Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурда, С. А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (дата обращения: 16.12.2024).



«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

* Формирование понимания необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

*Воспитание культурно – гигиенических навыков.

*Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению здоровья средствами физической культуры.

*Соблюдение элементарных правил ЗОЖ.

Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 3 до 7 лет. Здоровье является необходимым условием физического и психического развития. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. [3, с.34]. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, воспитать чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создаётся именно в дошкольном возрасте, именно, на этом должны сосредоточить внимание врачи, воспитатели, родители. [1, с.47]. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольника. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. [5, с.28]. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. [7, с.31].

В нашейгруппе мы большое значение уделяем здоровому образу жизни. Начиная cо второй младшей группы, мы закаляем детей летом на площадке в рамках интеграции через разнообразные виды деятельности.

Описание: D:\мама\работа\2013-2017\фото\Летние развлечения 2014г\Лягушки 2014г. (2)\IMG_0251.JPG Описание: D:\мама\работа\2013-2017\Знакомство с группой\IMG_7806.JPG

Описание: D:\мама\работа\2009-2013\фотографии\незнайка\thfg 031.jpg

Родители своим примером показывают детям, как это здорово заниматься спортом.

Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\Тренажеры для детей\1434652780480.jpg Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\Тренажеры для детей\1434652860651.jpg

Родители активно помогают нам исследовать экологическую тропу в детском саду зимой.

Описание: D:\мама\работа\2017-2021\поход 25.01.2018г\20180125_094131.jpg Описание: D:\мама\работа\2013-2017\зима14 поход на участке\обраб9.JPG

Начиная со средней группы, мы ходим в мини – экспедиции. Родители с большим удовольствием принимают в этом активное участие на протяжении всего дошкольного периода.

Описание: D:\мама\работа\2009-2013\фотографии\поход 21.09.2012\IMG_6324.JPG Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\поход май15\поход май15\IMG_7347.JPG

Описание: D:\мама\работа\2017-2021\поход в парк 09.2018\IMG_6304.JPG Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\поход май15\поход май15\IMG_7384.JPG

И с каждым разом желающих родителей принять участия в наших мероприятиях становится все больше и больше.

Описание: D:\мама\работа\2013-2017\2009-2013\фотографии\зима 2012\thfg 012.jpg Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\поход май15\поход май15\IMG_7467.JPG

В наших мини – экспедициях принимают участие дедушки и бабушки. И делают это с огромным удовольствием. Они показывают детям пример, как надо быть активными, чтобы стать здоровыми. Вот на фото бабушка играет с детьми в футбол, а дедушка играет в игру.

Описание: D:\мама\работа\2009-2013\фотографии\я ж тебе сказала - стадион!\thfg 070.jpg Описание: D:\мама\работа\2013-2017\01.04.2015год + разное\поход май15\поход 21.05.2015г\20150521_094734.jpg

Родители – активные участники во всех спортивных мероприятиях. Тем самым они показывают детям, что здоровье очень важно всегда и в любом возрасте.

Описание: D:\мама\работа\2013-2017\23.02.14г\IMG_9032.JPG Описание: D:\мама\работа\2013-2017\Выборы\20160805_171413.jpg

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача: сформировать в маленьком человеке навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. [2, с.44]. Исходя из этого, основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье.

Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. [6, с.34]. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:

– Соблюдение режима дня, активности и сна.

– Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

– Правильное, здоровое питание.

– Закаливание.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. [4, с.29]. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Важно помнить, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом, в семье. А семья играет главную и решающую роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка.

Литература:

  1. Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
  2. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М,: Просвещени, 1995.
  3. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Ахутина, Т.В. // Школа здоровья. – 2000г. – С.42.
  4. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Л.Г.Касьянова // Екатеринбург, 2004. – 22с.
  5. Л.В.Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 5005г.
  6. Журнал» «Дошкольное воспитание»
  7. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр « Сфера», Москва, 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, родитель, детский сад, укрепление здоровья детей, необходимое условие, правильное отношение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью

Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью

Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Задать вопрос