978.- 198с.
  3. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. — 231с.
  4. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]. — Иркутск, 1990. — 195с.
  5. Капица, О.И. Детский фольклор [Текст]: Л., 1948.
  6. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.—Л., 1958. -203с.
  7. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики [Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.
  8. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [ Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  9. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор [Текст]: М — Л, 1991. — 297с.
  10. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]: М., 1963.
  11. Весёлые уроки [Текст]: позн.-журнал для детей/ отпечатано в ГУП «ИПК Московская Правда». — 2010
  12. Виноградов, Г. С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. — Л., 1978.
  13. Литературная энциклопедия. М.; Л., 1925. Т. 1. С. 237.
  14. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966. С. 109. См. также: Словарь литературных терминов/ Ред. И сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974. С. 82.
  15. Горький А. М. Сбор. Соч. В 30-ти т. М.,1978.
  16. Под редакцией Е.Е. Зуевой,. Детская литература. М.; П.,1989. — С.13
  17. Арзамасцева, И. Н., Николаева,С.А. Детская литература: М., 2000.
  18. См.: Кагаров, Ю. Е. Что такое фольклор//Художественный фольклор. Вып. IV—V. М., 1999. — С.
  19. Волков, Г. Н. Этнопедагогика.: М., 2000.
  20. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. с. 279 с
  21. Антропова А.П. Мониторинг здоровья в дошкольном образовательном учреждении / Проблемы подготовки здорового ребенка к школе. — Курган: КГУ, 1998. — С. 25 .
  22. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория практика физической культуры. — 1980. — N 1. — С. 22 32-33.
Основные термины (генерируются автоматически): устного народного творчества, художественного слова, здоровья детей, психического здоровья детей, здоровому образу жизни, произведения устного народного, детей дошкольного возраста, воспитания детей, нравственного воспитания детей, здоровья детей дошкольного, здоровья ребенка, укрепление здоровья детей, народную мудрость, здоровье детей, психофизического благополучия ребенка, разные произведения устного, нравственных качеств, процесс воспитания детей, положительных нравственных качеств, бесценную народную мудрость.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос