Формирование социальных компетенций у детей с задержанным психическим развитием | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мачихина В. Н. Формирование социальных компетенций у детей с задержанным психическим развитием [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 112-114. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14178/ (дата обращения: 14.08.2018).



Ключевые слова: ключевые компетенции, дети с задержкой психического развития.

Одну из наиболее многочисленных нозологических групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с задержанным психическим развитием (ЗПР). В России, по данным исследований 25–30 % детей младшего школьного возраста имеют проблемы в социализации и обучении, обусловленным задержанным психическим развитием (В. А. Кудрявцева, Ю. А. Галямова, Е. Г. Дзугоева, Л. Н. Блинова, М. Б. Калашникова, О. В. Лебедева и др.). За последние годы увеличивается процент детей дошкольного возраста так называемой группы риска, т. е. имеющих биологические или социальные нарушения.

Развитие ребенка с задержкой психического развития обуславливается тем что возникают трудности при вхождении в социальный мир, таким образом проблемой этих детей является неспособность самостоятельно адаптироваться в социальной среде.

Одной из приоритетных психолого-педагогических задач дошкольного образования является социализация детей с ЗПР, а именно формирование у детей универсальных социальных компетенций — социальной, коммуникативной, когнитивной, поведенческой. Этим компетенциям придается особое значение не только в РФ, но и в странах Европейского сообщества. Развитие и усвоение социальных компетенций у ребенка с ЗПР впоследствии поможет ребенку легко адаптироваться в обществе.

В настоящее время в педагогике все чаще используется понятие социальных компетентностей особенно данная концепция связана с модернизацией образования.

Раскрывая понятие «социальная компетенция», Э. Ф. Зеер дает следующее определение — это процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях.

Вкладывает следующий смысл Е. В. Бондаревская в понятие современные ключевые компетенции — это система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Особому вниманию следует уделить положение Е. В. Бондаревской о том, что компетенция — это личное достояние ребенка, поэтому наиболее успешное формирование компетенции может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Обобщая определения понятия социальные компетенции их можно объединить, в совокупность знаний, умений, навыков, способностей, вошедших в личный опыт ребенка, который обеспечивает качество или успех при разрешении тех или иных жизненных ситуаций.

Рассмотрим все ключевые социальные компетенция и проблемы их формирования у детей с задержанным психическим развитием.

Эмоциональная компетенция выражается в эмоциональных привязанностях, то есть эмпатии и особенности откликаться на эмоциональное состояние друг друга, проявлять сочувствие. Умение присваивать эмоциональное состояние другого человека.

Нарушение эмоционального компонента у детей с ЗПР выражается в слабости проявлений эмпатийных чувств и низкой социальной активности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. В следствии социальной незрелости эти дети отрицательно настроены по отношению к другим детям это проявляется в сложностях сочувствия и сопереживания, оказания помощи. Дети с ЗПР пассивны и равнодушны к сверстникам, чаще играют в одиночестве.

Механизм понимания эмоциональных состояний других людей у детей с ЗПР недостаточно сформирован, что вызывает трудности при определении человеческих эмоций — печаль, радость, гнев, удивление. Уметь передавать свои собственные эмоции у детей с ЗПР не сформировано, что выражается в недостаточной выразительности речи. Дети с этими отклонениями в развитии склонны к проявлению эгоцентрической эмпатии.

Коммуникативная компетенция — включаются знания, умения, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Умение слушать и понимать как взрослого, так и сверстников. По мнению В. С. Полат коммуникативная компетенция — это способ межкультурного взаимодействия.

Несформированнность коммуникативных навыков сотрудничества ребенка с ЗПР со взрослыми и сверстниками связаны с незрелостью возрастных форм общения этих детей, с незрелостью структурных компонентов общения.

Как правило дети с ЗПР не используют в своей речи оценочных суждений не стремятся согласовать с взрослыми отношение к обсуждаемому. Их речевые высказывания носят ситуативный характер по функции это чаще всего обращение за помощью. По содержанию высказывания детей с ЗПР просты не связаны между собой, неустойчивы мотивы общения с взрослыми. Особенности поведения детей с ЗПР которые проявляются в незаинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в ситуации обуславливаются несформированнностью речевого общения. Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному общению и взаимодействию детей с окружающим миром.

Когнитивная компетенциясоциальное познание ребенком своих личностных качеств и окружающих его людей. Когнитивная компетентность участвует в процессе социального восприятия и познания детьми друг друга и играет решающую роль в формировании их самосознания.

Это совокупность компетенций ребенка в сфере познавательной деятельности. Сюда входят навыки применения полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач, знания и умения самостоятельной постановки цели, организации планированию анализа, рефлексии. В рамках данной социальной компетенции ребенок овладевает навыками решения какой-либо проблемы.

Состояние когнитивного компонента социальных отношений у детей с ЗПР обуславливает проявление неадекватности самооценки и неспособности оценивать других людей. Может быть сформировано искаженное восприятие близкого человека и отрицательное отношение к нему или напротив другое проявление — чрезмерная привязанность к родителям, что провоцирует робость, боязливость, несамостоятельность. Они трудно адаптируются в детском коллективе.

Низкая познавательная активность у детей с ЗПР характеризующиеся низкой продуктивностью дети с ЗПР часто не усваивают задания, даваемые взрослым, не могут сосредоточиться на их выполнении. Несформированнность мыслительных операций анализа, сравнения вызывает затруднения при решении заданий.

Поведенческий компонент, под которым подразумевается присваивание ребенком собственного социального опыта на основе которого формируется правила поведения в обществе, осознание нравственных норм.

Низкая степень сформированности поведенческого компонента может выражаться в агрессивном и импульсивном поведении по отношению к сверстникам, дети с ЗПР не испытывают чувство вины за свое отрицательное поведение. Дошкольник с ЗПР могут негативно реагировать на замечания взрослого либо игнорировать его. Отсутствие многих образцов представлений о нормах и правилах поведения и их применение в реальных ситуациях. Контакты таких детей ситуативные и неустойчивые, что демонстрирует несформированнность социально приемлемых форм поведения.

Изучения формирования социальных компетенций выявляет социальную незрелость детей с ЗПР.

Целью нашего исследования является изучение социальных компетенций детей с задержкой психического развития в период дошкольного возраста и поиск методов решения этой проблемы.

Для нашего исследования мы использовали методику С.Д Забрамной, О. В. Боровика «От диагностики к развитию», а именно обследование эмоционально-волевой сферы.

Методика позволила нам выявить как дошкольники с ЗПР понимают эмоциональные состояния других людей; как понимают инструкции; каковы у них особенности зрительного восприятия; каков уровень нравственных качеств личности и поведения; какова реакция на различные явления окружающей действительности. Насколько адекватны проявления эмоций детей в коммуникативной сфере.

Анализ полученных результатов позволил выявить у детей с задержкой психического развития несформированнность социальных компетенций что проявляется в отсутствии понимания человеческий эмоций печаль, радость, гнев, удивление. Неспособность детей с ЗПР проявлять сочувствие к окружающим его людям. Отсутствие многих образцов представлений о нормах и правилах поведения и их применение в реальных ситуациях. Умение передавать свои собственные эмоции у детей с ЗПР не сформировано. Отсутствие навыков и умений самоконтроля, которые обуславливаются недостаточно развитым чувством ответственности. Понимание окружающего мира ограниченно. Снижено зрительное восприятие. Проявление недостаточности внимания — дети плохо сосредотачиваются на одном объекте, внимание неустойчиво. Дети затрудняются поддержать беседу без наглядного материала. Эти факты создают неблагоприятные условия для развития ребенка с ЗПР.

Результаты проведенного исследования демонстрируют, что по основным параметрам формирования социальных компетенций у детей с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников.

Преодолеть такие трудности можно, включая мероприятия по формированию у детей с ЗПР социальных компетенций.

Необходимы психолого-педагогические условия развития, при которых ребенок с ЗПР имеет возможности перенести усвоенные навыки в новую ситуацию. Это относится не только к предметно-практическому миру, но и к формированию межличностных взаимодействий.

Следует учитывать потребности детей с ЗПР дошкольного возраста в общении со сверстниками поэтому работа с детьми данной категории должна вестись параллельно и индивидуально и в коллективе со сверстниками. Начиная коррекционную работу с детьми с ЗПР необходимо учитывать, что любое занятие с детьми в целях достижения максимального педагогического эффекта организуется при условии положительного эмоционального отношения к ребенку.

Таким образом формирование социальных компетенций у детей с ЗПР способствуют личностному самосовершенствованию которая направлена на самореализацию ребенка. Формирует овладению детьми способами саморегуляции, самоподдержки, саморазвития. Развивает положительные личностные качества.

Литература:

  1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Ростовского педагогического университета, 2000–352 с.
  2. Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования: Екатеринбург:Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000 С. 82–85
  3. Забрамная С. Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию,2016. — Ст. 124.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психическое развитие, компетенция, дошкольный возраст, правило поведения, сверстник, коммуникативная компетенция, зрительное восприятие, задержанное психическое развитие, поведенческий компонент.

Похожие статьи

Содержание работы по развитию коммуникативной...

социально- коммуникативное развитие , ребенок , дошкольный возраст , совместная деятельность , сверстник , развитие , отношение, чувство, старший дошкольный возраст , уважительное отношение.

Формирование ключевых компетенций дошкольников

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития. Психологи бьют тревогу: дошкольники перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения.

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей...

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей, дошкольное образование, деятельность детей...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

социально-коммуникативное развитие, ребенок, дошкольный возраст, совместная деятельность, сверстник, развитие, отношение, чувство, старший дошкольный возраст, уважительное отношение.

Формирование коммуникативных компетенций детей...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития

Психологи бьют тревогу: дошкольники перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей, дошкольное образование, деятельность детей, совместная деятельность.

Формирование коммуникативных компетенций у детей...

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.- с.291–300.

Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций...

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития шестилетнего ребенка.

Модель формирования у дошкольников коммуникативной...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда. Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Содержание работы по развитию коммуникативной...

социально- коммуникативное развитие , ребенок , дошкольный возраст , совместная деятельность , сверстник , развитие , отношение, чувство, старший дошкольный возраст , уважительное отношение.

Формирование ключевых компетенций дошкольников

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития. Психологи бьют тревогу: дошкольники перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения.

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей...

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей, дошкольное образование, деятельность детей...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

социально-коммуникативное развитие, ребенок, дошкольный возраст, совместная деятельность, сверстник, развитие, отношение, чувство, старший дошкольный возраст, уважительное отношение.

Формирование коммуникативных компетенций детей...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития

Психологи бьют тревогу: дошкольники перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей, дошкольное образование, деятельность детей, совместная деятельность.

Формирование коммуникативных компетенций у детей...

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.- с.291–300.

Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций...

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития шестилетнего ребенка.

Модель формирования у дошкольников коммуникативной...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда. Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

Задать вопрос